Общество

Конституция не гарантирует

Право на бесплатную медпомощь становится все более эфемерным

  
4372

Власти России выделяют на здравоохранение меньше средств, чем любая другая страна Европы или Центральной Азии, а потому нашим соотечественникам приходится тратить из своего кармана на закупку лекарств и оплату медицинских услуг больше, чем жителям любой из этих стран. Этот вывод содержится в исследовании Всемирного банка, эксперты которого изучили динамику государственных расходов в разных странах мира с 1995 года и по сей день.

Россию сравнивали как с географическими соседями по региону — странами Европы и Центральной Азии, — так и с другими странами с сопоставимыми доходами на душу населения: от 4036 до 12 475 долларов в год. Наша страна оказалась антилидером.

Так, Россия тратит минимум на 2−3 процентных пункта ВВП меньше на здравоохранение, чем другие страны. При этом расходы населения, минимум, на 3−4 процентных пункта ВВП выше.

На протяжении всех 18 лет, которые попали в исследование, российское правительство и частники совокупно направляли на здравоохранение около 5% ВВП или немногим более того. Эта цифра была одинакова и в 1995 году, и в 2010-м. Кратковременный всплеск госрасходов наблюдался лишь в 1997 году — около 7,5% ВВП. Сюда входят все деньги, потраченные на медицинские услуги, услуги планирования семьи и экстренную помощь. При этом в 1995 году 77% от этой суммы поступали от государства, а остальные были частными расходами. А вот к 2010 году эта пропорция изменилась: 60% государство — 40% частники.

Расходы правительства на здравоохранение в середине 90-х составляли около 9% в общих государственных расходах, к 1997 году увеличились до 14%. А к 2010 году уровень вновь опустился — до 8%

— В этом исследовании нет чего-то абсолютно нового. Оно лишь подтвердило давно устоявшееся положение вещей: в развитых странах государство и население совокупно тратят на здравоохранение 10−12% ВВП ежегодно (неважно, в рамках каких схем поступают эти деньги), а в России госбюджет совокупно с населением на протяжении многих лет направляет не более 5−7% ВВП. Это однозначно говорит о недостаточности государственного финансирования отрасли, — комментирует президент Общественного совета по защите прав пациентов Александр Саверский.

И это, по мнению эксперта, является основанием спросить у правительства: насколько оно вообще готово выполнять конституционные обязательства государства перед населением? Только в нашей стране больные вынуждены нередко покупать сами лекарства на свое лечение, находясь в государственном лечебном учреждении. То есть поступил больной, ему ставят диагноз и говорят: вам надо где-то найти такие-то лекарства, а мы будем их вам тут давать. Это совершенный нонсенс! За границей вы такого не встретите. А у нас эта практика распространяется даже на медикаменты из перечня жизненно необходимых лекарственных средств.

Конечно, это нарушение Конституции, гарантирующей гражданам России бесплатную медицинскую помощь. А минздрав сегодня определяет объем бесплатной медицинской помощи, который входит в базовую программу госгарантий. То есть, министерство по сути решает: какая помощь достаточна и бесплатна, а какая избыточна и должна оплачиваться? Но это же бред! Надо оказывать всю необходимую помощь бесплатно. А если она превышает достаточную, тогда ее вообще нельзя оказывать, потому что любое лишнее вмешательство в организм — вредно. А если оказывается необходимая помощь, то как может государственное учреждение брать за нее деньги?

Вспомним 41 статью Конституции: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». То есть прямо говорится, что всем гражданам обязаны оказывать бесплатно медицинскую помощь во всех государственных и муниципальных больницах. Таким образом, речь должна идти не о том, какой объем помощи должен предоставляться бесплатно, а о том, где он предоставляется. В городских и муниципальных учреждениях — все бесплатно, в частных клиниках — за деньги. И наш премьер-министр, являясь юристом, должен это прекрасно понимать.

«СП»: — Насколько, по вашим оценкам, сегодня бесплатная медицинская помощь на самом деле бесплатна?

— В нашем Общественном совете проводилась такая оценка, и мы получили в итоге результат, что затраты из госбюджета и из кармана граждан сегодня примерно сравнялись. Так что Всемирный банк оценивает реальную ситуацию даже слишком оптимистично. На самом деле выходит 50% на 50%.

Конечно, эту ситуацию существенно ухудшило пришедшее на смену действовавшему с 1996 года постановлению правительства № 27 «О платных услугах в учреждениях здравоохранения» постановление № 1006 — «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Оно внесло еще большую путаницу в вопрос, где заканчиваются бесплатные услуги, и начинаются платные. Сегодня за все процедуры и мероприятия, не указанные в перечне базовой программы госгарантий, государственная поликлиника имеет право взимать деньги. Например, не указано там, что бесплатно пациентам должно предоставляться сидячее место в коридоре для ожидания приема у врача — значит, за пользование креслом или стулом можно брать деньги. Я не утрирую. На практике так и происходит: хотите качественный протез — платите. Хотите таблетку, которая лечит, а не калечит — платите. Хотите операцию с помощью лапароскопии (точечного прокола), а не лапаротомии (широкого плоскостного разреза) — платите.

Несколько месяцев назад Дмитрий Медведев давал Миндраву поручение разобраться в этом вопросе, но, как и следовало ожидать, оно не дало никакого эффекта. Новый перечень бесплатных услуг содержит десятки тысяч наименований. При этом даже при простом лечении может потребоваться 10−12 процедур, и кто сможет разобраться, какие из них должны быть бесплатные, а какие нет? Даже сами врачи не в состоянии в этом разобраться. Что уж говорить о пациенте, который находится в зависимом положении от врача и еще испытывает физические мучения? Будет он перед операцией выискивать в этих списках нужные строки?

«СП»: — К сожалению, дело ведь не в только в деньгах. Складывается ощущение, что решив, что они не обязаны лечить бесплатно, наши врачи решили, что и качество лечения гарантировать не должны.

— Таковы итоги развала одной из лучших систем здравоохранения в мире. По статистике Всемирной организации здравоохранения, Советский Союз занимал 22 место в мире по качеству медицинской помощи. Сегодня Россия откатилась за 130 точку этого рейтинга, пропустив вперед большинство беднейших государств мира, и почти все бывшие республики СССР. Наш партнер по Союзному государству, Беларусь, сохранившая многое от советской системы, сегодня — лучшая из советских республик, и находится в рейтинге ВОЗ на 72 позиции. Стоит ли удивляться, что обеспеченные россияне, решив потратить деньги на свое лечение, едут в клиники Западной Европы, а средний класс — в Беларусь? У нас оплата больших счетов качества получаемых услуг отнюдь не гарантирует.

— Недофинансирование здравоохранения со стороны государства в России очень велико, наше правительство тратит намного меньше средств на эту сферу, чем любая другая цивилизованная страна. И, к сожалению, сметы на будущий год значительно урезаны в федеральном бюджете по сравнению даже с этим годом, — отмечает основатель и бессменный президент Многопрофильной клиники ЦЭЛТ (Центр Эндохирургии и Литотрипсии), руководитель курса новых медицинских технологий ММА им. И. М. Сеченова Александр Бронштейн.

При этом на лекарственном рынке в России все безумно дорого. А хуже всего то, что даже продаваемые по бешеным ценам медикаменты вызывают большие вопросы в отношении своей лекарственной чистоты. В советское время у нас был Минмедпром, медицинская промышленность, сейчас все это умерло. Именно поэтому в стране так много халтурных лекарств, и они стоят так дорого.

На что может рассчитывать средний россиянин в случае серьезного заболевания, если его доходы сравнимы с прожиточным минимумом? Да ни на что! Если в Москве есть хоть какие-то варианты, то в России в целом все выглядит очень катастрофично. Особенно уязвимы к государственному недофинансированию сектора антибиотиков и психотропных средств, при этом с каждым днем у нас в стране появляется все больше людей, нуждающихся в этих средствах.

В принципе лекарства для онкологических больных стоят безумно дорого во всем мире, но за границей существуют страховки и другие программы, которые позволяют получать эти медикаменты больному без больших материальных затрат. В России онкобольной может рассчитывать, в основном, на свой кошелек. Именно поэтому смертность онкологических больных в нашей стране намного выше, чем в Европе.

Фото Руслан Кривобок / РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня