Общество

Протест по переписке

100 тысяч подписей на стол президенту — едва ли не единственная возможность остановить зарвавшихся чиновников

  
6160

Более 100 тысяч подписей за ограничение стоимости автомобилей чиновников, купленных на бюджетные деньги, поступили в Госдуму. Подписанты считают, что на одно авто власть имущих из госказны нельзя тратить более полутора миллионов рублей. Это предложение оппозиционера Алексея Навального стало первым, которое собрало необходимое количество подписей для рассмотрения на федеральном уровне на сайте «Российская общественная инициатива» (РОИ).

Сбор подписей начался 5 апреля. Таким образом, на сбор подписей ушло три месяца. Что в четыре раза меньше, отведённого законом срока.

Надо отметить, что эта, неудобная для чиновников инициатива «всплывает» уже не первый год. В 2011 году с подобным предложением выступали в КПРФ. Депутат от «Справедливой России» Дмитрий Гудков осенью 2012 года вносил в Госдуму разработанный Навальным законопроект о запрете дорогих машин для чиновников, но документ отклонили. И даже «Единая Россия» предложила ограничить стоимость, покупаемых машиной суммой в 3 миллиона рублей. Однако правительство РФ раскритиковало все предложенные законопроекты.

Сложно поверить, что на этот раз любители покататься на иномарках представительского класса прислушаются к мнению сограждан. Тем более, что отрицательный опыт реакции власти на подобные акции уже имеется.

Например, вскоре после того, как Владимир Путин в своей предвыборной статье в феврале 2012 года написал, что инициативы граждан, собравшие более 100 тысяч подписей в интернете, должны быть рассмотрены парламентом, партия «Новая сила» организовала сбор подписей за введение визового режима со странами Средней Азии и Закавказья. 10 июля, спустя 4 месяца, после того, как подписи поступили в Правительство и Госдуму, чиновники ответили отпиской.

Так смогут ли стать подобные акции эффективным инструментом влияния на власть?

— Пока нельзя ожидать эффективности от подобных акций, — считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Закон составлен таким образом, что власти дана возможность на своё усмотрение зарезать любую инициативу. Многое будет зависеть от того, что принимается и в какой момент. Власть понимает, что уровень её легитимности снижается, она должна как-то лавировать в новых условиях. Если инициатива снизу не будет затрагивать принципиальных для неё вопросов, она может перехватить эту инициативу или как-то отреагировать на неё. Ясно, к примеру, что введение визового режима со странами Средней Азии, чего добивалась партия «Новая сила», для нынешней власти абсолютно неприемлемо, поскольку противоречит путинскому проекту Евразийского Союза. Что касается непосредственно «автомобильной» инициативы Навального, то она могла бы пройти, если бы её выдвинул другой деятель. У нас сегодня модно бороться с коррупцией, поэтому власть могла бы отреагировать положительно. Но власть сейчас прессует Навального и ей не к лицу подыгрывать ему. Кроме того, Навальный, как известно, участвует в предвыборной кампании за кресло московского мэра. И в такой ситуации лить воду на его мельницу, пиарить его, Кремлю опять же не выгодно.

Лидер партии «Новая Сила», профессор Валерий Соловей считает, что несмотря на все, чинимые властью препятствия, сбор подписей сегодня — одна из немногих возможностей нашего общества обозначить свою точку зрения.

— На нашу петицию с требованием ввести визовый режим со странами Средней Азии и Закавказья мы получили отписку не по существу дела, и если бы мы не относились с таким уважением к институту президентства, мы бы решили, что она носит издевательский характер. Нам посоветовали собирать подписи на сайте РОИ, хотя наша акция прошла до его открытия. По существу нам никто не ответил, да и не собирался. Кстати, мы в петиции обращали внимание президента и правительства России, что принятие новой редакции Закона «О соотечественниках» в том виде, который существует сейчас, ещё шире распахнёт ворота в Россию перед миллионами мигрантов.

Естественно, что мы не собираемся останавливаться, будем бить в эту точку. Остановить поток нелегальной миграции — это одна из наших ключевых политических задач. Сегодня тема миграции стала одной из самых болевых в нашем обществе. Все, кто участвуют в выборах мэра Москвы, должны были обозначить свою позицию. Так что я не сомневаюсь, что мы своего добьёмся. Мы и не рассчитывали, что получив петицию, власть тут же пойдёт навстречу собственным гражданам.

«СП»: — Получается, что сбор подписей — профанация, не способная повлиять на чиновников?

—  Власть сделала всё таким образом, чтобы подобные акции выродились в нечто имитационное. Тем не менее, когда идёт успешный сбор подписей, это приводит к некоторой общественной мобилизации. Внимание людей к острой проблеме заставляет чиновников хотя бы как-то реагировать. Хотя бы на уровне деклараций. Как это и произошло с темой визового режима для стран Средней Азии после нашей акции. Если хотите, сегодня сбор подписей — это одна из немногих форм общественной активности, доступных в России. Известно, что многие наши граждане боятся выходить на митинги, боятся открыто высказать своё мнение. Но поставить свою подпись под полезной инициативой, по счастью, пока готово большинство. Я думаю, что число подобных инициатив будет множиться, и они будут способствовать мобилизации нашего общества.

— Как раз реакция на инициативу Навального покажет насколько данный способ эффективен для воздействия на чиновников, — считает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — 100 тысяч подписей сторонникам Навального удалось собрать в короткие сроки, существенно раньше, чем предусмотрено законом. Все необходимые формальности соблюдены. Понятно, что законодатели специально составляли документ о рассмотрении общественных инициатив так, чтобы не очень обязывать власть перед теми, кто ставил подписи.

Инициатива Навального весьма актуальна и популярна. Люди у нас негативно оценивают любовь чиновников к роскоши за государственный счёт. Чиновники в свою очередь считают предметы роскоши, в том числе езду на иномарках представительского класса, в порядке вещей. Им часто приходится иметь дела к крупными и средними бизнесменами, и потому они не хотели бы выглядеть в глазах «деловых партнёров» бедными родственниками. Им мало дела, что налогоплательщики не хотят всё это оплачивать. Посмотрим, в каком формате примут законопроект об ограничении стоимости чиновничьих автомобилей или вообще отвергнут.

«СП»: — Однако предыдущие инициативы, как КПРФ (о ратификации статьи 20 Конвенции ООН по борьбе с коррупцией), так и «Новой силы» были не услышаны чиновниками…

— Да, но теперь у власти не будет никаких формальных поводов откреститься. Всё-таки раньше механизм оформления подобных инициатив не был чётко оформлен. Теперь дело иное — власть по закону должна как-то отреагировать. Не только исходя из политической конъюнктуры, но именно потому, что обязана. Вот и посмотрим, что из этого выйдет.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня