Общество

Виртуальное воспитание патриотов

Минобрнауки представит стратегию государственной политики по воспитанию детей

  
2615

Государство решило всерьез взяться за воспитание подрастающего поколения. Как пишут «Известия», Министерство образования и науки намерено до конца 2014 года представить президенту и правительству проект стратегии в этом направлении. К работе над документом решено привлечь специалистов из самых разных ведомств. В частности, из Министерства культуры, МВД, Минспорта и Минтруда. Пригласят поучаствовать региональные власти и школьных учителей.

Предполагается, что основной упор в стратегии будет сделан на трех направлениях. Первое — это воспитание патриотизма, толерантного отношения к окружающим, рассказ о межнациональном богатстве нашей страны. Второе направление включает в себя профилактику детских наркомании, алкоголизма, бандитизма. Третье — развитие досуговых кружков и секций.

В принципе, идея чиновникам из Минобрнауки пришла вполне здравая. Только удастся ли осуществить задуманное? К примеру, неясно, что подразумевается под воспитанием патриотизма и толерантности. Не секрет, что взрослые всё время после распада СССР спорят о том, какова у России национальная идея. До сих пор ответа не нашли. Чему тогда будут учить детей? Вполне возможно, что решат ограничиться общими фразами в стиле «надо всех любить».

Не исключено, что и методы воспитания будут весьма специфическими. Так недавно Министерство культуры решило внедрять в головы детей патриотические чувства с помощью специально разработанных видеоигр. Как говорится, и программисты без работы не останутся, и дети весело время будут проводить. Только не получится ли так, что ребята будут любить какую-то виртуальную, далекую от реальности, Родину?

В инициативе Минобрнауки обращает на себя еще одна странная деталь. К концу 2014 года предполагается представить только стратегию. То есть, этакий набор общих фраз, без детально прописанных мероприятий. К примеру, многотомный, детально расписанный закон о государственном бюджете принимается каждый год. И ничего — чиновники и депутаты справляются с задачей, даже кучу поправок успевают внести. А вот написать общие постулаты государственной политики в воспитании требуется, как оказалось, намного больше времени. Возможно, потому что целостного представления о том, как должна вестись воспитательная работа, ни у кого нет.

— Конечно, Минобрнауки должно работать в соответствии с планом. Но важный вопрос: кого мы хотим воспитать? — говорит член Российского детского фонда педагог Татьяна Шишова. — Пока неясно, что подразумевается, скажем, под воспитанием толерантности. К примеру, на Западе воспитывают терпимость к содомитам, даже появились сторонники легализации педофилии. Я боюсь, что у нас речь о толерантности ведут наши либералы.

«СП»: — Можно ли связать разговоры о стратегии по воспитанию со спорами вокруг введения ювенальной юстиции?

— Всё зависит от конкретного воплощения. В Германии были случаи, когда штрафовали родителей, не пускающих детей на уроки по сексуальному воспитанию. Там эти уроки больше похожи не на просвещение, а на растление. Но у нас многие чиновники считают, что такие занятия очень полезны.

В 1990-е годы, когда начали разрушать образование, то из концепции работы школы стали вычеркивать воспитание. Мол, это дело родителей, а на уроках дети должны получать только знания. И во многих регионах в школах стала процветать наркомания.

В любой стратегии важны детали. Одну и ту же вещь можно преподнести совершенно по-разному. Все последние годы учителя требовали, чтобы воспитание вернули в школу. Кое-где появилась инициатива даже ввести уроки духовно-нравственного просвещения. Но и духовность бывает разная.

На государственном уровне мы видим пока только декларации. Решение вопроса постоянно откладывают.

Член Общественной палаты России, детский правозащитник Борис Альтшулер обращает внимание на то, что различных стратегий принято уже предостаточно, а нормальной работы по воспитанию детей до сих пор нет:

— Различных документов, стратегий уже очень много. Все они носят декларативный характер, мол, хорошо сделать так-то. Конкретные меры обычно стратегии не охватывают, и это — большая беда. К примеру, 1 июня 2012 года президент подписал стратегию о защите детей и указ № 761. В документах сказано, что к 1 сентября 2012 года правительство должно разработать план первоочередных мер по реализации стратегии. Но эти слова так и остались словами. Принятый правительством с опозданием план не содержит никаких конкретных мер. Там только сказано, что к такому-то году необходимо подготовить президенту доклад. Это просто какое-то бюрократическое извращение. Президент дал указание подготовить первоочередные мероприятия, а ему в ответ написали: «Мы подумаем и доложим вам, Владимир Владимирович».

Конечно, какие-то мероприятия Минобрнауки проводит. Но ничего принципиального.

В новой стратегии должно быть отражено развитие досуговых центров. Но ко мне, члену Общественной палаты, обращались чиновники с криком души: «Сделайте хоть что-нибудь, творческие клубы для детей уничтожаются».

По закону о местном самоуправлении финансирование учреждений дополнительного образования должно вестись на муниципальном уровне. То есть, никакой ответственности на федеральном бюджете нет. И никакой клуб, никакой дом творчества не может выжить, если не будут зарабатывать деньги. В итоге, миллионы малоимущих семей не могут пользоваться этими учреждениями.

Надо ввести обеспеченный финансами полис дополнительного образования. Тогда каждая семья сможет найти себе кружок, а руководители секций будут получать стабильную зарплату. Пока же идет сплошная коммерциализация клубов.

Крайне важна и спортивно-оздоровительная работа в школах. Минобрнауки может наладить ее одним своим приказом. Но сейчас мы сталкиваемся с парадоксом: деятельность спортивных секций оценивают по рекордам и победам учеников. При такой установке основная масса школьников остается вообще вне спортивно-оздоровительной работы, потому что они секциям просто не нужны. Министр мог бы отменить такую систему оценок. Для этого шага не нужна никакая концепция.

«СП»: — А возможно ли обучить детей патриотизму, толерантности?

— Патриотизм и толерантность воспитываются самой жизнью. Чтобы воспитывать, окружающая реальность должна соответствовать. Если дети предоставлены улице, где они сбиваются в стаи, в том числе, по этническому признаку, то ничего хорошего не будет.

Что касается понятий Родины и моральных ценностей, то их можно объяснить только в случае, если детям могли рассказать о своем общении в молодости взрослые. Люди не должны жить брошенными. У детей должны быть друзья-тренеры, друзья-учителя, с которыми можно поделиться сокровенным. Такие люди должны быть не только в школе. Наставничество очень важно. Нетолерантность заложена самой природой, в любых детских коллективах возникают различные конфликты. И роль взрослых в их разрешении велика. Во многом поэтому и нужны кружки.

Но всем наплевать на это. Ведь в законах прописаны другие постулаты. И нет смысла детям в школах повторять слова про патриотизм, ведь дети видят, что окружающая жизнь совсем другая. Жизнь должна учить, а не формальные словеса!

«СП»: — Не выглядит ли странным, что до конца следующего года хотят написать только стратегию?

— Сама постановка вопроса о стратегии говорит, что чиновников пытаются занять формальной работой. У нас много людей, которые любят писать бумаги. И вот они к концу 2014 года напишут 100−150 страниц, потратят на это много бюджетных средств. Стратегии должны быть короткими и емкими по смыслу. Пока я ни одного такого документа не видел.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Евгений Кармаев

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня