Общество

Метро 2013

Вадим Михайлов: «Могло быть гораздо хуже»

  
6481

Двойной пожар в московском метро взбудоражил столицу. По сообщению МЧС, в 8−20 утра в районе станции «Охотный ряд» произошло возгорание высоковольтного кабеля. Задымление вызвало панику на станции — люди стремились вырваться на поверхность. Всего со станций Сокольнической линии было эвакуировано более 4 тысяч человек. Движение самой линии оказалось частично парализовано до 14-ти часов. К ликвидации пожара было привлечено 275 человек и 75 единиц техники. К счастью, худшего, похоже, удалось избежать — о погибших не сообщается. Тем не менее, 59 человек пострадали от отравления продуктами горения, 11 — госпитализировано, 3 женщины попали в реанимацию. Врачи говорят, что их состояние оценивается как средне тяжёлое.

В 12 часов дня, когда казалось, что ЧП исчерпало себя, и МЧС объявил о новом сильном задымлении на той же линии между станциями «Охотный ряд» и «Лубянка». И, хотя пассажиров на этот раз решили не эвакуировать, нормальное движение поездов с пассажирами было восстановлено только в 14−10.

Между тем, ровно месяц назад на Таганско-Краснопресненской линии также произошло задымление, из-за которого сотни человек были эвакуированы на поверхность.

Прежнего руководителя метрополитена, ныне покойного Дмитрия Гаева уволили по обвинению в коррупции и неэффективной модернизации подземки.

В последние годы на безопасность метрополитена выделялись довольно внушительные суммы. Так в прошлом году на эти цели было израсходовано более 2 миллиардов 190 миллионов рублей. Однако, похоже, что с приходом Ивана Беседина, действующего под чутким руководством Сергея Собянина, претендующего ныне на роль всемосковски выбранного мэра, дела с безопасностью в подземке лучше не стали.

«СП» обратилась за комментарием к руководителю аварийно-спасательного отряда «Диггер-спас» Вадиму Михайлову буквально перед тем, как он спустился в подземку для тушения второго пожара на Сокольнической линии.

— За два часа перед этим мы излазили все закутки в тоннелях между «Охотным рядом» и «Театральной». Только что потушили пожар. Но мы не предполагали, что там ещё оставался источник задымления…

И вот нам сообщают, что опять надо спускаться, ещё есть пиролиз (разложение органических и многих неорганических соединений под воздействием высокой температуры — СП). Новый пожар начал разгораться, бойцы под землёй уже все практически, и я сейчас — туда.

«СП»: — Почему такие инциденты в московском метро происходят всё чаще?

— Избежать этого практически невозможно. Устаревающий кабель — о том, что его надо менять, мы говорили ещё 10 лет назад. Вчера подобное было на станции «Краснопресненская». К счастью, там удалось оперативно всё устранить, и никто практически ничего не заметил.

«СП»: — Выделяются довольно значительные средства на усиление безопасности в метрополитене — куда они идут?

— Могу сказать только по конкретике. В каких-то местах подземки с безопасностью всё хорошо, но немало и перегонов, где всё очень запущенно. Быстро поднять уровень безопасности метро нельзя при той составляющей, которая пронизывает все наши государственные органы. Конкретно называть её не буду — сами всё понимаете.

«СП»: — Безопасность метрополитена в последние годы в связи с уходом Гаева стала лучше?

— Нет, честно говоря, становится хуже. При Дмитрии Владимировиче были проблемы, мы их выявили и взяли на себя по просьбе спецслужб часть работы по их устранению. Сейчас задача взаимодействовать, координировать работу спасателей, Центра медицины катастроф, метрополитена и помогать тем, кто принял в наследство не очень хороший метрополитен, чтобы он стал лучше.

«СП»: — Мы наблюдаем, что нагрузка на метрополитен нарастает. Власти адекватно реагируют на это?

— Я скажу так — метрополитен надо модернизировать под неусыпным контролем Администрации президента. Только тогда есть шанс, что эти работы приведут к существенному увеличению степени безопасности подземки. Пока при любой модернизации есть та составляющая, о которой я говорил, и которая очень часто сопутствует деятельности чиновников, что на земле, что под ней.

«СП»: — Могло быть хуже, чем то, что мы наблюдали?

— Да, к счастью, мы легко отделались… Могло быть гораздо хуже.

Машинист метрополитена Максим Рублёв считает, что пока рано говорить о тенденции ухудшения безопасности в подземке.

— У того задымления, что было месяц назад на Пасху, на Таганско-Краснопресненской линии, — причина другая. Там вышел из исправности контактный рельс. Возможно, что близость по времени этих двух ЧП — случайное совпадение. Поэтому сказать, что есть тенденция, я не могу…

«СП»: — Достаточно уделяется внимания безопасности в подземке?

— Трудно сказать. Например, вкладываются большие деньги в модернизацию вентиляции. Но пока она не заработает в экстремальной ситуации, сказать точно, насколько она эффективна, я, как не посвящённый в тонкости этого процесса, сказать не могу.

«СП»: — У меня, как у человека, который пользуется метрополитеном, есть ощущение, что людей там всё больше, нагрузка увеличивается, и вообще вся система работает на пределе возможностей. Вы, зная эту ситуацию изнутри, можете это подтвердить?

— Да, пассажиропоток всё больше. Москва расширяется. В принципе, сейчас, чтобы решить эту проблему, вводят дополнительные линии — что из этого получится, посмотрим. Ясно, что этой ситуации можно было бы избежать, если бы не было довольно большого периода, когда метрополитен развивался очень медленно. Сейчас есть всё же какой-то прогресс в связи с тем, что стали по новому выстраивать линии метрополитена. Например, разгрузили станции метро «Планерная» и «Тушинская» после того, как протянули ветку в Мякинино.

«СП»: — Велико ли количество нештатных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться?

— Все ситуации, которые у меня лично возникали, относятся к штатным. Даже какие-то поломки — они тоже предусмотрены инструкциями. Техника, она хоть и железная, не ломаться не может. Нас учат, что делать в таких ситуациях.

«СП»: — Каковы были бы ваши действия, окажись вы в такой ситуации, как сегодня на станции Охотный ряд?

— Надо не забывать, что любое задымление вызывает панику. Поэтому надо и людей попытаться успокоить, и грамотно доложить диспетчеру. От того, насколько точно мы донесём до него информацию, зависит, насколько правильно и оперативно будут действовать спасательные и прочие службы. При этом есть определённый список информации, утверждённый руководством метрополитена, который машинисту запрещается передавать в салон. Моя задача — объяснить, что всё под контролем, скоро всё исправим и поедем дальше, чтобы люди не считали себя брошенными где-то в тоннеле.

Фото: Михаил Воскресенский/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Борис Джерелиевский

Военный эксперт

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня