18+
четверг, 30 марта
Общество

Сомалийские пираты взяли груз на $ 60 млн. и трех русских

Такая крупная добыча перепала им впервые. И теперь они, похоже, выкупа уже не потребуют

  
6

Сомалийские пираты захватили германский контейнеровоз Hansa Stavanger тоннажем 20000 тонн на расстоянии 400 миль от сомалийского порта Кисмая, это на пол-дороге между Сейшелами и Кенией. Захват контейнеровоза — это захват грузов стоимостью десятки, если не сотни миллионов долларов. Товаров, которые легко можно вывезти на берег и продать. Специалисты опасаются, что на этот раз пираты даже не станут требовать выкуп.

«Пиратам будет, чем поживиться, и тут уже, к сожалению, выкуп особой роли не играет, начнется грабеж груза — комментирует происшествие главный редактор издания «Морской бюллетень «Совфрахт» Михаил Войтенко. — Это не сталь, не руда, не нефть. Все это ставит захват контейнеровоза в совершенно особое положение. То есть, я вообще не знаю, чем все это может закончиться. Есть опасение, что это может быть силовой захват. Дело очень серьезное, такого еще не было. Пираты на этот раз могут даже не требовать выкупа. Зачем им выкуп в два миллиона долларов, если у них в руках никак не меньше шестидесяти миллионов. Я этот захват ставлю выше по значению, чем захват Фаины или других танкеров. В общем, произошло самое неприятное».

Хуже всего в этой ситуации экипажу, связи с которым нет с момента захвата. На борту судна трое граждан России: старший помощник и 2-й механик из Санкт-Петербурга и старший механик из Калининграда. Всего в составе экипажа 24 человека: капитан — гражданин Германии, 3-й помощник и фиттер (моторист) — граждане Украины и 14 филиппинцев.

В захвате участвовали 6 пиратов на одной лодке, и, возможно, по информации Михаила Войтенко, рядом было судно-база.

К контейнеровозу направился военный корабль из состава сил Евросоюза Atalanta, и скорее всего, в настоящее время он находится около контейнеровоза. Пока не ясно, попытаются ли военные воспрепятствовать разграблению грузов и их перевозке на берег, и насколько велика опасность для экипажа.

«Всего сейчас в плену у сомалийских пиратов пятеро россиян — два человека с танкеров, захваченных на позапрошлой неделе и трое, попавших в плен сегодня — говорит Михаил Войтенко. — Фамилии пленных мне уже известны, но публиковать я их не планирую, чтобы не травмировать родственников».

Напомним, на позапрошлой неделе пираты захватили сразу два судна в Индийском океане: танкер «Боу Эйсер», на борту которого 27 человек, помощник капитана — россиянин, и греческий танкер «Нипайя», на борту — 19 человек и так же один россиянин.

Пока не неизвестно, где находится захваченный контейнеровоз и его экипаж. «Это зависит от того, какая группировка пиратов осуществила захват — говорит Михаил Войтенко, — Поскольку, на связь они еще не выходили, остается только ждать».

Анализируя ситуацию, сложившуюся с пиратством, Михаил Войтенко делает вывод о том, что война с пиратами на данном этапе вчистую мировым сообществом проиграна:

«Легко как говорится и непринужденно пираты ушли из залива, и ближайшие 2−3 месяца покажут, чем этот новый виток, новый разгул закончится или вернее, во что выльется. Военно-морского решения проблемы на данном этапе нет. Ограниченная морем война с пиратством проиграна и шансов на победу или даже заметные успехи нет, и что самое неприятное — их на данном этапе разобщенности стран, пославших в залив корабли, не существует даже теоретически, нет такой физической возможности».

Статистика пиратских нападений прошлого месяца, которую приводит «Морской бюллетень «Совфрахт», убедительно показывает, что пираты переместили центр своей активности в Индийский океан, и что количество нападений неуклонно, от недели к неделе, растет. Статистика последних 10 дней марта наиболее внушительна — 14 только зарегистрированных нападений, и всего 2 из них в Аденском заливе. То есть еще осенью пропорция была как раз обратной — десятки нападений в Адене на единицы в Индийском океане, и ни одного — в Красном море.

«Эффективных методов борьбы с пиратской партизанщиной так и не выработано, плюс еще одна проблема, столь же далекая от разрешения или хотя бы попыток разрешения, как и в начале эпохи массовых засылок кораблей в залив — полнейшее нежелание политиков, да наверное и военных, объединить усилия, создать единые командование и штаб для всех кораблей всех стран, и действовать совместно. Какое-то броуновское беспорядочное движение при минимуме согласованности или обмена информацией — считает Войтенко. — Не знаю, как прочие, а я вижу только одну реальную силу, способную обеспечить гарантированную безопасность — охранные агентства и службы, состоящие из профессионалов, прежде всего морских спецназовцев. Я посмотрел, что эти люди могут, послушал их, поговорил с ними, и альтернативы не вижу. Особенно с учетом присоединения к сомалийским пиратам международной преступности. Ближайшие или минимальные рекомендации судовладельцам — обеспечение минимума подготовки экипажей к отражению нападения при следовании судов по всей акватории северной части Индийского океана и в Красном море, требование от экипажей повышенной бдительности в этой акватории, а не только в Аденском заливе».


Из досье «СП»:

Контейнеровоз Hansa Stavanger построен в 1997 году. Ходит под флагом Германии и управляется оператором из Гамбурга.

По данным ООН, в 2008 году у берегов Африканского Рога было зарегистрировано 120 нападений морских разбойников на торговые суда.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня