18+
воскресенье, 22 января
Общество

Шекспир, Кафка, Пастернак и прочие клиенты месье Жарра

84-летний французский композитор скончался в Лос-Анджелесе, который он взял на шпагу полвека назад

  
23

Его лучшие работы были отмечены премией Американской Академии киноискусства. Свой первый Оскар Жарр получил за музыку к фильму «Лоуренс Аравийский» в 1962 году. У него есть ещё две статуэтки за музыку к картинам. Кроме того, композитору присуждены четыре «Золотых глобуса», премия «Грэмми», приз Европейской киноакадемии и другие награды.

Морис Жарр родился в Лионе в 1924 году. Его отец Андре Жарр был одним из изобретателей проигрывателей пластинок. Музыке будущий композитор учился у легендарного французского композитора Артюра Онеггера. Свою музыкальную карьеру Жарр начал с изучения перкуссии и дирижирования в Консерватории Парижа. Затем в 1950 году стал музыкальным директором Народного театра (Theatre National Populaire) и оркестровал более 70 пьес, начиная Шекспиром, заканчивая Кафкой. Однако всемирно известным стал лишь благодаря своей работе в кино. Причем, произошло это довольно поздно. Он пришел в кинематограф лишь в 1952 году. Однако за 50 лет своей работы в кинематографе успел написать музыку к 150 картинам.

Дебют Жарра, как автора музыки к фильмам, состоялся во Франции, когда написать мелодию ему заказали создатели короткометражной киноленты «Дом Инвалидов». Это было только начало пути. Настоящее признание и уважение во Франции и во всей Европе композитор получил через десять лет, когда в 1962 году написал звуковую дорожку к историко-эпическому фильму Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский», которую многие критики считают лучшей звуковой дорожкой за всю историю кино. 60-е и 70-е были золотыми годами Жарра. Музыка к фильму «Доктор Живаго» (1965), и, особенно, мелодия Лары из фильма стала международным хитом и считается непревзойденной ни в одной из последующих экранизаций романа. В успехе ленты, именно музыка Мориса Жарра — лиричная, одухотворенная, наиболее близкая к «высокой поэзии» Пастернака сыграла значительную роль. Позже он сотрудничал с множеством великих кинорежиссеров: с Лукино Висконти в работе над «Гибелью богов», с Фолькером Шлендорфом над «Жестяным барабаном», так же он работал с Питером Уиром, Полом Мазурски, Уильямом Уайлером и многими другими.

Самое впечатляющее в мастерстве Жарра — то, как он привносил разнообразие в свои аранжировки. По большей части он известен своими масштабными симфоническими произведениями, однако, композитор также работал и с маленькими ансамблями и даже отдельными инструментами. Его отличительная черта — выдающееся использование перкуссии. А то, как он сочетал этнические инструменты и электронику значительно повлияло на развитие киномузыки и сделало Жарра первопроходцем в жанре сочинения саундтреков.

В 2006 году Жарр отметил 50-летие своей профессиональной карьеры большим концертом в родном городе — Лионе. На концерте присутствовал и его сын Жан-Мишель. В последний раз композитор появился на публике в 12 февраля 2009 на Берлинском кинофестивале, где ему был вручен Почетный Золотой медведь «За вклад в киноискусство». «Обычно о композиторах часто забывают — они находятся в тени великих режиссеров и актеров-звезд. Совсем другое дело с Морисом Жарром, его звуковая дорожка к фильму „Доктор Живаго“, как и большая часть его работ, известна всему миру и уже вошла в историю кино», — считает Дитер Косслик, директор Берлинале.

У Жарра осталось двое детей — дочь Стефани Жарр, и сын, известный композитор Жан-Мишель Жарр. Дети композитора тоже стали известными в мире искусства людьми. Дочь пишет популярные сценарии для Голливуда, а сын Жан-Мишель снискал мировую известность, как автор и исполнитель электронной музыки. В 1997-ом, на праздновании 850-летия Москвы. Послушать виртуоза около здания Московского государственного университета пришли тогда 3,5 млн человек. В Книге рекордов Гиннеса это достижение до сих пор не оспорено.


Из досье «СП»:

Морис Жарр написал музыку к фильмам

Я мечтала об Африке (2000); Вкус солнечного света (1998); День и ночь (1997); Ловец солнца (1996); Прогулка в облаках (1995); Бесстрашный (1993); Мистер Джоунс (1993); Школьные узы (1992); Поймет лишь одинокий (1991); Как стемнеет, дорогая (1990); Лестница Джейкоба (1990); Призрак (1990); Солнечный кризис (1990); Общество мертвых поэтов (1989); Шансы таковы (1989); Гориллы в тумане (1988); Луна над парадором (1988); Выхода нет (1987); Роковое влечение (1987); Берег москитов (1986);

Тай-Пан (1986); Враг мой (1985); Свидетель (1985); Путешествие в Индию (1984); Побег из сна (1983); Больница, молодость и любовь (1982); Год опасной жизни (1982); Огненный лис (1982); Лев пустыни (1981); Отбой (1981); Порочный круг (1981); Воскрешение (1980); Сегун (1980); Черный мрамор (1980); Жестяной барабан (1979); Зима — сезон убийств (1979); Легионеры (1977); Шпион, который меня любил (1977); Закричи на дьявола (1976); Последний магнат (1976); Отряд (1975); Человек, который хотел стать королем (1975); Остров на вершине мира (1974); Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки (1973); День покаяния (1973); Человек-макинтош (1973); Жизнь и времена судьи Роя Бина (1972); Красное солнце (1971); Дочь Райана (1970); Единственная игра в городе (1970); Топаз (1969); Айседора (1968); Гибель богов (1968); Посредник (1968); Большой приз (1966); Профессионалы (1966); Доктор Живаго (1965); Поезд (1964); Узри коня бледного (1964); Самый длинный день (1962); Игра по-крупному (1961); Глаза без лица (1959).

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня