Общество

Американский F-22 против русских Су-35 и С-400

Отстаем от США в самолетах, зато превосходим в зенитно-ракетных комплексах

  
57178

На днях американская компания Lockheed Martin обнародовала ряд тактико-технических характеристик единственного в мире истребителя пятого поколения — F-22A Raptor. Недавно, кстати, уже вторая машина этого класса разбилась. Это говорит, о не доработанности конструкции. Но специалисты говорят, что их в целом восхищают тактико-технические данные этого самолета. Так, крейсерская (без использования форсажных камер) скорость самолета составляет 1,78 Маха. Динамический потолок без задействования форсажа превышает 15 км. В ходе первых учений на авиабазе Elmendorf на Аляске машины достигали высоты около 22 км (вероятно, уже с использованием форсажа). Радар с АФАР разработки Northrop Grumman и Raytheon обеспечивает обнаружение целей на удалении до 210 км. Стоимость одного F-22A Raptor при серийном производстве составляет 145 млн долл. (без учета затрат на НИОКР). Короче, американские военные хвастливо заявляют, что один F- 22 способен в воздушном бою «завалить» 10 или даже 30 новейших российских самолетов. Мол, его ракеты поражают цели на огромном расстоянии.

Впрочем, легкие фронтовые истребители коими являются Миги и Су в отличие от других типов самолетов обладают даже большей сверхманевренностью, чем их американские коллеги. Особенно это относится к истребителям с управляемым вектором тяги, и шансы такой машины в борьбе против ракет, по оценкам разных спецов как минимум 50/50.

А кроме того против самолетов пятого поколения у нас есть новейшая система С-400, способная вести огонь как новыми ракетами, так и использовать боезапас своего предшественника. ЗРК С-400 обладает боевыми возможностями, мобильностью и помехоустойчивостью последних вариантов комплекса С-300 в сочетании с большей дальностью стрельбы.

Система С-400 предназначена для поражения всех типов летательных аппаратов — самолетов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет. Важное отличие С-400 от С-300 — новые зенитные ракеты с активными головками самонаведения и повышенной дальностью стрельбы. «Триумф» способен уничтожить цель на расстоянии до 400 км и на высоте 30 км. Эти показатели позволяют рассматривать комплекс не только как оружие ПВО, но и частично — как противоракетное средство.

Комплекс С-400 «Триумф» может поражать сверхманевренную малоразмерную цель с эффективной отражающей поверхностью, которую имеет пятирублевая монета. Ему под силу справиться с воздушными целями, которые выполнены по технологии «стелс», то есть самолетами-невидимками с малым показателем эффективной отражающей поверхности.

Сравнивая возможности современных систем ПВО и самолетов, аналитики также отмечают, что российская зенитная ракетная система С-400 «Триумф», производящаяся предприятиями концерна ПВО «Алмаз-Антей» и уже принятая на вооружение Российской армии, сегодня фактически не имеет аналогов в мире. Технические возможности «Триумфа» значительно выше, чем у американского Patriot, и вдвое превосходят по боевым показателям широко известную предшественницу С-400 — систему С-300 «Фаворит», поставлявшуюся в Китай, Словакию, во Вьетнам и на Кипр.

Россия выстраивает глубоко эшелонированную систему противовоздушной обороны. Если комплексы С-300 и С-400 — дальнего радиуса действия, то они цепко взаимодействуют с комплексами малой и средней дальности. Они дополняют друг друга и одновременно страхуют, создавая непреодолимую и сплошную стену для воздушного агрессора. Зенитно-ракетные комплексы малого и среднего радиусов действия типа «Тор», «Бук», «Тунгуска» поставлялись, в частности, в Китай, Иран, Индию, Грецию, Сирию, Египет, Финляндию, Марокко.

По данным австралийского исследования, противостоять российским ПВО не способны не только американские самолеты F-15, F-16 и F/A-18, но даже перспективный многоцелевой истребитель пятого поколения F-22. А для того чтобы достичь превосходства, которое военная авиация Соединенных Штатов имела на момент окончания холодной войны, Пентагону необходимо принять на вооружение еще как минимум 400 самолетов F-22 Raptor. В ином случае американская авиация окончательно утратит свое стратегическое превосходство над российской ПВО.

Как отмечают аналитики, данное обстоятельство может сказаться и на позициях США в мире. Такие страны, как КНР, Иран и Венесуэла, будут прекрасно понимать, что американцы не пойдут на открытую военную конфронтацию, осознавая, что в результате этого авиация ВВС и ВМС США потеряет сотни боевых самолетов и пилотов. То есть вооруженные силы Соединенных Штатов рискуют получить неприемлемый ущерб.

Так что, краса и гордость ВВС США — истребитель F-22. — нашей ПВО не так уж страшен. Эта «хищная птица» тоже имеет серьезнейшие недостатки. Об одном из весьма точно сказал министр обороны США Роберт Гейтс (он, кстати, остался в нынешнем правительстве от прошлой администрации): «Мы ведем в данный момент две войны: в Ираке и в Афганистане. Ни в одной из них нет применения для F-22 — они там просто не нужны».

Никто не может сказать, против кого вообще могут быть применены эти «птички». Мириам Пембертон, эксперт по вопросам обороны вашингтонского Института политических исследований, считает: «Ни у Аль-Каиды, ни у Талибана боевых самолетов нет. Получается, что дорогие игрушки вроде F-22 определяют размеры нашего военного бюджета, становятся приоритетом, ни на йоту не улучшая нашу безопасность».

Поэтому непонятно, зачем американская армия по сей день покупает истребители F-22, спроектированные более 20 лет назад в качестве основного оружия в предполагаемой воздушной войне против СССР. И тем более он не понимает, зачем Америке обязательно нужны специально построенные под F-22 базы ВВС по всему миру.

Впрочем, Россия готовит свой воздушный ответ Америке. Это новейший Су-35, его недавно показывали в подмосковной Кубинке президенту Дмитрию Медведеву. Этот сверхсекретный самолет разработанный в АХК «Сухой», — глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель. В нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Эксперты в числе отличительных особенностей самолета называют новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новую бортовую радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели с увеличенной тягой и изменяемым вектором тяги.

Впервые Су-35 вышел на летные испытания в феврале 2008 года. Его старт состоялся в подмосковном Жуковском на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова. Второй экземпляр поднялся в воздух в Комсомольске-на-Амуре в октябре того же года. За прошедший год были завершены статические испытания опытного образца в части достижения предельных режимов при подтверждении летных характеристик. На испытаниях также подтверждены характеристики устойчивости, проведена отработка комплексной системы управления, самолетных систем и навигационного оборудования.

В марте 2009 года многофункциональный истребитель Су-35 совершил сотый вылет, в ходе которого проводились завершающие испытания системы управления полетом. Все системы самолета работали в штатном режиме.

Успешный ход выполнения программы испытаний Су-35 подтверждает ранее объявленные сроки начала серийных поставок российским и зарубежным заказчикам в 2011 году.

Во втором квартале текущего года планируется подключить к летным испытаниям еще один самолет и довести количество полетов на трех истребителях до 150−160. В этом году предполагается завершить статические испытания и начать отработку режима сверхманевренности.

Поступление истребителя на вооружение российских ВВС будет способствовать укреплению обороноспособности страны, а также позволит компании «Сухой» сохранить конкурентоспособность до выхода на рынок истребителя пятого поколения. Поставки Су-35 на экспорт планируются в страны Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки.

Фото [http://www.af.mil/weekinphotos/wipgallery.asp?week=236*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Алексей Кротов

Почетный строитель города Москвы, член Союза архитекторов России

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня