18+
понедельник, 23 октября
Общество

Русский язык в Тыве стал иностранным

«Великий и могучий» оказался в республиканских школах на задворках

  
821

Кызылская прокуратура Республики Тывы, в ходе проверки средних школ, выявила факты преподавания русского языка и русской литературы на тувинском языке. Начальные классы обучаются на нем полностью. В средних и старших классах преподается русский язык, но уроки по нему и литературе ведутся на тувинском.

В прокуратуре отметили, что преподавание русского языка как иностранного недопустимо, поскольку он является государственным. Кроме того, по этой причине значительное количество школьников провалили ЕГЭ по русскому и лишились возможности получить высшее и среднее-техническое образование.

В адрес руководства школ правоохранители вынесли представления о недопущении подобных нарушений. Учителя, сказано в документах, преподававшие русский язык как иностранный и в недостаточном объеме, будут привлечены к ответственности.

Прокуратура и ранее заявляла об этой проблеме. В июне прошлого года она обязала школы Овюрского района проводить уроки русского на «великом и могучем». «Незнание русского языка нарушает конституционные права и интересы граждан, ставит их в зависимость от языковой принадлежности, что может отразиться на формировании культуры межэтнических и межконфессиональных отношений. Государственный язык способствует укреплению межнациональных связей народов России в едином многонациональном государстве», — говорилось в сообщении ведомства. Министр образования и науки Республики Тывы Бичелдей Каадыр-оол пообещал принять меры по обеспечению изучения детьми государственного языка. Похоже, не принял.

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института развития национальной школы Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тывы Галина Селиверстова считает, что причины происходящего — в преобладании титульной нации и компактности ее проживания, в отсутствии русской языковой среды в подавляющем большинстве населенных пунктов, в сокращении функционирования русского языка из-за оттока говорящего на нем населения в 1990-е годы. В ее научной работе сказано: «Сегодня большинство тывинских детей приходят в школу, зная 10 — 20 русских слов, а их сверстники в других регионах страны имеют базовый запас более 3000 слов. Русский язык в школах стал преподаваться как предмет, начиная с 1948—1949 учебных годов (эта территория вошла в состав СССР в 1944 году — «СП»), а до этого времени изучался отдельными группами.

С развалом Советского Союза в национальных республиках резко изменилось отношение к русскому языку. Язык «нерасторжимого братства» стал виновником русификации и подвергся гонению.

Языковая напряженность была и в Туве. Не последнюю роль в этом сыграли языковой экстремизм некоторых политиков и опубликованные в местной печати статьи, принижающие роль русского языка.

В 1993 году Тувинская лаборатория НИИ национальных школ провела анкетирование двухсот учителей начальных классов… с целью выявления их отношения к готовящемуся сокращению часов, отводимых на изучение русского языка, с последующей передачей их на изучение родного языка. Результаты анкетирования показали, что 3,5% опрошенных учителей против изучения русского языка в тувинской школе; 7,5% предлагали отвести на его изучение всего лишь один час в неделю; 48% были за сокращение его преподавания в 2−3 раза. Все опрошенные считали, что языком обучения в тувинской школе должен быть родной язык с 1-го по 10-й классы.

«Закон о языках в Тувинской АССР» предусматривал постепенное повышение уровня коренизации тувинской школы включительно по 9-й класс, то есть переход в этих классах на преподавание всех предметов на родном языке.

Однако жизнь вносила свои коррективы. Факты свидетельствуют о том, что с середины 1990-х годов стала расти ориентация на русскую школу".

— В этом регионе — серьезный недостаток учителей русского языка и литературы, — говорит доктор педагогических наук, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. — Качество образования там всегда было очень невысоким из-за «оторванности» данного места от остальной страны. Туда по сей день не проложена железнодорожная магистраль, там плохие дороги, там всегда ощущался недостаток информации. А после развала СССР начались гонения на русский язык. По этим причинам многие педагоги слабо владеют русским. Дети выходят из школ плохо знающими этот язык, особенно неважно владеют русской разговорной речью.

Эта республика забыта руководством страны. Поэтому оно ничего не предпринимает и для решения проблемы преподавания русского языка.

В свое время в Министерстве образования РФ ликвидировали отдел национальных школ, изъяли специальность «русский язык в национальной школе» на филологических факультетах многих педагогических вузов, прекратили финансирование региональных филиалов и лабораторий Института национальных проблем образования.

Недавно представленный министром образования доклад — бесформенное нагромождение фраз. Проблем глава ведомства не чувствует. Не чувствуют их и его подчиненные, приготовившие потрясающе непрофессиональный документ. Когда-то бывшего министра этой отрасли Фурсенко называли «не в курсенко», теперь и нынешнего можно назвать так.

А подготовленный институтом образования при Минобразования проект «Об образовании» — безграмотный. О решении проблем преподавания русского языка в национальных республиках там даже не упоминается. Хотя язык — становой хребет государства.

У нас критикуют Латвию, Литву и Эстонию, пытающихся минимизировать влияние русского языка. Говорят о том, что в Украине необходимы два госязыка — украинский и русский. И при этом закрывают глаза на то, что происходит дома.

«СП»: — Как вы относитесь к тому, что в Тыве и ряде других национальных образованиях страны, присутствуют два государственных языка?

— Пусть присутствуют сколько угодно, но упор необходимо делать на изучение русского, основного государственного языка. Во всей стране говорят на русском. Жители разных республик, приезжающие в Москву, говорят на русском. Но, разумеется, их культурой и историей пренебрегать недопустимо. Нужно это изучать и поддерживать, интегрируя население в общее пространство. Однако воплотить такое вряд ли получится, поскольку науку наши реформаторы практически разрушили.

«СП»: — На изучение русского языка следует предоставлять большее количество часов?

— Дело не количестве часов, а в том, что русский язык нужно изучать эффективнее. Он — сила, способная сохранить Россию.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Антон Луканин

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня