Общество

Физика веры

Виктор Милитарев о скандале вокруг кафедры теологии в МИФИ

  
6711

Скандал вокруг кафедры теологии в МИФИ вызывает у меня совершенно искреннее изумление. Я с трудом понимаю, как столь ничтожные и малозначительные события могут вызывать такую бурную реакцию. Хотя почти наверняка большинство моих читателей знакомы с обсуждаемым сюжетом, правила журналистских приличий требуют начать с его краткого изложения.

Итак. Девять месяцев назад в МИФИ была создана кафедра теологии. Почти сразу же после этого события в газете «Троицкий вариант» было опубликовано письмо за подписью 90 с лишним академиков и членов-корреспондентов, в котором высказывалось возмущение этим фактом. Оба эти события прошли, как и следовало ожидать, совершенно незамеченными широкой общественностью.

А пару месяцев назад в ЖЖ появился постинг бывшего сотрудника МИФИ, который, по его словам, уволился из МИФИ в знак протеста против основания вышеупомянутой кафедры. В письме также содержались обвинения в адрес ректора, который, по словам автора постинга, насильственно сгонял студентов на встречу с Патриархом Кириллом, «по-советски» готовил вопросы студентов к Святейшему, воздвиг за счет бюджета университета поклонный крест, причем воздвиг его на месте традиционного символа МИФИ — фигуры «Путника».

Далее в постинге описывалось, как автор пожаловался на ректора в Прокуратуру, обвиняя его в нецелевом использовании средств, ушедшие на поклонный крест и его воздвижение и то, как в ответ ректор стал угрожать ему увольнением, а поддержавшим его студентам - неприятностями на сессии.

После публикации этого постинга началось крайне удивившее меня массовое негодование пользователей социальных сетей ректором МИФИ и его действиями. Причем больше всего негодование вызывало создание кафедры теологии. Уже забытое «письмо академиков» было срочно перепечатано на сайте Демократор.ру, и была начата подписная кампания за закрытие кафедры. Возмущенное письмо подписали тысячи человек, а в целом во всей этой протестной активности приняло участие, наверное, не меньше 10 тысяч пользователей интернета.

И все это, как я уже говорил выше, вызывает у меня сильнейшее изумление. Предположим, что все факты, изложенные автором нашумевшего постинга, соответствуют действительности. Если это так, то есть повод возмущаться поведением ректора МИФИ. Я лично с ситуацией в МИФИ не знаком, но то, что большинство ректоров российских ВУЗов — тираны и самодуры, похоже на правду. Но ведь негодование большинства участников массовой протестной кампании вызвано не хамским поведением ректора МИФИ, а почти исключительно тем, что этот ректор основал у себя в университете кафедру теологии. И тут я перестаю что бы то ни было понимать.

Кому мешает маленькая непрофильная кафедра с несколькими преподавателями, преподающая только факультативы, на которые студенты записываются исключительно добровольно? Ничего похожего на советскую систему преподавания обязательных идеологических дисциплин. Никакого гонения на атеистов. Откуда же столько сильных эмоций?

Что-то подобное я написал у себя в блоге и, ради эксперимента, перепостил в самом известном антиклерикальном сообществе в ЖЖ «ру-антирелижен». Ответы, которые я получил в своем блоге и в антиклерикальном сообществе, отличались только тоном. В ру-антирелижен авторы комментариев хамили мне по полной, а в моем ЖЖ комментарии были вежливыми. Но смысл их был совершенно тождественным.

Авторы комментариев искренне негодовали: как это в «храме науки» может быть кафедра, на которой преподается нечто абсолютно антинаучное и с наукой несовместимое. Также авторы комментариев возмущались аморальностью ректора МИФИ, который «тратит государственные деньги» на содержание такой антинаучной кафедры.

На мое робкое возражение, что кафедра теологии ничем, в принципе, не отличается от кафедры философии, культурологи или иной гуманитарной дисциплины, следовали возмущенные возражения, что «культурология хоть в какой-то степени научна, в отличие от этой вашей теологии».

А еще мне почему-то регулярно приводили один и тот же «неоспоримый силлогизм» — а почему бы, в таком случае, в православной семинарии или в Свято-Тихоновском университете не открыть кафедру научного атеизма? Тут я уже окончательно офигевал, поскольку симметричным кафедре теологии в физическом университете является кафедра физики в богословском университете, а никак не кафедра научного атеизма.

Другим симметричным примером было бы наличие в физическом университете двух идеологически альтернативных факультативов — той же христианской теологии и, к примеру, теологии буддистской или же столь любимого моими оппонентами научного атеизма. Но мои оппоненты были неумолимы. Они искренне верили, что аналогом кафедры теологии в МИФИ является кафедра научного атеизма в духовной академии.

Возникает ужасное подозрение, что мои оппоненты искренне считают физику в определенном смысле синонимичной научному атеизму. Либо же мои оппоненты считают наличие в физическом университете кафедры теологии оскорблением своих личных антирелигиозных чувств. А, может быть, просто опасаются этой самой теологией оскоромиться или, того хуже, зашквариться.

По крайней мере, именно к такому выводу ведут рассуждения моих оппонентов о том, что кафедра теологии «разрушительна для системы научного образования».

При этом речь-то идет не о какой-то агрессивно-конфессиональной пропаганде, а о скромном факультативе, где единственный намек на христианство — это курс «история христианской мысли». А остальные курсы обсуждаемой кафедры — чисто культурологические.

Я понимаю, если бы мои оппоненты обсуждали вообще ненужность или, хуже того, вредность гуманитарных дисциплин в естественно-научных университетах. Но они негодовали исключительно по поводу теологии. И на полном серьезе демонстрировали свой баттхерт, утверждая про «продолжение клерикального наступления на светское образование».

Я, конечно, мог бы затеять длинную философскую дискуссию на тему, с одной стороны, неразрывной связи науки и религии, особенно в европейской культуре, а с другой, на тему исключительной пользы элементов гуманитарного образования для сайентистов. Но, по-моему, это, как принято выражаться у советских людей, «совершенно бесполезно». Баттхерт логическими аргументами не лечится.

Так что я просто в очередной раз делаю вывод о том, что определенная часть отечественной интеллигенции двинута на всю голову. Причем эта двинутость выражается не только в злобных эмоциях по ничтожным поводам, но и в склонности к коллективным истерикам. Утешает одно. Весьма значительной части нашего народа на все эти эмоциональные всплески просто наплевать, а другая весьма немалая часть нашего народа считает себя православными и вполне сочувствует тому, что у наших антиклерикалов вызывает пароксизмы негодования.

Хотя, конечно, весьма забавный коктейль получается у этой самой «определенной части». Любовь к Ходорковскому, ЛГБТ и Пусси Риот и ненависть к «клерикальному наступлению». Ну, нравится людям мочиться против ветра, ну и пусть.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня