Общество

Без ЕГЭ виноватые

В стране идет подсчет школьников, которых могут лишить аттестатов за срыв госэкзамена

  
2256

Задания к ЕГЭ по физике (он пройдет во всей стране 6 июня) появились в интернете, сообщило сегодня агентство «Интерфакс».

По данным информагентства, это четыре архива в формате rar с названиями: «Сибирь», «Дальний Восток», «Урал» и «Центр».

На каждой странице контрольно-измерительных материалов (КИМ) присутствует информация об авторских правах Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ, указание на 2013 год и надпись о запрете на копирование.

Источник в учительских кругах рассказал «Интерфаксу», что на том же сайте за сутки до экзамена «образовались» варианты ЕГЭ по математике, который прошел 3 июня. По словам собеседника, 2 июня его ученики принесли найденные в интернете КИМы и попросили их «прорешать». Позже выяснилось, что материалы являлись подлинными.

«Интерфакс» подчеркивает, что пока не располагает официальным подтверждением подлинности найденных в сети материалов ЕГЭ по физике.

Напомним, в понедельник, в день сдачи ЕГЭ по математике, фотографии бланков с ответами вновь появились в интернете. Их можно было купить заранее, заплатив за пароль 2000−3000 рублей или скачать бесплатно перед экзаменом. Сообщалось, что большую часть материалов разместили выпускники из Республики Башкортостан. Применены ли к ним какие-либо санкции, пока неизвестно.

Также появилась информация о намерении президента Владимира Путина провести совещание, на котором будут разобраны итоги сдачи ЕГЭ выпускниками школ. Предполагалось, что на мероприятии проанализируют деятельность в этом отношении Минобрнауки, обсудят «утечку» КИМов, распространение школьниками в соцсетях снимков экзаменационных бланков и способы наказания за это. Правда, вскоре выяснилось, что на грядущем совещании тему ЕГЭ обсуждать не станут.

Напомним, 31 мая вице-премьер Ольга Голодец заявила, что выложившие в интернете контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ понесут «заслуженное наказание».

Скандал дошел и до Дмитрия Медведева, который предложил воспитательную меру: оставить школьников, раньше других сдавших экзамен и поспешивших выложить результаты в интернет, без аттестатов: «Достаточно оснований для того, чтобы комиссия принимала решение об аннуляции результатов единого госэкзамена для лица, которое соответствующей работой занимается».

Однако специалисты утверждают, что «вычислять» школьников, выкладывающих ответы в Сеть и лишать их аттестатов не позволяет закон.

— Размещение в интернете материалов ЕГЭ не противоречит уголовному законодательству. Поэтому у правоохранительных органов нет поводов для розыска школьников, сделавших это, — говорит известный адвокат Игорь Трунов. — Здесь имеет место инициатива органов государственной власти, регулирующей деятельность образовательной отрасли. Чиновники руководствуются внутриведомственными актами системы Минобразования.

«СП»: — Следовательно, инициатива частная?

— Именно так. Нерегламентированная законом юридическая деятельность. Устанавливать нужно не детей, а должностных лиц, которые едят свой хлеб даром. Мы им платим за налаживание надлежащей системы образования, а они допускают утечку информации. Школьники расслабляются: зачем готовиться, если в интернете есть все ответы?

Подлинные ответы могли оказаться в Сети только благодаря должностному лицу. К этому лицу и следует применить дисциплинарные нормы воздействия.

Розыск школьника, являющего посредником (получил от чиновника материалы ЕГЭ и распространил), не имеют смысла.

«СП»: — Как закон смотрит на лишение аттестатов?

— В учебных заведениях создают кодексы этики поведения учащихся. Школьники берут на себя обязательства стать высоконравственными, в том числе не списывать, не пользоваться шпаргалками.

После разоблачения учащихся, выложивших КИМы в интернет или доставших мобильные телефоны во время проведения экзамена, «притягиваются» пункты кодекса и аннулируются результаты сдачи экзамена.

Действующее федеральное законодательство до такой степени не детализирует поведение школьников (не содержит запреты списывать и пользоваться мобильными). Поэтому лишать выпускников аттестатов недопустимо.

Председатель Межрегионального профсоюза работников образования Андрей Демидов согласен с адвокатом: нужно бороться не со школьниками, а с коррумпированными чиновниками, из-за неуемной жадности которых КИМы «утекают» в интернет.

— В настоящее время набирает силу версия о том, что ученики, родители и даже представители власти объявили войну государству, выкладывая ответы в Сеть. Таким способом они якобы протестуют против изнуряющей системы ЕГЭ. Однако версия бредовая, — продолжает Демидов. — В действительности: есть спрос — есть предложение. Специфика массового сознания снижает стремление школьников, видящих, как их соученики списывают ответы из интернета, полноценно готовиться к сдаче экзаменов. Мы тоже купим и спишем.

Можно с уверенностью сказать, что сформировался преступный мир, торгующий ответами на ЕГЭ.

Торговцы либо находят чиновника из Минобразования, платят ему большие деньги за ответы, а затем перепродают их, либо отыскивают, например, восьмерых начальников более низкого уровня, и дают им меньше. Я, разумеется, не утверждаю, что представители министерства занимаются продажей ответов, однако очевидно, что откуда-то они «утекают».

"СП": — Высказываются предложения: для недопущения «утечек» и совершенствования самого ЕГЭ, систему сдачи экзаменов нужно шлифовать дальше.

— Шлифовать можно что угодно, но не факт, что предмет шлифовки улучшится. Предлагают, например, вернуть прежние экзамены в усовершенствованном виде. Однако, если отмотать годы действия ЕГЭ, ничего хорошего из этого не выйдет. Произошли изменения в обществе, изменились и информационные каналы.

Позиции, занимаемые ныне Минобрнауки и Рособрназдором, — самые неконструктивные. Репрессировать выпускников, списывающих и пользующихся мобильным на экзаменах и устанавливать в период проведения экзаменов «глушилки». Очевидно, что «глушилки» окажутся бесполезными.

Если какую-либо секретную информацию желают украсть несколько имеющих влиятельные посты людей, — ее украдут. Поэтому необходима максимальная децентрализация: составление конкретного варианта задания непосредственно на месте проведения ЕГЭ. Из большого числа заранее определенных элементов комбинировать путем случайной выборки варианты буквально накануне экзамена. Разумеется, данный способ не гарантирует полное сохранение материала. В Дагестане большое количество учителей выполняют задания за учеников — хоть 100 раз перемешай элементы, игра будет жульнической.

Однако это лишь один из вариантов.

А репрессии следует проводить не в отношении школьников, а в отношении тех, кто решает за них задачи. СМИ сообщают и сообщат о происшедшем в Дагестане, однако мы не слышим о создании комиссии, которая выехала бы для разбирательства. Отберем у тамошних выпускников телефон — устроят переворот. Учителя не будут зарабатывать на решении заданий — будут получать деньги за что-либо значительно худшее. Паралич властной конструкции.

Тем временем наказанием грозят ребятишкам, выложившим в Сеть ответы. Лишили их аттестатов. Замечательно! Чиновники от образования словно не понимают, что эти дети — не самые главные злодеи.

Педагоги с солидным стажем утверждают: «Необходимо задуматься об изменении конструкции ЕГЭ». Госэкзамену не следует быть универсальным мерилом. В вузы нужно входить либо по французскому пути: с сертификатами, полученными после сдачи единого экзамена, принимают в большинство вузов, но в некую «высшую лигу» требуется сдать дополнительные… Либо «присоединить» к ЕГЭ ряд испытаний для входа туда. Если не станем проверять устную речь при поступлении на филфак, истфак или юрфак — получим катастрофические последствия!

В последнее время, правда, начали говорить о том, что надо бы внедрить проверку устного элемента. Но Министерство образования не инициировало даже дискуссии по этому поводу.

С необходимостью «дополнения» ЕГЭ согласна заместитель председателя комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ, член Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России Любовь Духанина: «Следует внедрить проведение независимой оценки знаний выпускников школ, уже сдавших ЕГЭ. Проводить ее должны те, кто не имеет отношения к подготовке учащихся к экзаменам.

Огромное количество родителей насильно вталкивают отпрысков, не особенно желающих получить высшее образование, в вузы. Часто они «вылетают» после 2−3-го курсов. Разочаровываются, отчаиваются. Таких подростков мамам и папам прежде надо направить для продолжения обучения в колледж, а затем, если повзрослевшие дети решат учиться дальше, — в вуз.

Многие, «насильно» обучившиеся в вузах, затем станут несостоятельными специалистами (медиками, педагогами, сотрудниками жизненно-важных отраслей). Последствия их работы могут быть очень печальными".

Фото: Алексей Филиппов/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня