18+
четверг, 27 июля
Общество

Москва в ожидании Благодатного огня

В этом году его доставят даже в Арктику

  
15

В субботу в 22.30 спецрейсом в аэропорт «Внуково 1» прибудет делегация Фонда Андрея Первозванного с Благодатным огнем из Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Огонь будет доставлен в Храм Христа Спасителя и передан Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу во время пасхального богослужения. Обрести Благодатный огонь можно и в здании аэропорта «Внуково 1» сразу по прибытии рейса из Иерусалима. Главное, не забыть взять с собой собственные лампады. Верующие Московской и иных епархий Русской православной церкви смогут получить Благодатный огонь в течение всей последующей недели — в офисе Фонда Андрея Первозванного (ФАП, по адресу Большая Ордынка, дом 35).

Как рассказали «СП» в дежурной части Линейного ОВД при аэропорте Внуково Московского УВД на воздушном и водном транспорте, Благодатный огонь привозят в Россию уже не в первый раз. И именно в аэропорт Внуково. В прошлом году в здании аэровокзала собралось несколько сотен человек. За небесным огнем верующие приезжали за тысячи километров из разных городов России и стран СНГ. Были представители из Белоруссии, Украины. Все принесли с собой лампады и с ликованием, замиранием души обретали Благодатный огонь. В аэропорту, где обычно нельзя зажигать и спичку, огонь горел повсюду. Но верующие утверждали — этот огонь зла и беды не приносит. Это чудо вершится больше двух тысяч лет подряд. Верующие в ожидании и сегодня.

В этом году Благодатный огонь предполагается доставить также в ряд епархиальных центров РПЦ. В их числе Минск, Рига, Таллин, Баку, Санкт-Петербург, Барнаул, Белгород, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Кострома, Красноярск, Курск, Липецк, Магадан, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Пермь, Псков, Саратов, Ставрополь, Тамбов, Тула, Чебоксары, Ярославль, Петропавловск-Камчатский, Ростов-на-Дону, Южно-Сахалинск, Якутск. Кроме того, огонь впервые доставят российским полярникам — на станцию «Барнео», расположенную в 100 километрах от Северного полюса. Сорок дней от Пасхи до Вознесения — праздничные. Самой радостной станет предстоящая неделя, она так и называется- светлая. Все 7 дней над городами будет плыть малиновый звон колоколов, после великого поста наступит великий праздник.

История

На протяжении без малого двух тысяч лет православные христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. В этой величайшей для христиан святыне, находится Гроб, где был погребен, а затем воскрес Христос; Святые Места, где Спаситель был осужден и казнен за наших грехи. Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости Храма на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатно Огня (Света).

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории» о том, что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы.

Церемония

Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день чем у других христиан. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также заполнены народом — количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.

Накануне в Храме тушат все свечи, лампады, паникадила.

На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям — прокладывается лента. Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином. Утром Великой Субботы, в 9 часов по местному времени, начинают появляться первые признаки Божественной силы: Храм начинает озаряться яркими вспышками света. То в одном, то в другом месте блистают небесные зарницы, предвещающие сошествие Небесного Огня. В половине второго часа, раздается колокол в патриархии и оттуда начинается шествие. Длинной черной лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя его Блаженству, Патриарху. Он — в полном облачении, сияющей митре и панагиях.

Через 20−30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал православным Благодатный Огонь; «Иля дин, иля виль эл Мессиа» («нет веры, кроме веры Православной, Христос — истинный Бог») — скандируют они. Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако Господь нам напоминал, что Он приемлет и такое, по детски наивное, но чистосердечное обращение к Богу.

В Храм входит процессия — иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания — на котором тело Христа готовили к погребению.

Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь.

В старину, надеясь уловить православных на подделке, городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому, кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские. Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина — ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен. Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов. Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь. Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. Первое время — 3−10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами — совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем — водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы. Людей, находящихся в это время в храме, переполняет непередаваемое и ни с чем несравнимое по своей глубине чувство радости и духовного успокоения.

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Рамблер/новости
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня