18+
среда, 24 мая
Общество

Как Боинги сносят посадочные фонари

Комиссия нашла виновных в авиапроисшествии в Волгограде: второй пилот без опыта и доверившийся ему командир

  
54

Волгоградской транспортной прокуратурой завершена проверка по факту авиационного происшествия с самолетом «Боинг-737» авиакомпании «Оренбургские авиалинии», которое произошло 26 февраля.

Воздушное судно следовало рейсом «Оренбург-Шарм-Эль-Шейх» с одной из промежуточных посадок в международном порту «Волгоград». Здесь к 140 пассажирам добавилось еще несколько человек. И в 15.00 самолет отправился на вылет. Спустя две минуты, в момент отрыва от взлетной полосы, самолет задел один из фонарей осветительной системы, что повлекло разрушение элементов внутреннего колеса левой основной стойки шасси.

После удара было принято решение выработать топливо и приземлиться обратно в Волгограде.

Как рассказала старший помощник Южного транспортного прокурора Агнесса Савченко, проведенной проверкой выявлено, что неправильный взлет произошел по вине пилотов. Второй пилот выполнил взлет с меньшим, чем полагается, углом тангажа. При этом должный контроль за его действиями со стороны командира воздушного судна Александра Бырдина отсутствовал.

Комиссия подчеркнула то обстоятельство, что второй пилот — Евгений Обухов — имел небольшой опыт пилотирования воздушных судов указанного типа.

— У него был налет часов на данном виде лайнеров в три раза меньше, чем у командира судна, — сказал старший помощник прокурора Николай Трошков. — Он не справился с управлением, и продолжительность взлета увеличилась, поэтому фонарь был задет. У него имелся допуск на подъем такого судна, но, как написала прокуратура в своем представлении в адрес генерального директора «Оренбургских авиалиний», плохо осуществлялся контроль со стороны командира воздушного судна. Для недопущения в дальнейшем подобных случаев нужно ужесточить требования по количеству летных часов к пилотам воздушных судов иностранного производства.

На просьбу корреспондента «Свободной прессы» прокомментировать инцидент, Генеральный директор «Оренбургских авиалиний» Борис Портников ответил:

— Зачем народ будоражить?!

По словам второго пилота, Евгения Обухова, согласно летным документам, все отвечало требованиям, предъявляемым к экипажу. Он прошел переобучение, выполнил план вводной программы, никаких нарушений не было. На предприятии Евгений Обухов работает с 1983 года. Общий налет на Боингах у него — 200 часов.

Однако, пилот не стал спорить с заключением комиссии:

— Да, — сказал он, — не хватило летного мастерства — не справился с управлением, как говорят водители.

Командир экипажа Александр Бырдин из «Оренбургсих авиалиний» уволен. По словам коллег, уехал домой, в Красноярск.


Из досье «СП»

ФГУП «Оренбургские авиалинии» входит в число ведущих регулярных перевозчиков России и имеет давнюю историю. Обновление парка за счет воздушных судов иностранного производства типа Боинг 737, 737−500 началось с 2005 года — начало эксплуатации в апреле 2006-го. Сегодня в авиапарке компании два Боинг 737−400 и три Боинга 737−500.


Труппа Мариинского театра была на волосок от гибели

Что-то подобное волгоградскому инциденту случилось с самолетом Ил-86 сейчас уже несуществующей московской авиакомпании AJT осенью 2001 года. Вот что рассказал корреспонденту «Свободной прессы» один из членов экипажа, участвовавший в том полете, который, впрочем, попросил не называть его имени, поскольку эта история до сих пор не стала достоянием СМИ.

— Мы должны были отвезти труппу Мариинки на гастроли в Мельбурн в Австралию. Планировали лететь через Дубаи, Коломбо и так далее. Но накануне вылета американцы начали массированные бомбардировки Афганистана, и нас предупредили, что через мусульманские страны лететь не стоит. Тогда мы выбрали другой маршрут — через Хабаровск на Манилу на Филиппинах и так далее.

Хабаровск из-за лесных пожаров нас не принял, и пришлось приземлиться во Владивостоке, который на 700 км южнее Хабаровска. С учетом этого обстоятельства, Манила уже отпадала, и необходимо было искать другой аэродром также на 700 км южнее филиппинской столицы.

Мы решили выбрать аэродром Лапу Лапу на острове Мактан. Во всех справочниках, которые накануне просмотрели, длина полосы на Лапу Лапу значилась в 3300 метров. Этот аэродром нам был удобен еще потому, что с него мы могли без дополнительной посадки дотянуть сразу до Мельбурна.

Пролетели от Владивостока 6 тысяч километров и приземлились на Лапу Лапу, залили керосин, узнали погоду, поехали на взлет. Три часа ночи, огоньки ВПП светятся. Начинаем взлетать. Еще не набрали нужной скорости, как неожиданно показались торцевые огни — полоса кончилась. Дернули штурвал на себя, самолет поднялся метров на 10 и перешел в горизонтальный полет, при этом было слышно несколько ударов о фюзеляж. Сразу за торцом ВПП — начинался океан. Нам повезло, что на пути не встретилось ни острова, ни пальм на нем… Так на 10 метрах и тянули над водой с выпущенными закрылками, пока не набрали нужную скорость.

Позже выяснилось, мы снесли филиппинцам 18 фонарей и курсовой радиолокатор. А себе пробили стабилизатор и повредили одно колесо шасси. Дело в том, что полоса оказалась на 700 метров короче — не 3300 метров, а — 2600. Часть ВПП накануне была закрыта на ремонт, о чем нас никто на Лапу Лапу не предупредил.

Потом они выставили штраф компании почти на миллион долларов, но удалось доказать, что виноват был диспетчер аэропорта, который не предупредил о ремонте ВПП.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня