Общество

Суд встал на сторону Аэрофлота в деле авиадебошира

Пассажир, по вине которого самолет совершил вынужденную посадку, возместит авиаперевозчику полумиллионный ущерб

  
94

10 сентября произошло событие, способное серьезно уменьшить вред от «воздушных хулиганов», мешающих авиапассажирам и создающих серьезную угрозу безопасности полетов. Подольский городской суд Московской области полностью удовлетворил исковые требования Аэрофлота в отношении Вячеслава Исмаилова — пассажира, по вине которого совершил вынужденную посадку самолет авиакомпании.

2 февраля 2013 г. Исмаилов устроил дебош на борту авиалайнера Airbus A330−300, выполнявшего рейс SU 274 по маршруту Москва — Пхукет (Таиланд). Находясь в состоянии алкогольного опьянения, он не только затевал скандалы с другими пассажирами и нецензурно оскорблял их, но и нанес побои двум пассажирам. Попытки экипажа утихомирить буяна не возымели действие — он не подчинился даже письменному предупреждению командира воздушного судна о необходимости прекратить нарушения правил поведения на борту. В результате, командир лайнера принял единственно возможное решение: самолет сел в Ташкенте, где Исмаилова передали в руки местных властей.

Обычно такие инциденты оканчиваются для дебоширов мелким штрафом от 500 до 5000 рублей — в российском законодательстве нет отдельного наказания для нарушителей порядка на воздушных судах. Однако Аэрофлот решил не оставлять инцидент без последствий и в мае обратился в суд с требованием о взыскании с пассажира убытков, причиненных инцидентом. А убытки «тянут» почти на полмиллиона рублей: оплата неплановой посадки, угроза безопасности полета и т. п. И суд признал правоту авиакомпании: его решением с Исмаилова взыскано в пользу Аэрофлота 493 731 руб. убытка, а также расходы по уплате госпошлины в размере 8 137 руб.

«Аэрофлот удовлетворен принятым решением по данному иску, — говорится в сообщении авиакомпании. — Вместе с тем, компания обращает внимание на то, что инциденты по вине деструктивных пассажиров превратились в острую проблему всей отечественной авиатранспортной отрасли. В связи с этим Аэрофлот последовательно выступает за усиление мер ответственности в отношении авиапассажиров, предпринимающих хулиганские действия, в том числе на введении за особо серьезные нарушения уголовных наказаний вместо практикующихся ныне административных».

Действительно, деструктивные пассажиры — проблема для любой авиакомпании. Но нельзя не признать, что зарубежные перевозчики страдают от них реже. Потому, что законодательство других стран относится к их выходкам значительно строже.

Так, в Великобритании только за курение на борту самолета можно получить штраф в 2 тысячи фунтов или даже сесть в тюрьму на 2 года. США нарушение пассажирами правил поведения на борту наказываются штрафом до 10 тысяч долларов, а нападение или вмешательство в работу экипажа — тюремным заключением до 20 лет. Во Франции акты насилия на борту воздушного судна предусматривают заключение на срок от 3 до 10 лет. В Корее любые действия против авиационной безопасности предусматривают тюремное заключение до 5 лет.

В Италии за драку и даже словесное оскорбление на борту — тюрьма до 6 месяцев и штраф 300−500 евро. В воздушном кодексе Италии есть ст. 1095 — отказ пассажира выполнять любые требования по обеспечению безопасности полета и авиационной безопасности грозит тюремным заключением до 3 месяцев и штрафом 200 евро. В Нидерландах уголовный закон предусматривает наказание за нахождение в состоянии опьянения на борту — заключение на 12 дней и штраф 300 евро, за создание общественного беспорядка с применением насилия — заключение до 4 лет и штраф до 18 тысяч евро.

В России, как уже было сказано, административное наказание за нарушение общественного порядка где бы то ни было наказывается штрафом в 500−5000 рублей или 15 сутками ареста. Об уголовном преследовании и речи нет.

Более того. Во многих странах авиакомпании имеют право отказаться продать билеты пассажиру, попавшему в «черные списки». Так, суд поддержал компанию American Airlines, которая отказала пассажиру в регистрации после того, как этот пассажир был снят с предыдущего рейса из-за предполагаемого подозрительного поведения.

В России авиакомпании тоже ведут «черные списки» — только у Аэрофлота он насчитывает более 1800 имен. Но, согласно пп. 6 п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ и пп. 6 п. 230 ФАП, авиакомпания имеет право только отказать в посадке пассажиру, нарушающего правила — но не может отказать ему в покупке нового билета!

Справедливости ради стоит сказать, что суды стали более строго относится к воздушному хулиганству. Нынешнее решение по делу Исмаилова — тому пример. Но очевидно, что требуется законодательное закрепление нетерпимого отношения к авиадебоширам, ставящих под угрозу жизнь и здоровье пассажиров. Наказание их должно стать неотвратимым и более серьезным, а за особо серьезные нарушения правил нахождения на борту воздушного судна, прежде всего насилие в отношении пассажиров и членов экипажа, должны применяться уголовные наказания, на чем настаивает Аэрофлот.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Алексей Леонков

Военный эксперт, редактор журнала «Арсенал отечества»

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Чего вы ожидаете в 2019 году?
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня