18+
вторник, 24 января
Общество

Четырем генералам напялили пиджаки и срезали лампасы

Министр обороны окружает себя «штатскими шпаками»

  
44

31 марта министр обороны Анатолий Сердюков уволил с военной службы четырех ключевых генералов Вооруженных сил РФ: начальника вооружения - замминистра обороны генерала армии Владимира Поповкина, статс-секретаря — замминистра обороны генерала армии Николая Панкова, начальника главного организационно-мобилизационного управления Генштаба — заместителя начальника ГШ ВС генерал-полковника Василия Смирнова и начальника главного управления кадров Минобороны генерал-полковника Михаила Вожакина. Таких массовых увольнений в высшем эшелоне военного руководства наша армия не знала даже в сталинские времена. Что за этим стоит? Об этом наши корреспонденты побеседовали с руководителем Центра военного прогнозирования, членом-корреспондентом Академии военных наук Анатолием Цыганком.

«СП»: — Это что — очередная чистка в высших армейских эшелонах?

— Отнюдь. Сердюков всех своих оппонентов в центральном аппарате министерства обороны выгнал раньше. Бывшего начальника Генштаба Юрия Балуевского убрали за то, что тот сопротивлялся дикому сокращению офицерского состава, начальника тыла ВС, замминистра обороны РФ Владимира Исакова — за противостояние приватизации военного имущества. Уволен также начальник главного оперативного управления Генштаба генерал-полковник Александр Рукшин, который был в числе недовольных масштабной реорганизацией, которую затеял Анатолий Сердюков в министерстве и Генштабе. Нынешние «потерпевшие», наоборот, всегда были и остаются активными поборниками сердюковских реформ.

«СП»: — За что же тогда их изгнали?

— Никто их не изгонял. Их оставили на должностях, сделали гражданскими лицами, зато прибавили оклады. А тем безразлично, в каком качестве, лишь бы деньги получать.

«СП»: — Неужели в Российской армии теперь вооружениями будет заведовать «гражданский шпак», а мобилизационную работу возглавит беспогонник?

— В этом — один из диких парадоксов сердюковских реформ.

«СП»: — Выходит, что Сердюков единолично вершит армейские реформы?

— Выходит так. Вспомним, как они начинались. В середине октября 2008 года Сердюков обрисовал на коллегии Минобороны РФ, как он видит реформу армии. И фактически тут же, с 1 декабря, её начали осуществлять. Без фундамента в виде Концепции национальной безопасности и новой Военной доктрины. Необходимость новой доктрины продиктована серьёзными изменениями на мировой арене: в частности, расширением НАТО и его приближением к границам России, возрастанием роли военного фактора в мировой политике. Всё это требует новых стратегий, новых теорий и новых людей.

Понятно, что министр-дилетант ни по образованию, ни по опыту работы в принципе не способен стать генератором продуктивных идей в военной политике. Тем более определять направления развития российской военной мысли. Тем не менее, г-н Сердюков по собственному усмотрению, с помощью своих гражданских советников и советниц, спланировал новый облик Вооружённых сил. При этом скрытность и внезапность реформы, полное отсутствие информации внесли необычайную сумятицу в умы сотен тысяч офицеров, прапорщиков и мичманов.

Таким образом, сначала начали ломать Вооружённые силы и только потом обосновывать эту ломку. А ведь должно быть наоборот: сначала создаётся концепция национальной безопасности (её у нас до сих пор нет!), потом пишется Военная доктрина и только затем начинается реформа армии и флота. Нельзя исключить, что новая Военная доктрина, подготовленная Советом Безопасности РФ, вступит в противоречие с теми идеями, которые осуществляет сегодня в армии Сердюков. Ибо такие понятия, как военная доктрина и военная реформа даже в очищенном от инакомыслящих минобороны России разными людьми понимаются совершенно по-разному.

«СП»: — Почему же несогласные молчат, не может быть, чтобы в минобороны остались только комформисты?

— Генеральный штаб сейчас поставлен в тупик. Офицеры и генералы Генштаба узнают о многих новшествах министра обороны как об уже принятых решениях, а не на стадии их проработки. И дело даже не в самом кадровом сокращении, а в последствиях.

«СП»: — Что вы имеете в виду?

— Переход военной организации страны исключительно на «части постоянной боевой готовности» — это вреднейший бред. Если иметь лишь части, способные начать боевые действия немедленно, государство будет обречено начинать войну только составом войск мирного времени. С точки зрения стратегии это, как минимум, опаснейшая глупость. Армия мирного времени на начальном этапе войны должна обеспечить переход страны на режим военного времени и мобилизацию армии военного времени. Как правило, «та» армия гибнет. Надо иметь в виду, что укомплектовать войска на 95% контрактниками, как задумывалось, не получилось, тем более что количество призывного состава сокращается. Развертывание армии военного времени возможно только на базе частей сокращённого состава и только при наличии готового резерва офицерского и сержантского корпуса. Другими словами, победоносная армия военного времени формируется из призыва. А у нас готовится уничтожение базы мобилизационной подготовки и мобилизационного развёртывания армии военного времени. Выходит, мы готовимся не победить, а проиграть войну.

«СП»: — Как изменить столь убийственный для армии ход событий?

— Не знаю. Если в Госдуме остались здоровые силы, она должна срочно создать специальную комиссию по военной реформе, контролировать её ход и заниматься этой проблемой в ежедневном режиме. Надо начать борьбу с коррупцией с министерства обороны и военной прокуратуры, так как их роль и значение в период реформ, скрытности мероприятий и огромных масштабов бюджетных средств становятся определяющими, а желающих под шум реформы «отпилить себе маленький свечной заводик» найдётся много. Если всё это не будет сделано, мы обречены на дикие и бесцельные расходы, которые приведут лишь к уничтожению армии.


Из досье «СП»:

Грандиозные планы реформы

Численность центрального аппарата Минобороны РФ к 2012 году сократится в 2,5 раза и будет насчитывать 8,5 тыс. человек вместо нынешних 21,8 тыс. К массовым сокращениям рабочих и служащих прибавится ещё и огромная армия военных безработных, большинству из которых трудоустроиться будет практически невозможно. ВМФ сократится почти в два раза. Главкомат ВМФ переедет в Санкт-Петербург. Оценочные затраты на этот переезд — от 40 до 50 млрд руб., а проектирование, создание и развёртывание всей защищённой системы управления силами ВМФ потребует более триллиона рублей. Для сравнения: строительство одного корвета типа «Стерегущий» обходится примерно в 2 млрд. рублей.

В Сухопутных войсках количество частей и соединений будет сокращено в 12 раз. В ВВС — из 340 частей в строю останется только 180, ликвидируются все воздушные дивизии и авиационные полки. На их основе предполагается сформировать 55 авиабаз, структурно состоящих из эскадрилий. А из расформированных управлений авиационных дивизий и полков планируются сократить свыше 50 тыс. офицерских должностей.

Войска ПВО — корпуса и дивизии противовоздушной обороны — будут преобразованы в бригады воздушно-космической обороны, а зенитные ракетные бригады в зенитные ракетные полки. Ракетные войска стратегического назначения планируется сократить на треть, воздушно-десантные войска — на 20%. Управленческие структуры Тыла будут сокращены сразу на 70%. В тыловой службе Минобороны планируется расформировать 200 баз и складов, а на их основе создать 34 комплексные базы материально-технического обеспечения, которые будут снабжать войска всеми видами тылового и технического довольствия.

До 2010 года в три раза сократится число военных поликлиник (обслуживаться в них смогут лишь кадровые военные; военных пенсионеров и членов семей кадровых военнослужащих отправят в гражданские поликлиники), почти в два раза станет меньше военных госпиталей.

Популярное в сети
Цитаты
Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня