18+
среда, 28 сентября
Общество

Трагедия в Тихом океане

На атомной подводной лодке, построенной в Комсомольске-на-Амуре, произошло ЧП. Более 20-ти человек погибли

  
1030

8 ноября в 20:30 по дальневосточному времени на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота произошла авария.

Во время заводских ходовых испытаний в Японском море на борту субмарины не санкционировано сработала автоматическая система пожаротушения. В отсеках подлодки находились 208 человек, 127 из них — гражданские специалисты. Авария затронула два носовых отсека АПЛ. В результате выброса фреона, который используется в системе пожаротушения, погибли трое военнослужащих и 17 гражданских. 21 человек был госпитализирован с отравлением, сообщает Lenta.ru

Причины большого числа жертв аварии остаются неясными. Источник РИА Новости на Тихоокеанском флоте сообщил, что на подлодке было достаточно портативных дыхательных аппаратов, необходимых на случай включения системы пожаротушения. Почему погибшие вовремя не воспользовались ими, еще предстоит установить.

Российская атомная подлодка, на которой случилось ЧП, была сделана на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре, носит название «Нерпа» и проходила ходовые испытания в российских водах Японского моря.

Как рассказал один из сотрудников АСЗ, который в момент аварии находился на берегу, поскольку должен был работать на лодке в следующую смену, никакого пожара не было, действительно сработала система пожарной сигнализации. То есть, при её срабатывании отсек, в котором якобы начался пожар, был изолирован от остальных, и в него начал поступать фреон, вытесняя кислород. А люди, находившиеся там в этот момент, просто задохнулись… Вот такая версия…

Работники судостроительного завода в Большом Камне говорят о том, что во время испытаний на АПЛ всегда много людей «Из военных на борту находились не только члены экипажа, но и „военная приёмка“, а также члены государственной комиссии. Из гражданских — сдаточная команда, представители отдела технического контроля, испытательная группа и контрагенты», — сообщает издание «Наш город».

Кроме того, инженеры завода, на котором строилась АПЛ, утверждают, что человеческий фактор в вопросе срабатывания противопожарной системы исключён: «Чтобы систему запустить, необходимо несколько последовательных операций. Кроме того система ЛОХ (лодочная объёмная химическая защита) запускается только по команде командира. В химической системе пожаротушения этой ЛОХ используется фреон (хладон) который и „задушил“ людей», — сообшили изданию специалисты завода.

У всех до единого кто есть на борту, есть ПДУ — портативное дыхательное устройство

Они также утверждают, что в процессе развития чрезвычайно ситуации были заблокированы первый и второй отсек. «Первый отсек — торпедный, второй — жилой. потому так много людей было», — считает наш источник. «У всех до единого кто есть на борту, есть ПДУ — портативное дыхательное устройство. Почему не воспользовались средствами защиты неизвестно. Впрочем часть — 26 человек — это раненые, может они то и воспользовались, но успели надышаться», — предполагают работники завода.

Напомним, что испытания подлодки «Нерпа» начались в конце октября и широко освещались в прессе. На прошлой неделе лодка в рамках ходовых испытаний совершила первое погружение.

Атомная подводная лодка «Нерпа» (проект 971, класс «Щука-Б»), которая относится к подлодкам третьего поколения, была заложена на заводе в 1991-м году. Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость — 30 узлов, максимальная глубина погружения — 600 метров, автономность — 100 суток, экипаж — 73 человека, вооружение — 4 торпедных аппарата 533 миллиметров, 4 торпедных аппарата 650 миллиметров.

Наша справка:

Хладон 22 (Фреон 22) — относится к веществам 4-го класса опасности. Обладают наркотическим действием, вызывает слабость, переходящую в возбуждение, спутанность сознания, сонливость, при больших концентрациях — удушье. При попадании на кожу жидкий фреон может вызвать обморожение.

Хладоны (фреоны) используются в системах газового пожаротушения. Фреон обладает свойством вытеснять необходимый для горения кислород из помещения.

Список погибших на подводной лодке ТОФ по данным сайта life.ru:

  1. Головных Евгений Борисович
  2. Подборной Александр Николаевич
  3. Прудников Александр Евгеньевич
  4. Дружинин Виктор Дмитриевич
  5. Сулимов Владимир Сергеевич
  6. Фишич Виктор Иванович
  7. Нежура Александр Владимирович
  8. Пищулин Владимир Валерьевич
  9. Егоров Илья Петрович
  10. Тарасов Владимир Дмитриевич
  11. Шугаенко Александр Георгиевич
  12. Бакулин Сергей Александрович
  13. Суренков Дмитрий Николаевич
  14. Красиков Евгений Михайлович
  15. Саяпин Владимир Григорьевич
  16. Тюгаев Антон Геннадьевич
  17. Качусов Анатолий Фёдорович
  18. Лысенко Алексей Иванович

Список пострадавших на подводной лодке ТОФ:

  1. Вахрушев Александр Леонидович
  2. Овсянников Евгений Валерьевич
  3. Пустовой Д.А.
  4. Козлов Владимир Нестерович
  5. Сотников Юрий Георгиевич
  6. Михайлов Александр Юрьевич
  7. Рифк Виктор Эльмаевич
  8. Аньшаков Сергей Анатольевич
  9. Шанаев Александр Леонидович
  10. Костюченко Станислав Владимирович
  11. Дерин Александр Леонидович
  12. Шемеров Владимир Николаевич
  13. Стольников Сергей Ионович
  14. Нежура Владимир Андреевич
  15. Гаврик Анатолий Гаврилович
  16. Боландин Николай Николаевич
  17. Фролов Александр Алексеевич
  18. Нефедьев Максим Сергеевич
  19. Щепин Владимир Николаевич
  20. Цуркан Денис Павлович
  21. Большаков Антон Павлович

_______________________________________

К-152, «Нерпа» проект 971, 971.

Историческая справка:

1991 год 31 января

Зачислена в списки кораблей ВМФ как АБПЛ;

1992 год 28 апреля

Отнесена к подклассу АКрПЛ;

1993 год

Заложена по проекту 971 в цехе ОАО «Амурский судостроительный завод» в Комсомольске-на-Амуре;

1993 год 13 апреля

Получила наименование «Нерпа»;

1997 год 4 декабря

Унаследовала гвардейский Андреевский флаг от АБПЛ К-56 проекта 675;

2002 год январь

Находилась в достройке (строительство заморожено из-за отсутствия средств). 68% готовности;

2004 год январь

Заключен контракт на достройку с глубокой модернизацией по проекту 971И и сдачу в аренду индийским военно-морским силам. Первоначально передача лодки ВМС Индии планировалась 15 августа 2007 года, но Амурский судостроительный завод задержал строительство корабля на десять месяцев и просил увеличить цену до $ 785 млн. Индийская сторона согласилась лишь на отсрочку. Называлась новая дата сдача в лизинг — с 15 июня 2008 года, за $ 650 млн сроком на 10 лет, но позднее она была скорректирована на декабрь 2009 года, без изменения стоимости и срока лизингового договора. В индийском флоте ПЛ планируется присвоить имя INS «Chakra»;

2006 год 24 июня

Спущена на воду;

2008 год 11 июня

Начала программу испытаний перед вводом в эксплуатацию;

2008 год 31 октября

Совершила первое погружение. По завершению ходовых испытаний планировалось начать процесс сдачи атомохода государственной комиссии и передачи АПЛ Тихоокеанскому флоту;

2008 год 8 ноября

Около 20.30 по местному времени (13.30 мск) при проведении ходовых испытаний на АПЛ произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения в носовой части. В результате аварии погибли 20 человек (в т.ч. 3 военнослужащих), еще около 20 пострадали (на АПЛ находилось 208 человек). Среди погибших и пострадавших — рабочие судостроительного предприятия и военнослужащие. По указанию главкома ВМФ, испытания были остановлены, подводная лодка своим ходом отправлена в пункт временного базирования. Лодка повреждений не имела. Реакторный отсек работал в штатном режиме. Радиационный фон на АПЛ в норме. Для выяснения обстоятельств ЧП на Тихоокеанский флот направлена спецкомиссия Главной военной прокуратуры РФ, первый заместитель министра обороны генерал-полковник Александр Колмаков и главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков незамедлительно сообщил о случившемся президенту РФ Дмитрию Медведеву. Президент поручил генеральному прокурору Юрию Чайке провести полное расследование аварии на АПЛ;

2008 год 9 ноября

Возвратилась в пункт временного базирования в п. Большой Камень.

командиры:

1. Демин С.С. (22.08.1994−09.2005)

2. Лаврентьев Д.Б. (09.2005−2008)

Трагедию на АПЛ «Нерпа» комментирует начальник химической службы бригады АПЛ капитан второго ранга Александр Сурпин:

— Аналогичных аварий в нашем ВМФ не случалось никогда. Не слышал я и о том, чтобы нечто подобное происходило с зарубежными подводными лодками. Бывало, что подводники горели, тонули, но гибнуть от системы пожаротушения — нонсенс! Трагедия лишний раз свидетельствует о том, как усложнились техника, системы жизнеобеспечения подводных лодок, и какие высокие требования к дисциплине и ответственности они предъявляют к каждому, кто ступил на палубу субмарины.

Система аварийного пожаротушения, так называемая лодочная объемно-химическая (ЛОХ), достаточно надежна в эксплуатации. Действует она так. При возникновении опасности возгорания ЛОХ может быть запущен тремя способами: дистанционно с центрального пункта управления общекорабельными системами, из главного командного поста или вручную непосредственно со станции, размещенной в отсеке. При этом отсек герметизируется, в него автоматически подается под давлением фреон, который вытесняет кислород и быстро гасит пламя. Личный состав, находящийся в отсеке, должен в самом начале этой операции обязательно включиться в портативные дыхательные устройства (ПДУ), чтобы не быть удушенными из-за отсутствия кислорода.

Почему не было соблюдено это простое правило, можно только предполагать. Наверняка, ситуация была усложнена присутствием на АПЛ большого количества гражданских лиц. По аналогичной причине на флоте не раз возникали аварийные ситуации. И все же на сдаточных испытаниях без заводских специалистов не обойтись.

В данном случае, их было на лодке 127. Часть из них разместили в первом (торпедном) отсеке (см. рисунок). Обычно в нем хранятся ракеты и торпеды. Однако на недостроенный корабль оружие грузить не полагается. Стеллажи оборудовали постельными принадлежностями и поселили в торпедном отсеке заводчан. К трагедии могло привести элементарное нажатие по неосторожности переключателя режимов ЛОХ. Или какая-то иная причина. Очевидно лишь то, что срабатывание станции произошло неожиданно для большинства, и люди не были готовы к действиям по самозащите. Многие так и не включились в ПДУ. Видимо, поэтому такое большое количество жертв.

* * *

Во Владивостоке в соборе Покрова Пресвятой Богородицы архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин совершил панихиду по морякам, погибшим 8 ноября на атомной подводной лодке «Нерпа». 10 ноября, на панихиду в храме собрались более 200 человек — морских офицеров, военных моряков и курсантов.

«Сегодня мы провожаем в вечность наших воинов и тех, кто был с ними рядом в страшные минуты, когда произошла авария на атомной подводной лодке. Мы преклоняем головы и скорбим об их смерти, молимся, чтобы Господь простил их прегрешения и упокоил души. Низкий вам поклон», — сказал архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин по окончании панихиды.

* * *

12 ноября пройдут похороны жителей Комсомольска-на-Амуре, погибших во время ЧП. На АПЛ погибли 12 комсомольчан, из них девять работников Амурского судостроительного завода и трое сотрудников предприятия «Эра», которое занимается наладкой электрооборудования. 11 ноября тела погибших доставят самолетом в Комсомольск-на-Амуре.

По словам губернатора Виктора Ишаева, предварительное расследование пока исключает вмешательство членов экипажа в работу системы пожаротушения. Он подчеркнул, что на лодке, переданной в октябре на испытания Амурским судостроительным заводом, была установлена новейшая система пожаротушения, которая еще нигде не применялась. «В настоящее время испытания лодки приостановлены, расследование должно назвать окончательную причину», — добавил губернатор.

Трагедию на АПЛ «Нерпа» комментирует начальник химической службы бригады АПЛ капитан второго ранга Александр Сурпин:

— Аналогичных аварий в нашем ВМФ не случалось никогда. Не слышал я и о том, чтобы нечто подобное происходило с зарубежными подводными лодками. Бывало, что подводники горели, тонули, но гибнуть от системы пожаротушения - нонсенс! Трагедия лишний раз свидетельствует о том, как усложнились техника, системы жизнеобеспечения подводных лодок, и какие высокие требования к дисциплине и ответственности они предъявляют к каждому, кто ступил на палубу субмарины.

Система аварийного пожаротушения, так называемая лодочная объемно-химическая (ЛОХ), достаточно надежна в эксплуатации. Действует она так. При возникновении опасности возгорания ЛОХ может быть запущен тремя способами: дистанционно с центрального пункта управления общекорабельными системами, из главного командного поста или вручную непосредственно со станции, размещенной в отсеке. При этом отсек герметизируется, в него автоматически подается под давлением фреон, который вытесняет кислород и быстро гасит пламя. Личный состав, находящийся в отсеке, должен в самом начале этой операции обязательно включиться в портативные дыхательные устройства (ПДУ), чтобы не быть удушенными из-за отсутствия кислорода.

Почему не было соблюдено это простое правило, можно только предполагать. Наверняка, ситуация была усложнена присутствием на АПЛ большого количества гражданских лиц. По аналогичной причине на флоте не раз возникали аварийные ситуации. И все же на сдаточных испытаниях без заводских специалистов не обойтись.

В данном случае, их было на лодке 127. Часть из них разместили в первом (торпедном) отсеке (см. рисунок). Обычно в нем хранятся ракеты и торпеды. Однако на недостроенный корабль оружие грузить не полагается. Стеллажи оборудовали постельными принадлежностями и поселили в торпедном отсеке заводчан. К трагедии могло привести элементарное нажатие по неосторожности переключателя режимов ЛОХ. Или какая-то иная причина. Очевидно лишь то, что срабатывание станции произошло неожиданно для большинства, и люди не были готовы к действиям по самозащите. Многие так и не включились в ПДУ. Видимо, поэтому такое большое количество жертв.

* * *

Во Владивостоке в соборе Покрова Пресвятой Богородицы архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин совершил панихиду по морякам, погибшим 8 ноября на атомной подводной лодке «Нерпа». 10 ноября, на панихиду в храме собрались более 200 человек — морских офицеров, военных моряков и курсантов.

«Сегодня мы провожаем в вечность наших воинов и тех, кто был с ними рядом в страшные минуты, когда произошла авария на атомной подводной лодке. Мы преклоняем головы и скорбим об их смерти, молимся, чтобы Господь простил их прегрешения и упокоил души. Низкий вам поклон», — сказал архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин по окончании панихиды.

* * *

12 ноября пройдут похороны жителей Комсомольска-на-Амуре, погибших во время ЧП. На АПЛ погибли 12 комсомольчан, из них девять работников Амурского судостроительного завода и трое сотрудников предприятия «Эра», которое занимается наладкой электрооборудования. 11 ноября тела погибших доставят самолетом в Комсомольск-на-Амуре.

По словам губернатора Виктора Ишаева, предварительное расследование пока исключает вмешательство членов экипажа в работу системы пожаротушения. Он подчеркнул, что на лодке, переданной в октябре на испытания Амурским судостроительным заводом, была установлена новейшая система пожаротушения, которая еще нигде не применялась. «В настоящее время испытания лодки приостановлены, расследование должно назвать окончательную причину», — добавил губернатор

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье