Общество

Суд встал на сторону Аэрофлота в деле авиадебошира

Пассажир, по вине которого самолет совершил вынужденную посадку, возместит авиаперевозчику полумиллионный ущерб

  
94

10 сентября произошло событие, способное серьезно уменьшить вред от «воздушных хулиганов», мешающих авиапассажирам и создающих серьезную угрозу безопасности полетов. Подольский городской суд Московской области полностью удовлетворил исковые требования Аэрофлота в отношении Вячеслава Исмаилова — пассажира, по вине которого совершил вынужденную посадку самолет авиакомпании.

2 февраля 2013 г. Исмаилов устроил дебош на борту авиалайнера Airbus A330−300, выполнявшего рейс SU 274 по маршруту Москва — Пхукет (Таиланд). Находясь в состоянии алкогольного опьянения, он не только затевал скандалы с другими пассажирами и нецензурно оскорблял их, но и нанес побои двум пассажирам. Попытки экипажа утихомирить буяна не возымели действие — он не подчинился даже письменному предупреждению командира воздушного судна о необходимости прекратить нарушения правил поведения на борту. В результате, командир лайнера принял единственно возможное решение: самолет сел в Ташкенте, где Исмаилова передали в руки местных властей.

Обычно такие инциденты оканчиваются для дебоширов мелким штрафом от 500 до 5000 рублей — в российском законодательстве нет отдельного наказания для нарушителей порядка на воздушных судах. Однако Аэрофлот решил не оставлять инцидент без последствий и в мае обратился в суд с требованием о взыскании с пассажира убытков, причиненных инцидентом. А убытки «тянут» почти на полмиллиона рублей: оплата неплановой посадки, угроза безопасности полета и т. п. И суд признал правоту авиакомпании: его решением с Исмаилова взыскано в пользу Аэрофлота 493 731 руб. убытка, а также расходы по уплате госпошлины в размере 8 137 руб.

«Аэрофлот удовлетворен принятым решением по данному иску, — говорится в сообщении авиакомпании. — Вместе с тем, компания обращает внимание на то, что инциденты по вине деструктивных пассажиров превратились в острую проблему всей отечественной авиатранспортной отрасли. В связи с этим Аэрофлот последовательно выступает за усиление мер ответственности в отношении авиапассажиров, предпринимающих хулиганские действия, в том числе на введении за особо серьезные нарушения уголовных наказаний вместо практикующихся ныне административных».

Действительно, деструктивные пассажиры — проблема для любой авиакомпании. Но нельзя не признать, что зарубежные перевозчики страдают от них реже. Потому, что законодательство других стран относится к их выходкам значительно строже.

Так, в Великобритании только за курение на борту самолета можно получить штраф в 2 тысячи фунтов или даже сесть в тюрьму на 2 года. США нарушение пассажирами правил поведения на борту наказываются штрафом до 10 тысяч долларов, а нападение или вмешательство в работу экипажа — тюремным заключением до 20 лет. Во Франции акты насилия на борту воздушного судна предусматривают заключение на срок от 3 до 10 лет. В Корее любые действия против авиационной безопасности предусматривают тюремное заключение до 5 лет.

В Италии за драку и даже словесное оскорбление на борту — тюрьма до 6 месяцев и штраф 300−500 евро. В воздушном кодексе Италии есть ст. 1095 — отказ пассажира выполнять любые требования по обеспечению безопасности полета и авиационной безопасности грозит тюремным заключением до 3 месяцев и штрафом 200 евро. В Нидерландах уголовный закон предусматривает наказание за нахождение в состоянии опьянения на борту — заключение на 12 дней и штраф 300 евро, за создание общественного беспорядка с применением насилия — заключение до 4 лет и штраф до 18 тысяч евро.

В России, как уже было сказано, административное наказание за нарушение общественного порядка где бы то ни было наказывается штрафом в 500−5000 рублей или 15 сутками ареста. Об уголовном преследовании и речи нет.

Более того. Во многих странах авиакомпании имеют право отказаться продать билеты пассажиру, попавшему в «черные списки». Так, суд поддержал компанию American Airlines, которая отказала пассажиру в регистрации после того, как этот пассажир был снят с предыдущего рейса из-за предполагаемого подозрительного поведения.

В России авиакомпании тоже ведут «черные списки» — только у Аэрофлота он насчитывает более 1800 имен. Но, согласно пп. 6 п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ и пп. 6 п. 230 ФАП, авиакомпания имеет право только отказать в посадке пассажиру, нарушающего правила — но не может отказать ему в покупке нового билета!

Справедливости ради стоит сказать, что суды стали более строго относится к воздушному хулиганству. Нынешнее решение по делу Исмаилова — тому пример. Но очевидно, что требуется законодательное закрепление нетерпимого отношения к авиадебоширам, ставящих под угрозу жизнь и здоровье пассажиров. Наказание их должно стать неотвратимым и более серьезным, а за особо серьезные нарушения правил нахождения на борту воздушного судна, прежде всего насилие в отношении пассажиров и членов экипажа, должны применяться уголовные наказания, на чем настаивает Аэрофлот.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня