18+
понедельник, 23 января
Общество

Подлодка и инфляция: ремонт «Нерпы» дорожает на миллиард в неделю

Губернатор Ишаев требует все больше денег, иначе, говорит, Амурский судостроительный завод умрет

  
2

Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев направил письмо руководству страны с просьбой обратить внимание на проблемы Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. Об этом сам Ишаев 15 апреля рассказал журналистам.

По его словам, долгое отсутствие финансирования государственных заказов этого оборонного предприятия ставит под угрозу его дальнейшую работу.

— Нас беспокоит то, в каком состоянии находится завод. Мы понимаем, что в этом состоянии он не сможет дальше выполнять мощные государственные заказы, — сказал Ишаев. — Только на восстановление атомной подводной лодки «Нерпа», которая сошла со стапелей завода в 2008 году и на которой во время ходовых испытаний в Японском море произошла авария, необходимо 1,9 миллиарда рублей.

Как видно, запросы губернатора растут с каждой неделей. Всего 9 дней назад, 6 апреля, Виктор Ишаев, неожиданно вспомнив об атомной субмарине «Нерпа», заявил, что Амурскому заводу для полного восстановления лодки после аварии понадобится чуть больше миллиарда рублей. Теперь речь идет уже почти о двух.

Напомним, 8 ноября прошлого года во время судовых испытаний в Японском море на АПЛ «Нерпа» произошла страшная авария, унесшая жизни 20 человек. В основном погибли гражданские специалисты создатели АПЛ — сотрудники Амурского судостроительного завода (АСЗ) и судоремонтного завода «Восток» — владивостокского филиала АСЗ, где строилась «Нерпа». Погибли также инженеры оборонных предприятий-разработчиков Москвы и Санкт-Петербурга.

Правда, губернатор уточнил:

— Эта сумма предварительная и нужна для того, чтобы вернуть АПЛ в рабочее исходное состояние.

И добавил:

— Минобороны РФ не собирается удерживать (с завода. — Авт.) эти деньги, оно идет навстречу, но там требуется совместная работа, чтобы каждую копеечку подтвердить.

Много это или мало?

Ответить на подобный вопрос нелегко, ввиду его засекреченности. Но можно предположить. Мы связались с известным подводником Игорем КУРДИНЫМ, капитаном первого ранга в отставке, ныне возглавляющим Клуб подводников Санкт-Петербурга и задали вопрос:

«СП»: — На восстановление «Нерпы» Виктор Ишаев просит больше миллиарда. На ваш взгляд, эта цифра адекватна?

— Не уверен. Хотя я не специалист и не экономист, но мне кажется, на такие деньги можно построить еще одну подводную лодку. Думаю, это голословное заявление губернатора, оно ничем не обоснованно.

«СП»: — Сколько по вашему мнению может стоить строительство подобной лодки?

— Я вам сейчас назову точную цифру. Лет 10 назад я написал в соавторстве с американцами книгу, посвященную расследованию катастрофы АПЛ К-219, которой я командовал. Книга называется «Враждебные воды». Когда я собирал для нее материалы, будучи еще военным, командиром, то в одном архиве обнаружил акт, в котором была указана точная стоимость К-219 на тот момент (1987-й год). Так вот, стоимость субмарины была — 58 миллионов советских рублей, без учета спецоружия. В те годы, если помните, доллар официально в СССР стоил 87 копеек, хотя, я понимаю, что истинную его стоимость не знал никто.

«СП»: — К-219 и «Нерпа» лодки одного класса?

— К-219 — ракетный подводный крейсер, несший на борту 16 баллистических ракет, а «Нерпа» — многоцелевая лодка. По водоизмещению, вооружению они в целом сопоставимы.

Поэтому, думаю, что столь ответственным людям, как губернатор области, нужно ответственно называть цифры. Я только что разговаривал с человеком с НПО «Аврора», которое разрабатывало противопожарную систему ЛОХ для «Нерпы» и которая сработала на «Нерпе» несанкционированно, его реакция была очень удивленной: «Губернатор что — обалдел? Ведь лодка при аварии не пострадала, ее отсеки провентилировали и все. Возможно, нужно заменить аппаратуру, которая подвела, возможно, ядовитый газ. Но для замены даже всего ЛОХа миллиард — астрономическая сумма.

Фреон купили не у тех

Геннадий Багин, директор предприятия «Восток», сразу после аварии говорил журналистам, что «виноват» в гибели людей ядовитый фреон, который для «Нерпы» закупили у неизвестного производителя через посредников.

— Кроме того, будет усовершенствован «Молибден» — общекорабельная система управления. В особенности — пульт, активирующий систему пожаротушения ЛОХ, — сказал Багин. — Пульты включения ЛОХ в каждом отсеке подлодки должны иметь надежные средства блокировки, проще говоря, «защиту от дураков»… А там была открытая сенсорная панель, без защиты, даже без традиционного стеклышка, которое надо разбить, прежде чем ввести необходимую для запуска ЛОХ комбинацию клавиш. А на Центральном пульте управления не видно, что кто-то в одном из отсеков экспериментирует с сенсорной панелью. Это конструкторская недоработка. Ее необходимо исправлять…

«Эти дурацкие кнопки нажимал матрос…»

— Задача любого расследования аварии — не столько в выявлении «стрелочника», сколько в выяснении ее причин и предотвращении будущих аварий, — уверен старый морской волк, председатель Питерского Клуба подводников Игорь Курдин. — Насколько мне известно, результаты расследования по «Нерпе» еще не оглашены и что-то говорить конкретное — преждевременно. Но та информация, которая мне известна, указывает все же на пресловутый человеческий фактор. На подлодке много чего есть для защиты от дурака, но абсолютной защиты от дурака быть не может в принципе. В данной аварии у каждого своя вина — от главкома, конструктора и до тех, кто находился в лодке во время аварии. Но на острие пирамиды всегда один человек. В данном случае — это матрос, который допустил грубую и непростительную ошибку. Но ведь на борту находились люди, которые обязаны были контролировать матроса? Они не проконтролировали. В итоге, эти дурацкие кнопки нажимал матрос.

Матрос Гробовой ушел в несознанку

В конце марта 2009 года руководитель Военного управления Следственного комитета при прокуратуре России генерал-лейтенант Александр Сорочкин сообщил журналистам, что большинство следственных действий по уголовному делу, связанному с гибелью 20 человек на «Нерпе», завершены.

— Как показала судмедэкспертиза, он вменяемый человек, характеризующийся излишней любознательностью, — сказал Сорочкин. — Причиной гибели людей на лодке стало несанкционированное срабатывание системы пожаротушения.

Обвинение предъявлено матросу Гробову, который, как считают следователи, несанкционированно привел в действие систему пожаротушения, так как решил посмотреть, как действует пункт управления. Но матрос отказывается давать показания.

В конце ноябре 2008 года, сразу после аварии, глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин заявил, что следственные органы, ведущие расследование по происшествию на АПЛ «Нерпа», не намерены «сваливать» вину на одного человека — подозреваемого в запуске системы пожаротушения матроса. Глава СКП подчеркнул, что следствие не отказывается рассматривать и другие версии, в числе которых он назвал и техническую неисправность.

Фото [*]

Популярное в сети
Цитаты
Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня