18+
суббота, 19 августа
Общество

Апокалипсис отложен

Обязательную выдачу универсальных электронных карт могут отменить

  
227

11 февраля в Казани министр связи массовых коммуникаций Николай Никифоров заявил, что обязательную выдачу универсальных электронных карт (УЭК) с 1 января 2014 года могут отменить из-за того, что проект оказался слишком затратным. По словам министра, карты будут выдавать только по личным заявлениям желающих. Однако, как сказал Никифоров, на федеральном уровне рассматривается инициатива перехода к электронным паспортам, которые заменят бумажные документы.

Напомним, что страсти вокруг электронных документов кипят уже не первый год. В марте 2011 года, во время принятия закона Москвы «Об универсальной электронной карте» прошёл массовый митинг, организованный православными активистами и поддержанный КПРФ. Московские депутаты-коммунисты тогда голосовали против принятия закона. Но они, как водится, оказались в меньшинстве. Руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков так отозвался о спорном нововведении: «В электронной карте идентификации личности будут все данные о человеке. Но в РФ сегодня нет условий, которые гарантировали бы недоступность, неприкосновенность персональных сведений о человеке, если они окажутся на предлагаемом электронном носителе. Правящая партия, однако, идет на создание УЭК, не разработав механизма защиты данных о человеке, обеспечения безопасности для обладателя УЭК, что требуется по Конституции РФ».

Проект противоречит не только Конституции, но и действующему закону о персональных данных, который запрещает помещать на одном носителе несовместимые виды персональных данных.

Против поголовного охвата УЭК выступает и РПЦ. На прошедшем на днях Архиерейском соборе (высший орган иерархического управления Русской православной церкви) было принято постановление, в котором говорится о понимании и готовности защищать тех православных, кто выступает против повсеместного и безальтернативного введения универсальных электронных карт (УЭК), биометрических паспортов и прочих электронных «новинок», которые должны заменить обычные бумажные документы.

Часть православных видит во внедрении УЭК признак приближающегося апокалипсиса. Одна из таких Галина Царева — автор нашумевших в интернете фильмов о грядущем всепланетном электронном рабстве:

— Если в одной карте будет собрана практически вся информация о человеке, то, заблокировав карту, можно будет оставить человека без денег, без возможности передвигаться, без имени и дома. Или навешивать на людей огромные кредиты, которых они не брали. Подобное случается уже сейчас, а с введением УЭК может принять массовый характер.

«СП»: — Решение Архиерейского собора оставляет надежду, что людям дадут выбор: те, кто хочет — останутся с бумажными документами?

— Мы не совсем довольны постановлением Архиерейского собора. Для нас, православных, важно, чтобы нам сказали: грех ли принимать эту карту или нет? Известно, что на фотографии в электронных картах и биометрических паспортах будет наноситься на лоб невидимый обычным глазом штрих-код. Это то, о чем написано в откровении Иоанна Богослова. Но об этом ничего в постановлении собора не говорится. Поэтому оно половинчато. Опять же, собор предупреждает о том, что нельзя насильно склонять людей к принятию УЭК. Но ведь человека никто может и не вынуждать, просто скажут: с УЭК возьмем на работу, а без нее — нет. И как тут быть?

Кстати, если в отношении универсальных карт нам еще оставляют возможность отказаться, то с биометрическими паспортами никакого выбора не предусмотрено в принципе.

Мы уже не первый год говорим о том, какие огромные деньги понадобятся на смену паспортов. КПРФ пыталась провести референдум — коммунисты понимают, что всех нас толкают в электронный концлагерь. Ведь если пойдешь на оппозиционный митинг с УЭК или биометрическим паспортом — тебя запросто вычислят. А затем — увольнение с работы, притеснения. Следующий этап после введения электронных карт — чипизация населения. И тогда на настроения и мысли людей можно будет влиять, посылая определенные сигналы.

— Я не думаю, что определение собора что-то серьезно изменит. Оно не содержит дорожной карты: кто за что отвечает, и что надо делать, чтобы избежать «электронной угрозы». — Говорит дьякон Андрей Кураев. — Чтобы отстаивать интересы верующих в данной области, эта тема должна быть в центре внимания переговорного процесса церкви и государства. Скажем, любая встреча высокого церковного лица и государственных лидеров, затрагивала эту тематику — Карфаген должен быть разрушен. А этого, насколько я могу судить, не будет.

«СП»: — Вы, как представитель официальной церкви, разделяете опасения тех верующих, которые, ссылаясь на откровения Иоанна Богослова, видят во введении электронных карт признак приближения конца света?

— Подобные аналогии из разряда богословского хулиганства.

«СП»: — В таком случае позиция РПЦ представляется несколько размытой…

— Церковь справедливо говорит о том, что есть определенные гуманитарные и этические угрозы в данном процессе. Эти угрозы не имеют никакого отношения к богословской, апокалипсической тематике. На самом деле кликушество в стиле Царевой — это то, что только мешает серьёзному и глубокому изучению этой темы. Если убрать в сторону богословские измышления — остаётся только одно — проблема Большого Брата и роста его аппетитов. Для удобства слежки, внедряются электронные карты, позволяющие отслеживать местонахождения любого человека, даже когда он этого не хочет. В этом смысле меня очень удивляет, что наши записные правозащитники, обходят молчанием эту проблему. И тут возникает вопрос: может быть, они отрабатывают деньги Запада, где этот процесс зашёл дальше, чем у нас, и только поэтому помалкивают?

Гражданам должны быть даны определённые возможности гражданской самозащиты. И некоторые из форм защиты в постановлении Собора перечислены. В частности, предъявляемый мной документ, не должен содержать в себе информацию, о которой я не знаю, которую я не давал разрешения заносить на чип.

«СП»: — А церковь уполномочена заниматься гуманитарными угрозами?

— Конечно. Если я вижу, что горит дом, я не задаюсь вопросом, имею ли я право вмешаться и попытаться его потушить…

«СП»: — Часть верующих считает, что введение УЭК — только этап. Затем последует чипизация населения, которая позволит влиять на настроения и даже мысли людей…

— Да, проблема такая есть. Представьте, что в нас всех вставлен микрочип. Всей правды о нем нам никто не сообщит. А если у нас нет никакого контроля за этим техническим средством, обладающим приемо-передаточными функциями, действительно возникнуть ситуация, когда с помощью этого устройства может запускаться процесс выработки в наших организмах депрессантов. И тогда, к примеру, в каждый христианский праздник мы впадаем в минорное настроение. И, напротив, организм усиленно вырабатывает адреналин в день рождения «любимого вождя». И тогда все трудящиеся вне зависимости от политических взглядов испытывают праздничный подъем. Я боюсь, что это уже не очень фантастика.

«СП»: — То есть существуют некие силы, которые заинтересованы, что бы все получилось именно так?

— Не важно, есть они или нет — важно, что так может быть.

— Церковь за свободу личности, свободу выбора между добром и злом, — говорит православный миссионер, игумен Сергий Рыбко. — Это то, что Господь даровал каждому человеку: творить свою личную жизнь без того, чтобы Большой Брат заглядывал тебе в душу. Я лично не разделяю опасений тех верующих, кто видит во внедрении электронных карт приближение конца света, но считаю, что должна быть альтернатива: бумажный паспорт или УЭК.

И уж совсем недопустима чипизация населения: где гарантия, что чип не начнет мной управлять?! Ведь уже сегодня самый обычный сотовый телефон даже в выключенном состоянии дает возможность определить местонахождение человека, причем не только правоохранительным органам.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Алексей Насыров

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Медиаметрикс
Рамблер/новости
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня