Общество

Москва в ожидании Благодатного огня

В этом году его доставят даже в Арктику

  
15

В субботу в 22.30 спецрейсом в аэропорт «Внуково 1» прибудет делегация Фонда Андрея Первозванного с Благодатным огнем из Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Огонь будет доставлен в Храм Христа Спасителя и передан Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу во время пасхального богослужения. Обрести Благодатный огонь можно и в здании аэропорта «Внуково 1» сразу по прибытии рейса из Иерусалима. Главное, не забыть взять с собой собственные лампады. Верующие Московской и иных епархий Русской православной церкви смогут получить Благодатный огонь в течение всей последующей недели — в офисе Фонда Андрея Первозванного (ФАП, по адресу Большая Ордынка, дом 35).

Как рассказали «СП» в дежурной части Линейного ОВД при аэропорте Внуково Московского УВД на воздушном и водном транспорте, Благодатный огонь привозят в Россию уже не в первый раз. И именно в аэропорт Внуково. В прошлом году в здании аэровокзала собралось несколько сотен человек. За небесным огнем верующие приезжали за тысячи километров из разных городов России и стран СНГ. Были представители из Белоруссии, Украины. Все принесли с собой лампады и с ликованием, замиранием души обретали Благодатный огонь. В аэропорту, где обычно нельзя зажигать и спичку, огонь горел повсюду. Но верующие утверждали — этот огонь зла и беды не приносит. Это чудо вершится больше двух тысяч лет подряд. Верующие в ожидании и сегодня.

В этом году Благодатный огонь предполагается доставить также в ряд епархиальных центров РПЦ. В их числе Минск, Рига, Таллин, Баку, Санкт-Петербург, Барнаул, Белгород, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Кострома, Красноярск, Курск, Липецк, Магадан, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Пермь, Псков, Саратов, Ставрополь, Тамбов, Тула, Чебоксары, Ярославль, Петропавловск-Камчатский, Ростов-на-Дону, Южно-Сахалинск, Якутск. Кроме того, огонь впервые доставят российским полярникам — на станцию «Барнео», расположенную в 100 километрах от Северного полюса. Сорок дней от Пасхи до Вознесения — праздничные. Самой радостной станет предстоящая неделя, она так и называется- светлая. Все 7 дней над городами будет плыть малиновый звон колоколов, после великого поста наступит великий праздник.

История

На протяжении без малого двух тысяч лет православные христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. В этой величайшей для христиан святыне, находится Гроб, где был погребен, а затем воскрес Христос; Святые Места, где Спаситель был осужден и казнен за наших грехи. Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости Храма на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатно Огня (Света).

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории» о том, что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы.

Церемония

Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день чем у других христиан. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также заполнены народом — количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.

Накануне в Храме тушат все свечи, лампады, паникадила.

На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям — прокладывается лента. Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином. Утром Великой Субботы, в 9 часов по местному времени, начинают появляться первые признаки Божественной силы: Храм начинает озаряться яркими вспышками света. То в одном, то в другом месте блистают небесные зарницы, предвещающие сошествие Небесного Огня. В половине второго часа, раздается колокол в патриархии и оттуда начинается шествие. Длинной черной лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя его Блаженству, Патриарху. Он — в полном облачении, сияющей митре и панагиях.

Через 20−30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал православным Благодатный Огонь; «Иля дин, иля виль эл Мессиа» («нет веры, кроме веры Православной, Христос — истинный Бог») — скандируют они. Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако Господь нам напоминал, что Он приемлет и такое, по детски наивное, но чистосердечное обращение к Богу.

В Храм входит процессия — иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания — на котором тело Христа готовили к погребению.

Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь.

В старину, надеясь уловить православных на подделке, городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому, кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские. Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина — ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен. Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов. Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь. Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. Первое время — 3−10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами — совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем — водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы. Людей, находящихся в это время в храме, переполняет непередаваемое и ни с чем несравнимое по своей глубине чувство радости и духовного успокоения.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня