Общество

Наезд на роскошь без особых последствий

Не дождавшись прогрессивного налога на сверхдоходы, страна получила автоналог

  
4672

Владимир Путин подписал закон, согласно которому с 1 января будущего года владельцам дорогих легковых автомобилей придется дополнительно раскошелиться.

В результате для плательщика транспортного налога обладание машиной стоимостью в три и более миллиона рублей обернется новыми расходами. Размер фискального изъятия находится в зависимости не только от стоимости, но и от возраста транспортного средства. К автомобилю, стоящему до 5 млн руб. и выпущенному не ранее трех лет назад, будет применяться коэффициент 1,1. Если машина той же стоимости окажется «моложе» на год, коэффициент автоматически повышается до 1,3. Собственников аналогичной «одногодки» фискальные власти тряхнут путем умножения действующего транспортного налога на коэффициент 1,5. Больше всего — трехкратный налог, заплатят владельцы элитных иномарок стоимостью свыше 15 млн. рублей.

Среднюю стоимость автомобиля будет определять Минпромторг на основании статистических данных, данных таможенной статистики и сведениях о сделках с соответствующими моделями автомобилей. Получить представление о своих налоговых перспективах автовладельцы машин, средняя стоимость которых превышает 3 млн. рублей смогут на сайте Минпромторга.

Подписанные президентом нововведения представляют собой первую заметную попытку подступиться к выполнению предвыборного обещания «ударить рублем» по предметам роскоши и статусному потреблению элит. Как это часто бывает в таких ситуациях, «под горячую руку» могут попасть рядовые граждане без рублевской прописки. Речь идет о тех, кто приобрел автомобиль в кредит. Или тех, кто ради исполнения заветной мечты отдал автодилерам все, что было накоплено «непосильным трудом». Многие комментаторы полагают, что в отличие от неискушенных простых смертных, настоящие хозяева жизни еще до вступления поправок в законную силу наверняка изобретут тысячу способов совершить «сравнительно честный» налоговый маневр. Оптимизировав с помощью хорошо известных схем до исходного уровня фискальную нагрузку на своего породистого «железного коня». Что вряд ли поможет решить заявленную Владимиром Путиным сверхзадачу. А именно — остановить разрастание имущественной пропасти между классом богатых и классом бедных.

Несмотря на то, что повышенный налог на дорогие авто в целом способствует смягчению социального неравенства, эта мера может ударить по тем, для кого мощный автомобиль действительно «не роскошь, а средство передвижения». Так считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. К востоку от Урала количество дорог крайне ограничено, а их качество оставляет желать лучшего. Это по-прежнему скорее «направления», чем нормальные дороги. Для жителей таких территорий приобретение внедорожника является насущной необходимостью. В советские времена эту функцию выполнял знаменитый «уазик». Принципиально важно, чтобы джипы не попали в категорию автомобилей класса люкс. Это не роскошь, а необходимость. Потому что на обычной «московской» машине вы просто не сможете выехать за пределы многих населенных пунктов. Вина за это лежит на государстве. А значит, оно не имеет права наказывать за собственную провальную автодорожную политику.

«СП»: — Насколько повышенная ставка налога на престижные авто поможет решить проблему социального расслоения?

— В целом это шаг в верном направлении. Естественно, он не решит всех проблем. Скажем так, это часть подготовки к введению прогрессивной шкалы подоходного налога. Это было бы справедливо. Чем богаче человек, тем более сильное влияние он оказывает на общество. Если у вас есть достаточное количество денег, то вы не думаете, как будете жить завтра. А раз у вас больше возможностей, то вы должны нести и большую ответственность.

Могу в качестве примера привести финский опыт, когда тот же самый штраф за нарушение правил дорожного движения оплачивается пропорционально заработной плате. Если пенсионер припарковался в пределах Бульварного кольца, не заплатив за стоянку, не надо с него брать 2500 рублей. Возьмите с него 250 рублей.

Другое дело, если неправильно припарковался топ-менеджер крупной компании. Для него и 25 000 рублей будет мало. Нужно пропагандировать такой подход — чем богаче человек, тем большую ответственность он должен нести перед обществом. В том числе, в виде налогов. Наверное, многие автовладельцы сейчас возмущенно воскликнут, дескать, три миллиона рублей это «практически Жигули». Но смею вас заверить, все, что начинается от двух миллионов — это уже «понты».

"СП": — Стоимость автомобиля будет определять Минпромторг на основании таможенной статистики. Насколько это правильно?

— Самый универсальный и адекватный способ — это определять стоимость авто по таможенным каталогам. А то получится, что если машина семь лет назад стоила 3 млн. рублей, с меня и сегодня будут «сдирать» повышенный налог. Очень важно учитывать амортизацию. Хотел бы обратить ваше внимание еще на одну вещь — на эффективность нашей власти. Путин сказал о введении налога на роскошные автомобили еще в феврале прошлого года. Казалось бы, идея бесспорная, все были «за». Однако до исполнения дело дошло только спустя полтора года. И то в крайне куцем виде. Потому что сегодня речь идет только о машинах. А главного компонента налога на роскошь- недвижимости, это не касается.

«СП»: — Можно себе представить, сколько нам придется ждать введения прогрессивного налога…

— Вне всякого сомнения, очень долго. Конечно, нельзя впадать в крайности. Определенный уровень социального расслоения должен присутствовать. Просто чтобы у людей был стимул работать. Но расслоение должно быть умеренным. У нас ведь сейчас обязательные социальные взносы платятся по принципу «чем вы беднее, тем больше платите». Шкала ставок социальных взносов в страховые фонды должна быть плоской. В отличие от подоходного налога.

Еще одним инструментом выравнивания имущественных диспропорций должен стать налог на наследство. Но только если речь идет о действительно большом наследстве. Если я наследую небольшую квартиру от родителей, то, естественно, не надо взимать с нее налог. А когда кто-то передает по наследству 10 квартир, то понятно, что это бизнес, который должен облагаться налогами.

«СП»: — Сторонники сохранения плоской шкалы НДФЛ в качестве контраргумента приводят негативный французский опыт и наделавшую много шума «налоговую эмиграцию» Жерара Депардье. Насколько это убедительно?

— Я согласен с тем, что французский опыт — это перебор. Все зависит от страны. В Германии граждане могут платить 50% со сверхвысоких доходов. А в России нет. Мы по-другому устроены. Во Франции после демарша Депардье отказались от идеи ввести «75 процентный налог на богачей». Прогрессивный налог должен прививать людям ответственность, а не лишать их стимулов. Одно время даже в Америке верхняя планка «прогрессивки» превышала 60% и это никому не мешало. А в Швеции знаменитая детская писательница Астрид Линдгрен заплатила прогрессивный налог в 102% от годового дохода. Все зависит от конкретных обстоятельств. Нам сейчас не стоит устанавливать слишком высокий прогрессивный налог. Это будет демотивировать людей. Вполне достаточно, чтобы люди платили 20% с доходов, превышающих 600 тысяч рублей в месяц. Если у человека месячный доход ниже трех прожиточных минимумов, никаких налогов с него вообще брать нельзя. В противном случае это уже издевательство. Человек и так еле сводит концы с концами, а вы с него еще и налоги берете. Плюс нужно перейти к плоской шкале обязательных социальных взносов в 15%, которые готов платить бизнес.

Председатель ООД «Движение автомобилистов России» Виктор Похмелкин не верит в фискальный успех затеи. С точки зрения пополнения бюджета этот налог не даст больших поступлений. Что касается автовладельцев, то они найдут способы уклониться от повышенных выплат. Это не так уж сложно. Государство же делает вид, что устанавливает социальную справедливость, играя на таком низменном чувстве, как зависть.

«СП»: — Существующий транспортный налог учитывает мощность двигателя и возраст машины. Этого было недостаточно для дифференцирования налоговой нагрузки?

— Лучше спросить тех, кто принимал этот закон. Я был и остаюсь сторонником идеи, чтобы транспортный налог включался в стоимость топлива. Это самый справедливый подход — кто больше ездит, тот больше платит. Косвенным образом тут учитывается и мощность мотора. Понятно, что более мощные авто потребляют больше топлива. Думаю, что такая форма установления социальной справедливости не вызвала бы ни у кого возражений. Не говоря уже о том, что администрировать такой налог гораздо проще. Одно дело, когда вы имеете дело с 30 000 автозаправок, и совсем другое, когда вы взимаете налог с 30 000 000 автовладельцев. Как говорится, попробуй собери. На мой взгляд, это сугубо популистское решение.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин разделяет мнение известного правозащитника о том, что нововведения преследуют цель отвлечь общественное внимание от действительных причин социального неравенства в России.

«СП»: — С чем связано ваше скептическое отношение к принятому закону?

— Власти тех стран, которые задались целью уменьшить социальное неравенство (например, во Франции или Великобритании) вводят не налог на роскошь, а налог на богатство как таковое. Речь идет о повышенном налогообложении крупных доходов, семейного капитала и его прироста. Это доходы, которые образуются от ценных бумаг, от владения акциями, процентов по депозитам. Что касается предметов роскоши, то основной упор здесь делается на повышение ставок налога на недвижимое имущество, землю и строения. А наши власти делают так, чтобы пар растущего недовольства несправедливым характером распределения общественного богатства «вышел в свисток».

Надо сказать, что богатые люди — это довольно ушлый народ. Совсем не обязательно иметь шикарный автомобиль в личной собственности. Достаточно записать машины на какое-нибудь ООО или фонд. Даже не обязательно связываться с юрлицами, будет достаточно и простого товарищества, на которое будет оформлена вся эта собственность. Эти структуры будут выплачивать повышенный налог, а истинные владельцы будут спокойно разъезжать на своих «Мазерати» и смеяться над теми, кто все это придумал.

«СП»: — Такой же фокус можно проделать, зарегистрировав машину в регионе с более низкой ставкой транспортного налога

— И такое возможно.

«СП»: — Как можно преодолеть существующее социальное расслоение, не опускаясь до уровня банальной профанации?

— Здесь не нужно «изобретать Америку». Все эти меры хорошо известны. В первую очередь речь идет о введении прогрессивного подоходного налога. Но в разумных пределах. Важно, чтобы не пострадал средний класс. Допустим, чтобы в отношении доходов, не превышающих 2−3 млн. рублей в год, осталась ставка 13%. Следующий шаг — это фискальное изъятие прибыли, связанной с использованием финансовых инструментов. Третье — налог на дивиденды. Многие участники рейтингов Forbes получают мизерную зарплату. Их главный доход э- то дивиденды от владения акциями. Напомню, они облагаются по ставке 9%.

Наконец, если власти действительно решили уменьшить пропасть между богатыми и бедными, необходимо бороться с оффшорами. Если налог на прибыль предприятий с предприятий и организаций будет выплачиваться в стране, а налог на дивиденды будет поступать в бюджет РФ, то казна будет исправно пополняться.

«СП»: — Почему этого до сих пор не произошло, если рецепт борьбы с бедностью хорошо известен?

—  Понятно, что наш правящий класс опасается, что его коснется «раскулачивание». Поэтому периодически появляются такие эффектные, но совершенно неэффективные полумеры. Обывателю посылают сигнал — смотри, как мы их «прижучили». А на самом деле все остается по-прежнему.

Фото ИТАР-ТАСС/ООО «Издательский дом Родионова»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня