Общество

Напиться вопреки акцизам

В России сокращается производство алкоголя, но не его потребление

  
658

Введенные с начала года новые правила продажи алкоголя начинают приносить первые результаты. За январь-февраль 2013 года производство крепкого алкоголя сократилось на 27,7%. В то же время эксперты предупреждают: из-за повышения цен любители спиртного, ранее покупавшие заводской продукт, могут перейти на потребление различных суррогатов.

Рекордный спад заводского изготовления водки и коньяков пришелся на январь. Это не вызывает удивления: в декабре перед введением новых акцизов многие предприятия работали в три смены, дабы наполнить склады продукцией со старой ценой (с нового года государственный сбор увеличился на 30%). Однако и в феврале крепкого алкоголя было произведено на четверть меньше, чем в феврале 2012 года. Власти некоторых российских регионов были даже вынуждены оказать поддержку местным крупным производителям. К примеру, в администрации Смоленской области решили выделить средства из регионального бюджета на покрытие затрат предприятий ликеро-водочных комбинатов.

С другой стороны, снижение продаж лежит в русле стратегии государства, направленной на сокращение потребления алкоголя в России. По крайней мере, разговоры об этом в нашей стране ведутся на самом верху уже много лет. В качестве методов предлагалось повышение цен, ограничение времени и количества точек продажи. Так, с 1 января текущего года после 22 часов в стране нельзя купить даже пиво, а палатки торгуют теперь исключительно соками и минералкой. Но способны ли привести такие меры к ощутимым результатам?

В Чеченской Республике уже несколько лет действует почти полный запрет на продажу алкоголя. Его там легально не достать не то чтобы после 22 часов, но и днем. Однако сказать, что люди не нашли выход из положения, нельзя. Во многих кафе есть специальные комнаты, где пить можно. Торгуют из-под полы. Но большинство любителей «расслабиться» закупается в соседних регионах. Правда, среди молодежи алкоголь особо не распространен. Но здесь, скорее, играют роль не запреты, а массовая пропаганда необходимости соблюдать каноны ислама.

В принципе, вопреки расхожему мнению, Россия не является самой пьющей страной в мире. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2011 год, наша страна по этому показателю стоит в одном ряду с другими развитыми странами. На каждого гражданина в России старше 15 лет приходится 11,03 литра проданного чистого этанола в год. Для сравнения, в Германии — 11,81 л, в Великобритании — 11,67 л, во Франции — 13,30 л, в Финляндии — 9,72 литра.

Однако при этом стоит учитывать, что в России больше половины потребляемого алкоголя приходится на крепкие напитки, в то время как в других государствах люди отдают предпочтение вину или пиву. Из развитых стран нас значительно опережает только Южная Корея (9,57 л чистого этанола на каждого жителя старше 15 лет против 6,88 л в нашей стране).

Тревогу вызывает другая статистика. По данным той же ВОЗ, в среднем в мире алкоголь и вызванные им болезни становятся причиной 4% смертей, а в России — до 20%. Не секрет, что свыше 30 тысяч человек у нас ежегодно умирает от отравления некачественным алкоголем.

Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что запретительные меры и повышение акцизов только ухудшат ситуацию:

— Снижение производства крепкого алкоголя в последние месяцы связано, во многом, с политикой российского государства по отношению к потребителям. Подчеркиваю, не к бизнесу, а к потребителям: акциз производитель платит лишь формально, на самом деле его оплачивает покупатель. Год назад самая дешевая водка продавалась по 98 рублей за бутылку, а сегодня — по 170. Легальная водка сейчас стоит минимум 200. Получается, что водка подорожала в два раза.

В России самый дорогой в мире алкоголь относительно минимальных зарплат. Бутылка водки за 100 рублей для россиянина — это то же самое, что для финна или шведа за 14−16 евро. У нас отсутствует легальный алкоголь для малоимущих. И в ход идут суррогаты, спиртосодержащие смеси, самогон и качественная водка, которая делается на заводах нелегально, но с которой не платятся акцизы и которая поэтому стоит дешевле. Это три сообщающихся сосуда: легальная водка, нелегальная и суррогаты. Сегодня легальная водка стоит в магазинах от 200 рублей, нелегальная — от 170 (с рук можно и по 100 купить), а суррогаты — от 60. Причем ставка акцизов будет расти в ближайшие годы, и всё большая часть граждан будет потреблять суррогаты.

По моим оценкам, к концу года производство упадет на 10%, розничные продажи — примерно на столько же.

«СП»: — Как можно подсчитать объем нелегальной водки и суррогатов?

— Росстат, которому я не особо доверяю, дает следующие данные. В прошлом году в розничной сети было продано 1 млрд. 530 млн. литров, а произведено 1 млрд. 60 млн. литров. По импорту было получено около 50 млн. литров, по экспорту отправлено почти столько же. Разница составляет почти 500 млн. литров. Это не суррогаты, а заводской продукт, но с которого были украдены акцизы.

Переходим к суррогатам. Мы свои посчитать точно не можем. Но можно оценить их количество по косвенным признакам. Есть соседняя Белоруссия. Там еще год назад цены на водку были доступны для населения, а нелегальной продукции нет. Мы вряд ли пьем меньше белорусов: у нас один климат, схожий менталитет. Умножаем их показатель на численность нашего населения и вычитаем количество проданной в рознице продукции. Хотя стоит учитывать, что причин для алкоголизации у нас больше: в Белоруссии еще сохраняется социальное государство.

«СП»: — Некоторые говорят о том, что в последнее время меньше стали пить.

— Эти данные получены на основе опросов. Верить им нельзя. В Европе еще можно сделать выборку, но у нас население крайне неоднородно. Да, потребление слабоалкогольных напитков упало. Но выросло потребление крепких напитков. Сегодня в России и в мире нет причин для снижения потребления. Везде оно только растет, особенно в кризис.

В некоторых европейских странах безработица среди молодежи составляет до 40%. Чем заняты эти люди? В шашки, что ли играют? Ближайшие лет пять ожидать снижения потребления алкоголя не стоит.

Меры ограничительно-запретительного характера смешны, они будто рассчитаны на идиотов. Как себе представляют их воздействие инициаторы? Человек пришел в магазин в 10 вечера — магазин закрыт. Так он и завтра придет в то же время — о, опять закрыто. Послезавтра придет — опять ничего не получилось. И бросит пить, начнет ходить в драмкружок. Не будет такого. Люди стали закупаться раньше. Введенная мера не повлияла на продажи. Правда, хулиганства стало меньше.

«СП»: — Повышение цены не увеличило разрыв между глубинкой и крупными городами? Ведь вряд ли в Москве кто-то будет тратить время на самогоноварение.

— Всё зависит от доходов. Произведем расчет. Год назад бутылка легальной водки стоила 130 рублей, сегодня — 200. Среднестатистический мужчина выпивает у нас за месяц в среднем 4 бутылки водки. 4 умножаем на 70 и получаем почти 300 рублей. Если человек получает 25−30 тысяч рублей в месяц, то для него это удорожание не сыграет роли, он самогон готовить не будет.

Но водка и дальше будет дорожать. Когда бутылка будет стоить 250 рублей, то человек может и задуматься. Сегодня уже появляются кустовые центры производства самогона. 20−30−40 человек объединяются, находят одного энтузиаста, хорошего специалиста по самогону. Люди ему доверяют и покупают у него. И я вас уверяю, что хороший самогон на голову выше любой самой качественной водки. К 2015 году такие центры станут массовыми. Человек, который получает 15−17 тыс. рублей в месяц, не будет покупать водку по 250 рублей. Он лучше купит самогон у человека, который гарантированно не добавит никакой карбид.

«СП»: — Какова доля потребляемого алкоголя в кафе и барах?

— На Западе культура потребления алкоголя больше барная и ресторанная. Там свыше 40% всего алкоголя выпивается в кафе и подобных заведениях. До кризиса — до 50%. В России в барах, кафе и ресторанах потребляется только 3% алкоголя. У нас люди не настолько богаты.

Как считает руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов, по данным о производстве водки сложно судить о пристрастиях к подобного рода удовольствиям:

— Если говорить о подростках, то в последнее время они стали пить меньше. Во многом это связано даже не с дороговизной, а с сокращением рекламы. В России проводились различные исследования по методике Евросоюза, им можно доверять. Но это касается крупных городов. Что делается в небольших населенных пунктах — никто не знает. Сложно предсказать, будут ли больше там гнать самогон после подорожания.

«СП»: — Есть ли в стране предпосылки к тому, что люди стали пить меньше?

— Тем, кто держится за работу, постоянно напиваться не очень выгодно. Но кто становится аутсайдером, тот начинает пить. Поэтому надо разделять крупные и малые города. Тем более, не надо забывать, что конкуренцию крепкому алкоголю составляют наркотики.

«СП»: — Но одно дело не иметь деньги на водку и другое — покупать более дорогостоящие наркотики.

— Тем не менее, люди подсаживаются на наркотики и в маленьких городках. Достают дешевые вещества. И те, кто подсел на них, уже выпал из оборота алкоголя. Поэтому нынешний показатель сокращения продажи крепких алкогольных напитков — ни хороший, ни плохой. Надо разбираться, что же произошло в действительности. Самое плохое, если мы будем радоваться самообману.

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин для борьбы с пьянством предлагает воспитательные меры:

— России нужна очень серьезная антиалкогольная пропаганда. На нее надо тратить хотя бы 1% доходов, получаемых бюджетом от производства и продажи алкоголя. По итогам 2012 года казна получила почти 250 млрд. рублей, а на антиалкогольные меры было потрачено всего 300 млн. Причем на эти деньги снимаются подчас всякие «вирусные» видео вроде того, что «я белочка и пришла к тебе». В итоге выходят одноименные марки водок с белочками на этикетке или устанавливаются плакаты с призывом не садиться за руль «с белочкой». То есть, основной посыл пропаганды — это кто ж так пьет.

Надо же заниматься серьезными вещами. Надо напоминать родителям про ответственность перед детьми. Если собираетесь на вечеринку, то не напивайтесь при детях, не обсуждайте при них качество напитков.

«СП»: — Мы уже имели опыт антиалкогольной кампании в конце 1980-х.

— В той кампании основная проблема была с резким сокращением числа точек продаж алкоголя и невозможностью легально купить его в магазине. Очереди, которые стоят по несколько суток, это перегиб. Во всём хорошо чувство меры, надо действовать поэтапно. Но у нас законодатели только в прошлом году додумались до того, что надо запретить рекламу пива по телевидению, а раньше этой проблемы не замечали в упор. Как сейчас можно ожидать мгновенных результатов?

Фото: РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
ЧМ по Футболу 2018
Группа A
Страна Очки
РоссияРоссия 6
УругвайУругвай 6
ЕгипетЕгипет 0
Саудовская АравияСауд. Аравия 0
Группа B
Страна Очки
ИспанияИспания 4
ПортугалияПортугалия 4
ИранИран 3
МароккоМарокко 0
Группа C
Страна Очки
ФранцияФранция 6
ДанияДания 4
АвстралияАвстралия 1
ПеруПеру 0
Группа D
Страна Очки
ХорватияХорватия 6
НигерияНигерия 3
ИсландияИсландия 1
АргентинаАргентина 1
Группа E
Страна Очки
БразилияБразилия 4
ШвейцарияШвейцария 4
СербияСербия 3
Коста-РикаКоста-Рика 0
Группа F
Страна Очки
МексикаМексика 6
ГерманияГермания 3
ШвецияШвеция 3
Южная КореяЮжная Корея 0
Группа G
Страна Очки
АнглияАнглия 6
БельгияБельгия 6
ТунисТунис 0
ПанамаПанама 0
Группа H
Страна Очки
ЯпонияЯпония 4
СенегалСенегал 4
КолумбияКолумбия 3
ПольшаПольша 0
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня