Общество

В армии воруют под грифом «Секретно»

От Сердюкова потребуют отчета за каждый рубль, выделенный на реформы

  
29

В Государственной думе началась работа над проектом закона «О гражданском (общественном) контроле за Вооруженными Силами РФ и другими войсками министерств и ведомств». Инициатором этого стала Общественная палата при президенте РФ. Председатель комиссии Общественной палаты по делам ветеранов Вооруженных сил и членов их семей Александр Каньшин заявил:

— Принятие такого закона позволит исключить ту ситуацию, когда в нашей стране ежегодно разворовывается более 20 млрд. рублей из средств, выделенных на гособоронзаказ и другие нужды минобороны.

По данным главной военной прокуратуры, в 2008 году ущерб только от раскрытых экономических преступлений в армии составил 2 млрд. рублей. Всего были осуждены более 400 офицеров, из них около 300 — старшего командного состава, в том числе десять генералов и 76 командиров воинских частей. Еще в отношении десяти генералов проходит уголовное разбирательство. При этом преступность среди командного состава выросла в 2008 году на треть.

В крупном мошенничестве были уличены сотрудники центральных управлений минобороны. Они продавали коммерческим структурам ракетное топливо по цене, заниженной в 40 раз, как якобы непригодное. Затем те же чиновники покупали то же топливо у тех же структур, но уже по рыночной цене. Ущерб от этой махинации составил 430 миллионов рублей.

Восемь уголовных дел возбуждено в главкомате Сухопутных войск в связи с воровством денег, выделенных на обеспечение жильем кадровых офицеров. Ущерб от злоупотреблений превысил 250 миллионов рублей.

В Чечне раскрыта преступная группа офицеров-финансистов, укравших 102 миллиона рублей, предназначенных для уплаты налогов.

Финансовые махинации на сумму 24 миллиона рублей выявлены в 29-м НИИ минобороны. По этому делу проходят бывший начальник НИИ генерал-майор Николай Конон, а также начальники отделов этого института полковник Рифат Мухудинов и подполковник Валерий Говорков. По данным расследования, они заключали договоры с фиктивными фирмами и присваивали средства, выделенные на оплату этих контрактов.

Одна из изощренных форм разворовывания средств — благотворительные фонды, которых вокруг силовых структур развелось десятки и даже сотни. Казалось бы, с их помощью люди в погонах должны как сыр в масле кататься. Однако, на самом деле, простые военнослужащие отнюдь не избалованы материальной поддержкой не только государства, но и финансовых воротил.

Крик о помощи звучит в письме ветерана Афганистана и Чечни подполковника Сергея Стрижанова: «У меня — тупиковая ситуация. Несколько слов о себе. Подполковник, выслуга 24 календарных года, „афганец“, 13 лет прослужил на Дальнем Востоке, больше двух лет воевал в Чечне, получил там ранение. Женат. Сын — школьник. Квартиры не имею. Из-за военной травмы командование оформило представление на увольнение в запас. Скоро, после трех месяцев нахождения за штатом, мне будет прекращена выплата денежного довольствия. Я с семьей остаюсь без собственного жилья и средств к существованию. Таков малоутешительный итог службы боевого офицера. Обращался в фонд поддержки военнослужащих — ни ответа ни привета».

К сожалению, печальная судьба подполковника Сергея Стрижанова из Волгограда отнюдь не единичный случай. В таких же тупиковых ситуациях перед увольнением в запас оказываются тысячи военнослужащих. Надо признать, государство, которому они честно служили, по сути дела, бросило их на произвол судьбы, переадресовав заботу о таких подполковниках на военные благотворительные фонды.

Официально, они существуют благодаря пожертвованиям. Правда, отнюдь не олигархов. Чаще всего взносы на благотворительные цели им делают организации и предприятия Военно-промышленного комплекса.

Впрочем, гораздо больше денег приносит посредническая и лоббистская деятельность. Военные фонды «торгуют» старыми связями своих руководителей. Они служат своеобразным мостиком между некоторыми чиновниками силовых ведомств и коммерческими структурами. И порой в связке проворачивают такие темные дела, что с ними до сих пор не может разобраться Главная военная прокуратура.

Например, нашумевшее следствие о продаже авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск» в Южную Корею. Два крупнейших корабля российского Военно-Морского Флота были «пущены на иголки», то есть сданы на металлом, по заниженным ценам. За «Минск» официально было заплачено 4,5 миллиона долларов, а за «Новороссийск» — 4,3 миллиона. Между тем, как утверждают эксперты, только цветных металлов на кораблях находилось почти на 15 миллионов долларов. Но самое главное, при продаже с крейсеров не было снято секретное оборудование и вооружение. Посредником в этой сделке выступала общественная организация «Компас», состоящая в основном из адмиралов запаса.

Внимания правоохранительных органов не избежал и фонд социальной поддержки военнослужащих «Гарантия». Его официальными учредителями являлись Министерство обороны, Минфин, МВД, ФСБ и ряд других влиятельных организаций. Поэтому и заполучила «Гарантия» пять процентов акций алмазного монополиста АЛРОСА. Для организации отдыха военнослужащих фонду был передан элитный дачный поселок «Вялки». Но в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности фонда «Гарантия» Главным контрольным управлением президента РФ, уникальный оздоровительный центр «Вялки» использовался не по назначению. В конце-концов, этот подмосковный дачный поселок при балансовой стоимости 2 300 тысяч долларов США был продан за 2.396.283 рубля. Почти в тридцать раз дешевле!

И самое главное, как установили ревизоры, на решение социальных вопросов помощи военнослужащим было направлено всего 75, 1 тыс. рублей или 1,2 процента всех расходов фонда. Вместе с тем, на содержание аппарата «Гарантии» было израсходовано 4,1 миллиона рублей, что составляет 85 процентов официальных расходов. Как видим, военный фонд — это, прежде всего, кормушка. В основном, для тех, кто его возглавляет.

Но это только видимая часть айсберга. Многое остается вне поля зрения официальных контрольных органов. Поэтому необходимы общественные, гражданские формы контроля, особенно с началом реформы армии. По мнению некоторых экспертов, нынешняя военная реформа затеяна именно для того, чтобы в мутной воде в очередной раз подоить государство. Ведь на реорганизацию Вооруженных сил «в целях сокращения расходов» выделяются колоссальные средства. И общество должно знать, как они расходуются.

— До сих пор стройная система гражданского контроля над армией в Российской Федерации не выработана, — считает руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок. — Ранее военная инспекция существовала в системе Министерства обороны СССР, затем в системе Совета безопасности, сейчас это структурное подразделение Министерства обороны РФ. Теоретически орган, который может контролировать Минобороны извне, — Счетная палата Российской Федерации, но она способна делать это только эпизодически. Впрочем, даже по отдельным эпизодам Счетная палата находит массу злоупотреблений в хозяйственной деятельности силовых структур. Поэтому и нужно организовывать гражданский контроль по трем уровням — законодательному (парламентскому), представительскому и общественному. В соответствии со статьей 94 Конституции РФ, парламентский контроль должен стать основным элементом гражданского контроля. Однако о каком парламентском контроле можно говорить, если более 40% статей и видов расходов бюджета на оборону страны засекречены для депутатов Государственной думы? Короче, как и на какие цели тратятся деньги военного бюджета, парламентский контроль ответить не в состоянии. Между тем, в соответствии с законом «О государственной тайне», в российском бюджете могут быть засекречены только расходы, запланированные на разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность. Так что принятие закона о контроле над армией жизненная необходимость. Это — не самоцель, а средство поддержания и повышения обороноспособности государства в свете уже существующих и неизбежных новых угроз.

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
ЧМ по Футболу 2018
Группа A
Страна Очки
РоссияРоссия 6
УругвайУругвай 6
ЕгипетЕгипет 0
Саудовская АравияСауд. Аравия 0
Группа B
Страна Очки
ИспанияИспания 4
ПортугалияПортугалия 4
ИранИран 3
МароккоМарокко 0
Группа C
Страна Очки
ФранцияФранция 6
ДанияДания 4
АвстралияАвстралия 1
ПеруПеру 0
Группа D
Страна Очки
ХорватияХорватия 6
НигерияНигерия 3
ИсландияИсландия 1
АргентинаАргентина 1
Группа E
Страна Очки
БразилияБразилия 4
ШвейцарияШвейцария 4
СербияСербия 3
Коста-РикаКоста-Рика 0
Группа F
Страна Очки
МексикаМексика 6
ГерманияГермания 3
ШвецияШвеция 3
Южная КореяЮжная Корея 0
Группа G
Страна Очки
АнглияАнглия 6
БельгияБельгия 6
ТунисТунис 0
ПанамаПанама 0
Группа H
Страна Очки
ЯпонияЯпония 4
СенегалСенегал 4
КолумбияКолумбия 3
ПольшаПольша 0
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня