Общество

Вечное топтание на месте

Андрей Рудалёв об играх с историей

  
185

У отличной рэп-группы с Украины «Типси Тип» есть такая строчка: «Если жить прошлым временем, можно ложиться в мавзолей рядом с Лениным». Вроде бы все просто и незатейливо, но, по большому счету, в ней заключена метафизика нашего настоящего и идея восприятия будущего.

Однако сейчас такое ощущение, что нас с неистовым усердием хотят туда, в этот мавзолей поместить, закопать навсегда под кремлевской стеной в могиле Сталина. Нас тащат назад, не давая не то что разглядеть, но и попросту всмотреться в перспективы. Любые разговоры о развитии натыкаются на гадание о лепестках в стиле «любит — не любит»: плохой — хороший Брежнев, Сталин, Ленин, император из династии, Иван Грозный, Рюрик… Подается это под стандартным соусом: чтобы построить будущее, надо разобраться в своей истории. Ну, или призывают к покаянию за все и вся. Благо, к этому самому покаянию, следует отметить, мы расположены и жадно губкой впитываем любую повод-пищу для него. Понятно, что сами мы все этики и ориентируемся исключительно на идеалы праведности, но ведь исторический процесс, чтобы ни говорили о слезинке младенца, не меряется морально-этическими категориями и это прописная вещь.

Едва ли будет откровением сказать, что часто любые сублимации по поводу истории преследуют своей целью то, чтобы, погрузившись в эти бессмысленные разговоры, подобные сказки о белом бычке, люди перестали адекватно оценивать и воспринимать настоящее, выдавая тем самым ему мандат легитимности. Исторические дискуссии, по сути, основа безопасности существующего государственного, общественно-политического строя, сложившегося, мягко говоря, не на прочном фундаменте. Естественно, они ведутся не профессиональной средой, не с целью разыскания истины и демонстрации всего богатого и многогранного разнообразия смыслов того или иного исторического события или периода. Такие дискуссии всегда претендуют на оценку, а, соответственно, на истину в последней инстанции. Это не дискуссии, а императив, разводящий по разным сторонам ринга и изматывающий в бессмысленной схватке: в одном углу боец в белых трусах, в другом — в красных.

Поэтому с такой опаской был встречен в прошлом году памфлет Захара Прилепина «Письмо товарищу Сталину», опубликованный «Свободной прессой». Автор в нем уклонился от однозначных ответов, от выставления оценок, к которым мы так все привыкли, что стали потом додумывать за него. Прилепин попросту сказал, что транслируемый сейчас образ Сталина, давно ставший мифологемой и не имеющий практически ничего общего с реальным историческим персонажем, используется современными властными либеральными элитами для оправдания как их собственных состояний, так и реального положения страны, они удачно им спекулируют, зарабатывая отличные дивиденды. Поэтому и отклик на это «Письмо» был достаточно жесткий, вплоть до истеричности, в нем чуть ли не пресловутого мужика с топором увидели.

Номенклатурные элиты подкидывают обществу различные бесплодные поводы для псевдодискуссии, чтобы оно в них завязло. Меняют реальную актуальную повестку на виртуальную и самыми долгоиграющими здесь поводами являются исторические кости. Человек может махнуть рукой на любые современные инфоповоды, объявить несущественными, но как же не сказать свое компетентное мнение о политике советской России в начале 20-х годов 20 века или о крещении Руси?.. Это практически личное, это фундамент твоих взглядов, а потому здесь можно и предельную экспрессию допустить и гневно отстаивать свои воззрения на природу вещей. Очень запало в память, как не так давно по ТВ журналистка Марианна Максимовская попыталась проинтервьюировать отца Всеволода Чаплина по вопросу о Сталине. Журналист подкидывала протоиерею сравнение Гитлер-Сталин, которое прочно внедряют в наши головы, Чаплин же отметил, что ему ближе сравнение Сталина с Рузвельтом и Черчиллем. Максимовская тогда была на грани потери самообладания и ее искрящиеся гневом глаза говорили о том, то она готова была вцепиться своему гостю в глотку. Такая вот страстность.

Дружное охаивание советского прошлого, объявление целых периодов истории страны темными и ужасающими, навязывание комплекса неполноценности в известные годы недавнего прошлого привели к изничтожению страны. Такова была изначальная задача и цель. Так всегда происходит, когда стремятся поставить все с ног на голову.

Под разговоры о развенчании культа его же и насаждают. Ведь мало кто думает, что тот же Хрущев решился на свой знаменитый антикультовый доклад по морально-этическим соображениям, а не в силу борьбы за власть и не для укрепления легитимности собственного правления. Но Сталин ли исключительно возводил этот культ, а потом свергал? Так же самые услужливые приспешники и самые яростные критики Путина делают из него сверхчеловека. Одни возводят в ранг античных героев и повелителей стихий, другие — лепят из него современного Вельзевула, без конца твердят о ручном управлении страны, не давая ни на секунду помыслить, что все зависит от нас самих. Что же от нас может зависеть, когда и история сплошь черна, да и современность — яма, над которой страна висит, как марионетка на нитках?! От нас ничего не зависит, тогда все дозволено и каждый сам за себя. Не мы такие — жизнь…

Несколько лет назад, присутствуя в одном представительном обществе, обратил внимание на один разительный контраст: вся публика была занята и увлечена обсуждением тех или иных традиционных вопросов, которые, как правило, сводятся к риторическим, наподобие, был ли Лев Толстой на самом деле отлучен от Церкви, или все это следует понимать как-то иначе. Занятие это прелюбопытное, как копание в пыльных сундуках, помещенных в темных чуланах, но не ведущее совершенно ни к чему, кроме приступа астмы. Разговор ради разговора, искусство ради искусства, собирание пазла ради убийства времени.

Разворота в будущее нам катастрофически не хватает.

К примеру, возвращение в конце 80-х — начале 90-х (именно так тогда говорилось, даже книжные серии выходили «Возвращение») литературы эмигрантской, самиздатовской, «гонимой» в советские времена чуть было своей цунамической волной не убило современную литературу. Актуальная словесность практически была заасфальтирована некогда запретным плодом, уверенно шагающим по рассыпающейся стране. И только в начале XXI века новая литература прорвалась на свет Божий, писатели стали акцентировать внимание на значимости и ценности происходящего здесь и сейчас. Возвращенная литература пришла тогда со своей проблематикой, своей повесткой, часто неоднозначная, и собственно произошел провал в коммуникации между читателем и современным ему литератором. Писатели разбились по своим группкам, забились по своим узкокружковым норкам, отвергнув изменившего им читателя, объясняя все падением нравов и потерей интереса к чтению.

Без разворота в будущее остается пребывать в норе-склепе.

«Свободная пресса» к 60-летию смерти Иосифа Сталина, который до сих пор у нас живее всех живых, опубликовала эссе писателя Германа Садулаева «Последний аргумент России». Основное послание этого текста как раз заключалось в необходимости избавления от давящего императива истории и, в первую очередь, от спекуляций вокруг нее.

Садулаев пишет: «Раньше у нас еще был Сталин. Но он умер. Сталин умер, братцы. Шестьдесят лет назад. Сталин к нам никогда не вернется. Он был плохой и хороший, великий и злой, он был не он, но все мы, а теперь он просто умер, теперь он просто история, как Иван Грозный и Чингисхан». Он заключает, что надо поставить памятники, построить музеи, зафиксировать ими свою историю и двинуться дальше. Но с этим как раз большая проблема.

Мы ведь воспринимаем историю, зачастую, как вечно повторяющийся круг календарных праздников. Причем, их привыкли не то что не почитать, но бороться с ними, демонстрируя всю свою удаль. Этакое ветряное донкихотство. Люди с умным видом твердят, что история движется по спирали, что фарс повторяется трагедией и наоборот. Ну, а еще, как говорили наши родные древние китайцы, посмотреть бы им в широко раскрытые глаза, главное не жить в эпоху перемен, а найти себе какой-нибудь песок и голову туда поглубже. Сколько подобного словесного мусора осело за последние годы в наших головах, что уже на зубах хрустит…

Надмирный, всемирный и величайший русский Михаил Лермонтов как то сказал, что «у России нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем». Поэт, для творчества которого крайне важен был мотив памяти, воспоминания, был целиком обращен в будущее, которое он прозревал, ведь прошедшее — это часть настоящего и завтрашнего дня. В этом заключена цельность мировосприятия. Думается, что это очень верный рецепт для нашего сегодня, которое необходимо избавить от инерции топтания на месте.

Фото: Павел Кассин/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
ЧМ по Футболу 2018
Группа A
Страна Очки
РоссияРоссия 6
УругвайУругвай 6
ЕгипетЕгипет 0
Саудовская АравияСауд. Аравия 0
Группа B
Страна Очки
ИспанияИспания 4
ПортугалияПортугалия 4
ИранИран 3
МароккоМарокко 0
Группа C
Страна Очки
ФранцияФранция 6
ДанияДания 4
АвстралияАвстралия 1
ПеруПеру 0
Группа D
Страна Очки
ХорватияХорватия 6
НигерияНигерия 3
ИсландияИсландия 1
АргентинаАргентина 1
Группа E
Страна Очки
БразилияБразилия 4
ШвейцарияШвейцария 4
СербияСербия 3
Коста-РикаКоста-Рика 0
Группа F
Страна Очки
МексикаМексика 6
ГерманияГермания 3
ШвецияШвеция 3
Южная КореяЮжная Корея 0
Группа G
Страна Очки
АнглияАнглия 6
БельгияБельгия 6
ТунисТунис 0
ПанамаПанама 0
Группа H
Страна Очки
ЯпонияЯпония 4
СенегалСенегал 4
КолумбияКолумбия 3
ПольшаПольша 0
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня