Общество

Конституция не гарантирует

Право на бесплатную медпомощь становится все более эфемерным

  
4361

Власти России выделяют на здравоохранение меньше средств, чем любая другая страна Европы или Центральной Азии, а потому нашим соотечественникам приходится тратить из своего кармана на закупку лекарств и оплату медицинских услуг больше, чем жителям любой из этих стран. Этот вывод содержится в исследовании Всемирного банка, эксперты которого изучили динамику государственных расходов в разных странах мира с 1995 года и по сей день.

Россию сравнивали как с географическими соседями по региону — странами Европы и Центральной Азии, — так и с другими странами с сопоставимыми доходами на душу населения: от 4036 до 12 475 долларов в год. Наша страна оказалась антилидером.

Так, Россия тратит минимум на 2−3 процентных пункта ВВП меньше на здравоохранение, чем другие страны. При этом расходы населения, минимум, на 3−4 процентных пункта ВВП выше.

На протяжении всех 18 лет, которые попали в исследование, российское правительство и частники совокупно направляли на здравоохранение около 5% ВВП или немногим более того. Эта цифра была одинакова и в 1995 году, и в 2010-м. Кратковременный всплеск госрасходов наблюдался лишь в 1997 году — около 7,5% ВВП. Сюда входят все деньги, потраченные на медицинские услуги, услуги планирования семьи и экстренную помощь. При этом в 1995 году 77% от этой суммы поступали от государства, а остальные были частными расходами. А вот к 2010 году эта пропорция изменилась: 60% государство — 40% частники.

Расходы правительства на здравоохранение в середине 90-х составляли около 9% в общих государственных расходах, к 1997 году увеличились до 14%. А к 2010 году уровень вновь опустился — до 8%

— В этом исследовании нет чего-то абсолютно нового. Оно лишь подтвердило давно устоявшееся положение вещей: в развитых странах государство и население совокупно тратят на здравоохранение 10−12% ВВП ежегодно (неважно, в рамках каких схем поступают эти деньги), а в России госбюджет совокупно с населением на протяжении многих лет направляет не более 5−7% ВВП. Это однозначно говорит о недостаточности государственного финансирования отрасли, — комментирует президент Общественного совета по защите прав пациентов Александр Саверский.

И это, по мнению эксперта, является основанием спросить у правительства: насколько оно вообще готово выполнять конституционные обязательства государства перед населением? Только в нашей стране больные вынуждены нередко покупать сами лекарства на свое лечение, находясь в государственном лечебном учреждении. То есть поступил больной, ему ставят диагноз и говорят: вам надо где-то найти такие-то лекарства, а мы будем их вам тут давать. Это совершенный нонсенс! За границей вы такого не встретите. А у нас эта практика распространяется даже на медикаменты из перечня жизненно необходимых лекарственных средств.

Конечно, это нарушение Конституции, гарантирующей гражданам России бесплатную медицинскую помощь. А минздрав сегодня определяет объем бесплатной медицинской помощи, который входит в базовую программу госгарантий. То есть, министерство по сути решает: какая помощь достаточна и бесплатна, а какая избыточна и должна оплачиваться? Но это же бред! Надо оказывать всю необходимую помощь бесплатно. А если она превышает достаточную, тогда ее вообще нельзя оказывать, потому что любое лишнее вмешательство в организм — вредно. А если оказывается необходимая помощь, то как может государственное учреждение брать за нее деньги?

Вспомним 41 статью Конституции: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». То есть прямо говорится, что всем гражданам обязаны оказывать бесплатно медицинскую помощь во всех государственных и муниципальных больницах. Таким образом, речь должна идти не о том, какой объем помощи должен предоставляться бесплатно, а о том, где он предоставляется. В городских и муниципальных учреждениях — все бесплатно, в частных клиниках — за деньги. И наш премьер-министр, являясь юристом, должен это прекрасно понимать.

«СП»: — Насколько, по вашим оценкам, сегодня бесплатная медицинская помощь на самом деле бесплатна?

— В нашем Общественном совете проводилась такая оценка, и мы получили в итоге результат, что затраты из госбюджета и из кармана граждан сегодня примерно сравнялись. Так что Всемирный банк оценивает реальную ситуацию даже слишком оптимистично. На самом деле выходит 50% на 50%.

Конечно, эту ситуацию существенно ухудшило пришедшее на смену действовавшему с 1996 года постановлению правительства № 27 «О платных услугах в учреждениях здравоохранения» постановление № 1006 — «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Оно внесло еще большую путаницу в вопрос, где заканчиваются бесплатные услуги, и начинаются платные. Сегодня за все процедуры и мероприятия, не указанные в перечне базовой программы госгарантий, государственная поликлиника имеет право взимать деньги. Например, не указано там, что бесплатно пациентам должно предоставляться сидячее место в коридоре для ожидания приема у врача — значит, за пользование креслом или стулом можно брать деньги. Я не утрирую. На практике так и происходит: хотите качественный протез — платите. Хотите таблетку, которая лечит, а не калечит — платите. Хотите операцию с помощью лапароскопии (точечного прокола), а не лапаротомии (широкого плоскостного разреза) — платите.

Несколько месяцев назад Дмитрий Медведев давал Миндраву поручение разобраться в этом вопросе, но, как и следовало ожидать, оно не дало никакого эффекта. Новый перечень бесплатных услуг содержит десятки тысяч наименований. При этом даже при простом лечении может потребоваться 10−12 процедур, и кто сможет разобраться, какие из них должны быть бесплатные, а какие нет? Даже сами врачи не в состоянии в этом разобраться. Что уж говорить о пациенте, который находится в зависимом положении от врача и еще испытывает физические мучения? Будет он перед операцией выискивать в этих списках нужные строки?

«СП»: — К сожалению, дело ведь не в только в деньгах. Складывается ощущение, что решив, что они не обязаны лечить бесплатно, наши врачи решили, что и качество лечения гарантировать не должны.

— Таковы итоги развала одной из лучших систем здравоохранения в мире. По статистике Всемирной организации здравоохранения, Советский Союз занимал 22 место в мире по качеству медицинской помощи. Сегодня Россия откатилась за 130 точку этого рейтинга, пропустив вперед большинство беднейших государств мира, и почти все бывшие республики СССР. Наш партнер по Союзному государству, Беларусь, сохранившая многое от советской системы, сегодня — лучшая из советских республик, и находится в рейтинге ВОЗ на 72 позиции. Стоит ли удивляться, что обеспеченные россияне, решив потратить деньги на свое лечение, едут в клиники Западной Европы, а средний класс — в Беларусь? У нас оплата больших счетов качества получаемых услуг отнюдь не гарантирует.

— Недофинансирование здравоохранения со стороны государства в России очень велико, наше правительство тратит намного меньше средств на эту сферу, чем любая другая цивилизованная страна. И, к сожалению, сметы на будущий год значительно урезаны в федеральном бюджете по сравнению даже с этим годом, — отмечает основатель и бессменный президент Многопрофильной клиники ЦЭЛТ (Центр Эндохирургии и Литотрипсии), руководитель курса новых медицинских технологий ММА им. И. М. Сеченова Александр Бронштейн.

При этом на лекарственном рынке в России все безумно дорого. А хуже всего то, что даже продаваемые по бешеным ценам медикаменты вызывают большие вопросы в отношении своей лекарственной чистоты. В советское время у нас был Минмедпром, медицинская промышленность, сейчас все это умерло. Именно поэтому в стране так много халтурных лекарств, и они стоят так дорого.

На что может рассчитывать средний россиянин в случае серьезного заболевания, если его доходы сравнимы с прожиточным минимумом? Да ни на что! Если в Москве есть хоть какие-то варианты, то в России в целом все выглядит очень катастрофично. Особенно уязвимы к государственному недофинансированию сектора антибиотиков и психотропных средств, при этом с каждым днем у нас в стране появляется все больше людей, нуждающихся в этих средствах.

В принципе лекарства для онкологических больных стоят безумно дорого во всем мире, но за границей существуют страховки и другие программы, которые позволяют получать эти медикаменты больному без больших материальных затрат. В России онкобольной может рассчитывать, в основном, на свой кошелек. Именно поэтому смертность онкологических больных в нашей стране намного выше, чем в Европе.

Фото Руслан Кривобок / РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Виктор Мураховский

Полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня