Общество

Патриотизм в австро-венгерском стиле

За неофициальную трактовку истории предлагают наказывать по Уголовному кодексу

  
5073

В российских школах в скором времени могут ввести еженедельные уроки мужества и патриотизма, а также обязательный экзамен по истории России после 9-го и 11-го классов. Соответствующие меры предусматриваются законопроектом по патриотическому воспитанию, который разработан общественной молодежной палатой Москвы.

В настоящее время документ находится в финальной стадии проработки, а в октябре текущего года его обсудят в Совете Федерации. Если слушания пройдут успешно, то в конце года законопроект будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

«Он сегодня нужен нашему обществу. И это не только мое мнение — такая позиция давно зрела в экспертном сообществе, — пояснил „СП“ автор проекта Станислав Неверов. — Напомню, что одним из первых указов президента Путина после избрания на новый срок стал указ о совершенствовании государственной политики по патриотическому воспитанию. Потом он вернулся к этой теме в своем послании Федеральному собранию. И сегодня, в общем-то, патриотическое воспитание у нас осуществляется повсеместно — где-то лучше, где-то хуже. Но никакого правового закрепления нет, т.е. имеются несколько указов, однако понятно, что они законом считаться не могут. Мы это пробел как раз и попытались устранить, создав свой вариант законодательной базы по патриотическому воспитанию».

Предполагается, в частности, что на еженедельных уроках патриотизма учащиеся познакомятся с историческими местами своего района, посетят военные музеи и мемориалы. При школах предлагается открывать волонтерские центры, осуществляющие шефство над ветеранами, а также создавать детские отряды поисковиков, которые будут ездить на раскопки мест военных действий.

«Раньше по этим направлениям какая-то поддержка оказывалась на уровне муниципальных образований. Хотя бы в материально-техническом плане, — говорит Неверов. — Детей могли вывозить к местам захоронений, раскопок. Были поездки по Белоруссии, по Украине, во время которых ребята могли увидеть и места сражений, и мемориалы в память о героях Великой Отечественной воны. Сейчас этого нет, на патриотическое воспитание, к сожалению, не выделяется средств. Принятие закона позволит эти средства выделять не только из регионального бюджета, но и федерального».

Предлагается также увеличить количество учебных часов в школе на изучение такого предмета как «История Отечества».

«Один или два часа в неделю, как сейчас, — это слишком мало, — считает наш собеседник. — За это время просто невозможно в полной мере охватить весь курс истории такой страны как Россия, с ее героическими победами и горькими поражениями. Невозможно сформировать правильное восприятие этих событий у детей. Учат только те, кто сдает ЕГЭ, но и они потом все быстро забывают».

Но документ включает в себя не только сферу классной и внеклассной жизни школьников. Он предлагает введение ответственности главных редакторов СМИ за размещение материалов, направленных на подрыв авторитета государственности.

Как пояснил Неверов, речь идет о случаях, когда искажаются или фальсифицируются исторические факты.

«СП»: — Каким образом будет определяться достоверность?

— У нас сейчас разрабатывается единый учебник истории, то есть будут приняты, вероятно, какие-то стандарты тех исторических событий, которые у нас происходили. Они и будут взяты за основу. Потому что сейчас, например, мы знаем, что у нас одна позиция по Второй мировой войне, у Запада — другая. Возникает непонимание. Кому верить? Поэтому предлагается ввести ответственность, она может быть и уголовной, и административной. Это инициатива ветеранских организаций. И мы ее поддерживаем. Но она нуждается в дополнительной проработке, потому что, конечно же, тут ни в коем случае нельзя наступать на свободу слова, свободу СМИ, печати и т. д.

Лидер общественного движения «РОД-Россия», публицист Константин Крылов уверен, однако, что «патриотический закон» — это возврат к цензуре:

— Суть всех этих предложений состоит (причем, сейчас совершенно откровенно) в установлении тотального контроля за СМИ. Если люди откровенно говорят, что закон будет карать за нехорошие высказывания против государства, тем более касающиеся не только настоящего, но и истории, это означает полное уничтожение свободы слова. Именно полное. Это делает невозможными ни нормальную критику действий властей, не нормальный политический дискус, который включает в себя историю. Просто невозможно будет разговаривать на эти темы. По сути, мы возвращаемся к советским временам со статьей «за антисоветскую агитацию и пропаганду». Только, честно говоря, гораздо хуже, поскольку та статья была хотя бы обоснована идеологически. Здесь же все сказано предельно ясно: кто против начальства будет вякать, тех — «посодим».

"СП": — А что касается воспитательной составляющей? Можно заставить быть патриотом?

— Патриотизм сам по себе, конечно, вещь чрезвычайно хорошая. Однако для этого нужно иметь, во-первых, Родину. А имеют ли нынешние граждане РФ (если можно так выразиться) Родину — это большой вопрос. Просто потому, что Родина или Отечество — это то государство, которое, действительно, связано со своими гражданами, и граждане которого ощущают его своим, имея для этого настоящие основания, а не только иллюзию. Для сравнения: в годы существования Австро-Венгрии чехи, словаки, или даже венгры не ощущали это государство своим отечеством. Они считали отечеством свою Чехию, свою Венгрию — те куски земли, на которых они жили. Австро-Венгрию они отечеством не ощущали, притом, что народы эти как раз очень склонные к патриотизму. А вот к государству они относились отрицательно, я бы даже сказал, с насмешкой. Практически половина чешской культуры, наиболее популярная ее часть — это, собственно говоря, насмешки над Австро-Венгрией, и особенно над австро-венгерским патриотизмом. Начиная, наверное, с самой известной чешской песни про канонира, у которого оторвало руки, но он продолжал стрелять во врагов отечества. Дальше — знаменитый «Швейк» (роман Ярослава Гашека «Приключения бравого солдата Швейка», написан в 20-х гг. прошлого века — прим. «СП»). Замечу, что чехи сейчас абсолютно искренние, стопроцентные патриоты Чехии, своего государства.

«СП»: — А к нам-то какое это имеет отношение?

— «Дорогие россияне» сегодня в таком же положении, как чехи тогда. Прежде всего, русские. Но, впрочем, и все остальные народы. Они не могут воспринимать нынешнюю РФ, как свое отечество. Это, в общем, чужое нам государство, управляемое людьми, чьи интересы очень далеко отстоят от наших. Чего, собственно, они даже не скрывают. У нас в этом государстве нет ни прав, ни серьезной собственности, ни чего бы такого, чем мы могли бы гордиться. Поскольку и право гордиться тоже присваивает себе государство. Мы чужие на этом празднике жизни. Естественно, государство пытается нас обмануть, т.е. заставить почувствовать свою солидарность с собой и своими успехами. Что получается все хуже, поскольку людям уже, действительно, не просто плевать, на то, что там делают «эти кремлевские». А иногда все это начинает вызывать откровенное зубоскальство, и желание, скажем так, хотя бы посмеяться над всем тем, что они делают и особенно над их успехами, если таковые даже есть. В этом отношении, конечно же, уроки патриотизма будут иметь тот же самый смысл и значение, как соответствующие мероприятия в Австро-Венгрии, где, как известно опять-таки из того же «Швейка», постоянно пытались отлавливать каких-нибудь врагов короны. В конечном итоге отлавливали их все меньше: люди просто «придерживали языки», но корону ненавидели все больше. Самым лучшим уроком патриотизма, какой только можно себе представить, было бы создание системы, при которой люди имеют реальные права независимого правосудия, политических прав, всего того, что позволяет жить нормально. Если же к этому прибавить и кое-какую собственность, получили бы из нас пламенных патриотов. Но, увы, вместо этого мы будем получать уроки патриотизма в австро-венгерском стиле.

Преподаватель кафедры истории Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Станислав Рузанов, в свою очередь, считает, что в условиях нашей нынешней системы образования закон в любом случае не будет работать:

— На первых порах будут, наверное, какие-то уроки, походы. Но очень быстро, мне кажется, все превратиться во что-то формальное — для «галочки», для отчетности. Понятно, откуда это все берется. В недавнем своем послании Федеральному Собранию Путин объявил, что у общества нет духовных скреп. Вот их и ищут — придумали некий законопроект. Но научить патриотизму нельзя. Он складывается из каких-то фундаментальных ценностей — ощущения себя в обществе, ощущения сопричастности, в том числе и политическим процессам… А как это станут преподавать на уроках? Тем более, что в жизни молодой человек видит различие между словом и делом, видит, что у депутата, который больше всех говорит о патриотизме, дети учатся за границей. Что борьба с коррупцией идет, но частичная. В таких обстоятельствах патриотическое воспитание просто превратится в формальность и будет походить на лозунги времен Брежнева, когда почти на каждом доме было написано «Народ и партия едины». Но всем было ясно, что это далеко не так. Надо его воспитывать — патриотизм, конечно. Для начала программу по литературе хотя бы измените. Взять хотя бы роман Николая Островского «Как закалялась сталь». Можно по-разному к нему относиться, но это, на мой взгляд, знаковое произведение, которое интересно и точно описывает ту эпоху, в которую оно создавалось.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Светлана Холявчук

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Борис Джерелиевский

Военный эксперт

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня