Общество

С ветерком — под алкозамком

Общественный транспорт сделают недоступным для пьяных водителей

  
47

Весь общественный транспорт в России в скором времени могут оснастить алкозамками — специальными электронными устройствами, которые не позволяют нетрезвому водителю завести двигатель.

Замминистра транспорта Московской области Юрий Фельде, как сообщают «Известия», уже обратился с предложением переоборудовать свои машины к региональным перевозчикам. При этом он считает, что в перспективе системы блокировки необходимо установить на все транспортные средства, выпускаемые в России, поскольку это, как говорят аналитики, позволит снизить общее количество ДТП примерно на 25%.

Алкозамок — это особый гаджет, который блокирует зажигание в случае, если водитель нетрезв. Машина просто не заводится, если доля алкоголя в воздухе превышает установленную норму. Считается, что обмануть такой прибор нельзя: он способен определить, сделан ли выдох человеком или воздух, к примеру, выпущен из воздушного шарика.

Но это в теории. На практике же все может быть по-другому.

«А как определить, что именно этот водитель дунул, а не соседний? — задается вопросом исполнительный директор Московского автотранспортного союза Юрий Свешников. — Или он не пригласил дядю Васю с улицы, чтобы он подошел, дунул… Это на Западе все люди законопослушные, ни у кого мысли не возникает, что запретом можно пренебречь. Наш человек очень хитрый и изобретательный, особенно в подобных вещах. Ну и появится там такой штатный „дутовщик“…все будут скидываться ему, чтобы он помог, и он будет обходить все автобусы и так потихонечку дуть туда».

«СП»: — То есть вы против идеи оснастить алкозамками общественный транспорт?

— Любое, скажем так обременение (или ограничение, или запрет) должно на чем-то зиждиться. Так же как и любые принимаемые чиновниками решения должны на чем-то основываться. Вот, например, когда у нас самолеты падают какой-то определенной марки, принимается решение приостановить эксплуатацию этих самолетов до выяснения причин. А что есть статистика, что за последние годы или месяцы на общественном транспорте появилось больше пьяных водителей? Только в Москве четыре миллиона автомобилей, общественного транспорта — 12 тысяч единиц. Соотношение 12 тысяч к 4 млн. — это что? За весь прошлый год в столице на общественном транспорте погибло девять человек, а вообще в ДТП — шестьсот. При данном соотношении это — капля в море, молекула в море. Вот они сделаю алкозамки на автобусах — и что? На основании чего? Мне еще было бы понятно, если бы все автомобили были бы оснащены, но то, что они предлагают, просто противоречит здравому смыслу.

«СП»: — Но цель-то благая — сделать пассажирские перевозки более безопасными…

— Я приведу цифру, которая все объяснит: во всей России автобусами в год перевозятся 13,5 млрд. человек. Гибнет ежегодно из них 178 (плюс-минус один) человек — это многолетняя статистика. Разделите 178 на 13,5 млрд. Какой процент получится? Это по количеству погибших. Что касается виновности… Опять-таки, по многолетней статистике только в 20% ДТП виновником являются водители общественного транспорта, то есть только в 20% случаях аварии с участием автобусов (или троллейбуса, или трамвая) происходят по вине перевозчика. В Москве и области вообще этот процент ниже. И чего мы хотим добиться?

«СП»: — А если говорить об экономической составляющей?

— Конечно, это будет чего-то да стоить — сам по себе прибор, его оснащение, установка, его эксплуатация, его контроль и т. д. Вот эти расходы перевозчиков на что нужно отнести? На тариф? На бюджет? Или на карман перевозчика? А количество автобусов в России, которые работают в режиме общественного транспорта — 300 тысяч. Поэтому мне было бы понятней, если бы предложение оснастить алкозамками касалось всего 42-миллионного зарегистрированного у нас в стране автотранспорта, а не только общественного.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин не имеет принципиальных возражений:

— Алкозамки, конечно, гораздо лучше, чем карательные меры, и гораздо эффективнее, как мне представляется. Понятно, что наши, так сказать, умельцы найдут способ, как это обойти, но для этого все-таки нужно определенные усилия предпринять. Ясно, что сейчас повсеместное введение алкозамков невозможно — логичнее выпускать все автомобили с такими устройствами изначально. Что касается общественного транспорта, то актуальность замысла здесь, пожалуй, понятна. Хотя есть все-таки более дешевые, на мой взгляд, способы именно на городском транспорте предупреждать пьяное вождение — это контроль. То есть просто не выпускать на линию водителей, не прошедших медицинское освидетельствование. Но в порядке эксперимента стоит, наверное, попробовать и блокираторы зажигания, посмотреть, как все это будет работать.

Не алкозамки нужно ставить, а менять саму систему пассажирских перевозок, считает независимый автоэксперт Сергей Асланян:

— О чем это говорит? Да, о том, что у них настолько все запущено и до такой степени у них низкоквалифицированный персонал работает на общественном транспорте, что последний вариант как-то контролировать этих людей — это электронными способами пытаться их ограничить от правонарушений, в частности, по алкогольной статье. Ну, значит, у них и кадровая политика… и в целом транспортная политика — находятся в состоянии деградации. Называется — развалилось все. По-русски говоря, медным тазом накрылось. Если все накрылось настолько, что у них пьяные водители едут в рейс на автобусе и устраивают там чудовищное количество ДТП, то алкозамок — это то, что должно быть в последнюю очередь. В первую очередь, должен быть новый начальник и полностью новая система — и маршрутов, и подбора кадров, и подготовки, и контроля, и тренингов, и т. д. А они начинают с конца, они констатируют полную свою недееспособность — у них все плохо, все спились и сейчас друг друга поубивают. Но давайте тогда уже и как-то лечить, а не новую припарку придумывать.

«СП»: — Но ведь есть же уже обязательный медицинский контроль, зачем еще эти дорогие приборы?

— Медицинский предрейсовый контроль они обязаны проводить каждый день перед тем, как выпустить водителя на линию. Если они этого не делают… — вот это как раз и говорит о полном развале системы. Потому что предрейсовый контроль они обязаны проводить. Если после предрейсового контроля они ставят алкозамок, это значит, что водитель успел трезвым добежать до врача, освидетельствоваться, принять пузырь… и уйти в рейс. И они ничего не могут с ним поделать. То есть они даже его выгнать не могут и взять другого нормального, потому что другого нормального на эти деньги у них нет.

Помимо алкозамков общественный транспорт ждет еще одно преобразование. В Москве, например, скоро практически не останется привычных маршруток. Их заменят городскими автобусами разной вместимости, пообещал на днях директор столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. Такое решение, по его словам, избавит столицу от теневого бизнеса: перевозчики отчитываются только за каждого второго пассажира. В итоге теневой оборот достигает до 30 млрд. рублей в год.

«Заметьте, речь не идет о нашем с вами удобстве, речь идет о том, что мухлюют, поэтому часть денег уходит мимо государева кошелька, в данном случае столичного. И вот ради половины неплательщиков мы хотим весь этот рынок, ну, естественно, реформировать. Проще говоря, уничтожить, — говорит об инициативе Сергей Асланян. — Причем Ликсутов предлагает отдать подряд транспортный компаниям, чтобы на маршруте работала какая-то частная фирма целиком. И, по его мнению, фирма будет утром, когда много народу едет, выпускать на линию большой автобус, а днем, когда едет мало людей (когда уже все практически уехали на работу) будет пускать малый автобус».

«СП»: — Что в этом плохого?

— Ну, это говорит, что чиновник, что называется, не владеет ситуацией. Потому что у нас маршрутки появились не из-за того, что кто-то захотел заработать, а из-за того, что большие автобусы не пролазят. Вот последние 15 лет большие автобусы (тем более в час пик) не пролазят никуда и постоянно опаздывают. Даже на автобусных остановках люди предпочитают дождаться маршрутки. Потому что главное преимущество маршрутки — это ее маневренность. Она успевает сделать несколько ходок, она маленькая, юркая: прыг — туда, прыг — обратно. Всем удобно. Ликсутову — нет. Ему важно то, что не все из них платят налоги. И для того, чтобы скинуть с рынка уже пригревшихся здесь фирмачей (вот те фирмы, которые работают), он хочет заново передать в концессию проверенным, повесить на них ГЛОНАС, чтобы отслеживать, сколько бабла он может с них сгрести в казну. Причем они собираются платить не за количество перевезенных, а за выполнение маршрута. Например, нужно чтобы автобус из пункта А в пункт Б ехал 15 минут с интервалом — 10 минут. Вот если это правило соблюдено, значит, транспортная компания получает свои деньги, свою прибыль. То, что мы не попали на этот автобус, что нам неудобен этот интервал — это власть совершенно не волнует. Для них важно уничтожить ныне сложившуюся форму обслуживания населения и привести на рынок других игроков, которые будут заинтересованы не в качестве обслуживания, а в получении денег из бюджета. И ради этого готовы будут соблюсти любые невыгодные пассажиру правила.

«СП»: — И что же ждет пассажиров, в таком случае?

— Если уберут маршрутки, то просто мы с вами получим ухудшение качества жизни в городе. У нас же не весь город охвачен метро. У нас очень много микрорайонов, которые завязаны на автобусах. Но в микрорайоне автобус уже не пролазит — автобус может пролазить только по большой магистрали. Поэтому могу утверждать, что уничтожение маршруток приведет, грубо говоря, к уничтожению основной транспортной единицы города.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Франц Клинцевич
Франц Клинцевич

Свобода прессы сопоставима со свободой слова, но ни то ни другое особо не нравится порой власть предержащим. Мне самому не раз доводилось сталкиваться с крайне негативной реакцией на свои высказывания, когда не только намекали, чтобы держал язык за зубами, но и в отместку лишали должностей. Правда и собственный взгляд на те или иные события дорогого стоят — это позиция, за которую можно чем-то пожертвовать, но никогда не изменять своим принципам.

Желаю «Свободной прессе», которая вот уже 10 лет верна своим идеалам, придерживаться этого и в последующем, оставаясь и «свободной» и «прессой»!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня