Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
19 апреля 2013 18:39

Дороги зачистят от «шахматистов»

В России могут ввести наказание за агрессивную езду

2909

Водители-лихачи, любящие с риском для себя и других участников движения поиграть в «шашечки» на дороге, скоро могут стать на этих самых дорогах персонами нон грата. Глава правительства РФ Дмитрий Медведев предложил ввести наказание для автолюбителей, предпочитающих, так называемый, агрессивный стиль езды.

Впрочем, для начала предстоит еще разобраться с терминологией, поскольку четкого определения, что такое агрессивное вождение, в законодательстве страны нет. Депутатам Госдумы, которые ранее также выходили с предложением ввести в правила дорожного движения термин «опасное вождение», так и не удалось сформулировать особенности такого вождения, и они отказались от затеи.

Теперь над смысловой составляющей предложено поломать голову МВД и Минюсту. Именно этим ведомствам, как сообщается на официальном сайте правительства, Медведев поручил проработать вопрос определения в законодательстве страны терминов «опасное вождение» и «неосторожное вождение». Также в своем поручении премьер отметил, что необходимо предусмотреть санкции за такие виды правонарушений.

Законодательная инициатива главы правительства стала итогом совещания по безопасности дорожного движения, которое он провел 29 марта. На нем, были озвучены данные, что в результате ДТП в России в расчете на 100 тыс. человек гибнет людей больше, чем в европейских странах, притом что автомобилей в России меньше, чем в Европе.

Действительно, страна закачивает в дорожную безопасность миллиарды, а лучше не становится. Ежегодно мы теряем в результате наездов, аварий и столкновений почти тридцать тысяч человек — по сути, население небольшого городка.

Исправит ли ситуацию очередное нововведение? И есть ли вообще в нем какая-то необходимость? Мнение знатоков проблемы на этот счет разделились.

«Зачем вводить какие-то новые термины и понятия? — недоумевает независимый автоэксперт Сергей Асланян. — У нас расположение транспортных средств на проезжей части, а также перестроение без указания при помощи «мигалки» направления движения — они нормально наказуемые. И больше ничего не надо. Ты встроился в чужой ряд, не убедился в безопасности своего маневра — все это прописано в правилах дорожного движения. Беда в том, что Медведев, видимо, никогда не открывал ПДД. А там все это есть. И смысла в том, чтобы вводить новые термины с агрессивным вождением или с каким бы то ни было еще, нет. Похоже, там, наверху, вообще не в теме. Именно поэтому премьер пытается изобретать какие-то, как ему кажется, решения, которые способны исправить ситуацию.

«СП»: — Но он же понимает, что она критическая. Ведь практически каждый день мы слышим об очередном страшном ДТП…

— Могу вполне допустить, что его это искренне беспокоит… Но он же сказал (когда перед Думой отчитывался), что нужно срочно в правилах движения ввести запрет на алкоголь. Из этого опять же следует, что этого запрета нет, и что в ПДД нам разрешается пить. А можно посмотреть, где у премьера такие ПДД, где не запрещено водителям употреблять? То есть он не знает, что запрет этот жестко прописан в правилах, в Административном кодексе, в Уголовном кодексе. Премьер наш борется с химерой. Он считает, что агрессивное вождение или то, что он под этим подразумевает, в законе не прописано — с этим нужно бороться. И каждый раз он берется за статистику. А статистика у нас — это кривой градусник. Апеллировать к ней бесполезно, потому что она не имеет в принципе отношения в действительности. При этом у нас есть недавние социологические опросы ВЦИОМа, в котором сказано, что 85% респондентов считают главной бедой наших дорог «неприкасаемых». Так вот, перед тем, как придумывать новые законы (в основном карательного содержания), давайте сначала все-таки реформируем полицию, чтобы не было коррупционной составляющей. Второе — давайте посмотрим, в чем истинные причины опасности наших дорог, большого количества ДТП.

«СП»: — В чем, по-вашему?

— Причины в том, что у нас жуткий асфальт. У нас смежные потоки не разделены, поэтому ты вылетаешь в лоб КАМАЗу либо КАМАЗ — в тебя. И 85% респондентов говорят: «Ребята, вы уже достали всех со своими мигалками, демонстративным пренебрежением к правилам дорожного движения». Потому что неприкасаемые себя ведут, как неприкасаемые. Они демонстрируют свою привилегию в полный рост и определяют качество нашей автомобильной жизни. А нам премьер тут начинает рассказывать об агрессивном вождении. И говорит, обращаясь к Думе, что все законы нашей страны предварительно проходят экспертизу на коррупционную составляющую. Внимание, вопрос. А если, например, вводится понятие «агрессивного вождения», которое является субъективным — его нереально прописать объективно. Интересно, кто-нибудь сказал уже, что это коррупционно емкое понятие, которое накормит любого инспектора, на усмотрение которого и будут приниматься решения. Нет критериев… Это то же самое, как месячник «чистый автомобиль в Москве», который со дня на день стартует. Что является критерием чистоты? Покажите мне нормативно-правовые документы, в которых написано, чем отличается чистый от грязного. Нет таких. Но наказание-то за это есть.

Замглавного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто в свою очередь не сомневается, что с агрессивным поведением на дорогах бороться необходимо:

— Довольно много людей за рулем ведут себя в потоке неадекватно. Все водители знают: есть такие любители «поиграть в шашечки», которые перестраиваясь из ряда в ряд, не соблюдая дистанцию, носятся на скорости. Чтобы наказывать таких водителей, во многих странах существует понятие «агрессивная» или «опасная езда». И, в общем, санкции за это могут быть достаточно строгие — вплоть до уголовного наказания, в некоторых штатах Америки, например. Но тут есть проблемы.

«СП»: — Поясните…

— Достаточно сложно сформулировать, что такое «агрессивная езда», критерии подобрать, а еще сложнее действительно наказать человека с помощью этих критериев. Тут нужна, во-первых, система видеофиксации, без этого довольно сложно это делать. Только видеозапись позволит доказать, что человек вел себя агрессивно, представлял большую угрозу для окружающих и, соответственно, его надо наказать. Но немцы, например, еще опираются на очень высокое сознание участников движения. Условно говоря, едет какой-нибудь бюргер, видит, что человек какой-то ведет себя на дороге неадекватно. Он звонит по телефону доверия и говорит: вот там-то какой-то неадекватный водитель едет отвратительно, сейчас устроит аварию. Приезжает полиция и на основании показаний свидетелей — можно и так — этого человека наказывают. Но у нас это палка о двух концах -мы очень плохо относимся к людям, которые докладывают власти даже на нехороших сограждан… Понятно, это наша историческая память такая. Но, к сожалению, сейчас без этого жить нельзя. Хотя опять же есть опасность, что люди будут сводить счеты. То есть, звонит человек и говорит, что вот с таким-то номером водитель ведет себя агрессивно, а выясняется, что это просто сосед, который его достает, ночью слушая громкую музыку. Нет у нас пока подбора доказательной базы, непонятно, кто этим будет всем заниматься. Ну и нужна серьезная система видеофиксации. А у нас каждый раз, когда оказывается, что нужна видеозапись, она вдруг куда-то пропадает.

ФОТО Алексей Ничукин/РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня