Общество

Кремль берет Фемиду под контроль?

Что стоит за ликвидацией системы арбитражных судов

  
6342

Из Высшего арбитражного суда (ВАС) начался массовый исход служителей Фемиды. В минувший вторник Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) приняла добровольную отставку первых семи судей ВАС.

Вот их имена: Ризвангуль Балахничева, Людмила Воронцова, Валентина Куликова, Александра Медведева, Елена Моисеевв, Евгений Андреев (четвертый судебный состав, рассматривает административные споры, в частности, с антимонопольными и таможенными органами) и Наталья Весенева (первый судебный состав, рассматривает дела по корпоративным спорам).

Судей, по слухам, уговаривали остаться на своих постах хотя бы до фактического упразднения суда. Но они предпочли уйти, не дожидаясь ликвидации ВАС.

Напомним: 7 октября президент Владимир Путин внес в Госдуму проект закона о поправке к Конституции РФ «О Верховном суде РФ и прокуратуре РФ». Согласно документу, один «высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров» необходим «в целях совершенствования судебной системы РФ и укрепления ее единства». В частности, документом предлагается изложить в новой редакции ст. 126 гл. 7 Конституции «Судебная власть и прокуратура». А вот ВАС, который занимается разрешением «экономических споров» и призван «осуществлять судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики», упраздняется.

В первом чтении президентский законопроект будет рассмотрен 12 ноября. Как отметила зампред ВАС Татьяна Андреева, в обнародованных планах «нет даже намека на решение вопроса о том, кто будет распорядителем бюджетных средств для финансирования арбитражной системы». По словам Андреевой, из-за этого после упразднения ВАС «остановиться могут все арбитражные суды».

На деле, под соусом ликвидации ВАС и создания в ВС новой коллегии по административным делам, будет выстроена еще одна вертикаль — судебная и, похоже, жестко подчиненная исполнительной власти. К чему приведет реформа судебной системы?

— Реформа затеяна, чтобы снизить и без того не слишком большую автономность судов, — уверен член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. — Ключевой ее момент - все 170 членов Верховного суда, который будет сформирован, будут набираться заново. Никто из нынешних членов Верховного или Арбитражного суда просто так в новый состав ВС не пройдет.

Отбором судей будет заниматься Высшая квалификационная коллегия судей, которую сегодня возглавляют два доверенных кадровика Путина. Один из них — Николай Бобровский. Ранее Бобровский занимал пост замглавы кадрового управления в администрации президента РФ. Некоторые СМИ сообщали, что он окончил Высшую школу КГБ по специальности «юрист со знанием немецкого языка» и служил в КГБ до начала 90-х годов, а в конце 90-х работал вместе с Путиным в главном контрольном управлении президента РФ.

«СП»: — Что это означает?

— Что, с одной стороны, Арбитражный суд прекращает свое существование как наиболее автономный, прозрачный и модернизированный. С другой — Верховный суд будет еще более контролируемым, чем сейчас.

Если посмотреть на статистику, государство проигрывает почти половину дел против налогоплательщиков и компаний в Арбитражном суде, и практически стопроцентно выигрывает в судах общей юрисдикции. Теперь такого «перекоса» не будет.

Нынешняя реформа действительно радикальная — недаром ради нее вносятся поправки в Конституцию. Это второй случай правки Основного закона с момента его принятия в декабре 1993 года (первый раз поправки вносились в 2008 году с подачи тогдашнего президента Медведева — был увеличен срок полномочий президента РФ до шести лет, а Государственной думы до пяти). Думаю, главная ее цель — подчинить исполнительной власти судебную систему, и исключить из нее малейшие очаги автономности.

«СП»: — Для чего все это затевается?

— Видимо, в преддверии серьезного кризиса Путин хочет упростить порядок взимания государством средств у частных лиц и компаний. Грубо говоря, вы сначала уплатите деньги, а потом будете судиться. Сейчас ситуация другая — прежде проводится судебное разбирательство, причем у Арбитражного суда рассмотрение дела может занять полгода-год.

Кроме того, в результате слияния из судов высшей инстанции уберут неугодных — чистка будет очень большая. У нас и без того судьями зачастую становятся бывшие прокуроры и правоохранители. Теперь, как можно предположить, система станет еще более жесткой…

— В результате слияния судов резко ухудшится качество правосудия, — считает руководитель юридической службы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев. — Речь идет не о механическом слиянии двух верховных судов, а ликвидации арбитражных судов как системы, об уничтожении арбитражного процесса. Из Конституции будет изъято упоминание об арбитраже, ликвидированы соответствующие дисциплины в юридических вузах. Арбитражного процессуального кодекса тоже не будет — останется только Гражданский процессуальный кодекс.

Между тем, арбитражные суды — по качеству работы, профессионализму, реакции на изменения в законодательстве — были на голову выше народных судов. Не хочу сказать, что это была идеальная система, но по качеству и срокам она значительно опережала уровень, на котором осуществляют правосудие суды общей юрисдикции.

«СП»: — Но ведь предполагается, что будут созданы коллегии по экономическим спорам, которые заменят арбитраж?

— Но это не значит, что в коллегиях окажутся нынешние арбитражные судьи. В конечном счете, большая часть квалифицированных арбитражных судей уйдет, и экономические споры лягут на плечи судей общей юрисдикции, уровень подготовки которых — именно в плане экономических дел — крайне слабый.

Я считаю, в результате слияния судебная система будет намного более зависима от партии власти. Арбитражные суды работали на областном уровне, и в силу этого обстоятельства были более независимыми. Передача их на уровень судов общей юрисдикции приведет к усилению зависимости от местных администраций.

Ломается и прокурорская система. Областные прокуроры теперь будут назначаться не приказами генерального прокурора, а указами президента — по представлению генерального прокурора и согласованию с местными губернаторами. Это также приведет к зависимости прокурорской системы от региональных чиновников-единороссов.

Фактически, это является нарушением принципа разделения властей, гарантированного Конституцией.

«СП»: — К повышению качества правосудия, вы говорите, реформа не приведет. Что тогда за ней стоит?

— Судебная система, как показали выборы и события на Болотной площади, обеспечивает стабильность нынешнего режима и довольно эффективно борется с оппозицией. Но, видимо, в условиях надвигающегося кризиса Кремль решил обеспечить полный контроль над судами. Для этого и потребовалась реформа. И во главе этой новой системы встанет человек из кремлевской команды, который будет действовать исключительно в ее, команды, интересах.

Ходят упорные слухи, что скоро правительство уйдет в отставку, и потребуется трудоустроить Дмитрия Анатольевича Медведева. С учетом, что он юрист, видимо, его и предполагается «посадить» на объединенный Верховный суд.

Фото: Илья Питалев/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Асафов

Независимый политический аналитик

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня