Общество

Детишкам про мелочишку

ЦБ предлагает обучать россиян финансовой грамотности со школьной скамьи

  
678

Отчаявшись, видимо, справиться с кредитной зависимостью граждан, грозящей окончательно разбалансировать «подточенную» кризисом экономику страны, власти решили начать обучать их азам финансовой грамотности. Причем, со школьной скамьи.

Инициатором введения в школьную программу для старших классов нового обязательного предмета, который так и предложено называть — «Финансовая грамотность» — выступил Банк России. Тема была поднята на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева по вопросу создания у нас международного финансового центра первым зампредседателя ЦБ Сергеем Швецовым, который и попросил правительство принять такое решение, сообщает РИА «Новости».

"В современном мире не ориентироваться в финансах означает ущербную жизнь. Либо столкновение с мошенниками, которых у нас, к сожалению, немало", — сказал Швецов, обращаясь к главе правительства.

По его мнению, российские граждане должны знать, что они покупают. И понимать, какие риски их ждут. Обучение финансовой грамотности со школьной скамьи должно давать людям необходимые ориентиры. Это самый эффективный, с точки зрения представителя ЦБ, способ нести знания в общество, поскольку через детей информацию получат и родители.

У премьера идея возражения не вызвала. Он даже предположил, что это могло бы уберечь население от участия в разных финансовых пирамидах.

Впрочем, пока это только предложение. И не факт, что Министерство образования его поддержит, учитывая и без того сильную загруженность учащихся.

Эксперты «СП» считают идею полезной.

В соответствующих знаниях, действительно, существует потребность, но нет необходимости вводить их в программу отдельным предметом, считает директор московской школы-интерната «Интеллектуал» Юрий Тихорский:

— Это делается путем интеграции в уже имеющиеся дисциплины. У нас уже есть такой предмет, как обществознание, например. Есть такой предмет, как право. Есть, наконец, экономика. И я считаю, конечно, что это должно быть, но просто заложено априори внутри программы. Любой грамотный учитель, пройдя курсы, почитав специальную литературу, может вполне разобраться в этом. Не вижу никакой необходимости в создании дополнительного часа.

«СП»: — Где взять столько грамотных учителей-экономистов, чтобы преподавание было эффективным?

— Если даже их количество недостаточно, хотя преподавателей обществознания и экономики у нас, на мой взгляд, очень даже много и хороших, то можно на базе успешных школ, где есть специалисты, провести обучение и стажировки.

«СП»: — Юрий Борисович, ваша школа, действительно, известная. Но есть совсем маленькие школы, есть школы сельские…

— Не вижу проблемы. А дистанционное обучение для чего? Центр педагогического мастерства вполне себе проводит дистанционное обучение на любые категории педагогов, было бы желание со стороны педагогов и администраций школ. Отдельный предмет не нужен — вот в чем дело. У нас достаточно предметов, в которых это можно понести интегративно, грамотно и разумно. Достаточно провести обучение и разработать соответствующие части внутри программ уже имеющихся дисциплин. И хочу заметить, что многие хорошие школы, и уж тем более школы в крупных городах, имеют сильных учителей обществознания и экономики, которые, несомненно, эти вопросы с детьми разбирают. В рамках существующих дисциплин тоже можно финансовую грамотность у учащихся увеличить.

Профессор, директор программы «Мастер финансов» Российской экономической школы Алексей Горяев считает, что получить азы финансовой грамотности для наших школьников было бы полезно:

— Эта тема мне очень близка, поскольку последние 5 лет мы с партнерами — региональными университетами — проводим занятия по финансовой грамотности для студентов и старшеклассников. Я полностью поддерживаю инициативу Сергея Швецова и абсолютно уверен, что понимание личных финансов очень полезно для ребят. При этом я ни в коем случае не умоляю значение других предметов, которые преподаются в школе — и русский язык, и математика, и физика, и многие другие предметы, безусловно, нужны. Но если оценивать с точки зрения практичности, то есть, что именно подросток сможет использовать тут же, выйдя из школы на улицу, то финансовая грамотность — это как нельзя более практичное знание. За мотивацией далеко ходить не надо — все мы время от времени слышим о проблемах с финансовыми пирамидами, с обманутыми дольщиками, с людьми, которые брали деньги под грабительские проценты в каких-то непонятных финансовых организациях. Так что первая цель таких уроков очень простая — помочь уберечь свои деньги от мошенников. Мне кажется, сейчас это очень актуально. Вторая цель, более продвинутая — это научить, как грамотно распорядиться своими деньгами, как приумножить их.

«СП»: — Потребность, вы считаете, такая есть?

— В современном мире без понимания финансовых инструментов и того, что с ними можно сделать, какие риски они несут — действительно, много сделать нельзя. Я думаю, именно это имел в виду Сергей Швецов, когда говорил про ущербную жизнь. То есть, это жизнь, в которой ты сознательно лишаешься некоторых возможностей, которые открывают финансовые инструменты. Например, взять те же кредиты: если их использовать неразумно, то они могут по тебе очень больно ударить. Если же использовать кредиты так, как это делают в нормальных развитых странах — например, брать ипотеку под низкий процент,…то почему бы и нет?

«СП»: — Да у нас обычные потребительские кредиты практически уже топят экономику. Население задолжало банкам почти 10 триллионов рублей…

— Тут все-таки нужно разделять — потребительские кредиты абсолютно разные бывают. Вы, наверное, имеете в виду те потребительские кредиты, которые выдаются под безумно высокие проценты в точках продаж, и по которым, действительно, есть много невозвратов. Но когда первоначально появляется кредит, и человек что-то покупает — стиральную машину, утюг… что угодно, то на самом деле это помогает экономике. Каким бы грабительским не был кредит, вначале это помогает экономике. А вот потом, когда оказывается, что человек набрал слишком много кредитов и не может возвращать их, тогда это становится огромной проблемой. В первую очередь, для банков, а потом уже для экономики. Потому что если банкам плохо, экономике от этого тоже не очень хорошо. Так что учить азам финансовой грамотности надо уже со школьной скамьи. Другое дело, что, конечно, можно и нужно обсуждать детали: например, с какого класса начинать — с первого или девятого, чему именно учить, как учить. Ведь важно, чтобы это было интересно.

«СП»: — Вообще, ассоциации со словом «финансы» какие-то скучные …

— Это вы зря. На самом деле, это очень увлекательно и интересно. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на наши книжки из серии «Финансовая грамота». Одна из них — для студентов и взрослых, вторая — как раз для школьников. Наша главная цель была в том, чтобы заинтересовать и мотивировать ребят больше узнать о том, что можно сделать со своими деньгами. Как распознать финансовых мошенников, и уберечь свои деньги от них… А что касается того, как приумножить их, то это гораздо сложнее, но со временем дает очень правильные плоды.

«СП»: — А понятно это школьникам, которые еще не умеют зарабатывать и имеют (и то, не все) только карманные деньги?

— В свое время мы долго думали, что же можно рассказать школьникам. В итоге в нашей книжке появились три раздела: первый — как заработать деньги, второй — как потратить. И третий — как можно использовать простейшие финансовые инструменты — например, депозит или банковскую карту, которые становятся доступными в относительно раннем возрасте. Как заработать? Подработка доступна с 14 лет, а то и раньше можно что-то придумать. Как потратить? У всех детей с какого-то возраста появляются карманные деньги, которые дают родители. И это очень хорошая тренировка. Потому что ребенок начинает понимать, что если он все потратит в первый же день, то потом неделю будет ходить с пустыми карманами. Так он приучается к финансовой дисциплине. Когда у ребенка есть собственная, пускай даже небольшая сумма денег, это уже дает нам возможность обсуждать, как можно спланировать свои расходы. Даже понятие бюджета можно вводить.

Вообще, современные дети очень продвинутые, в том смысле, что все они лазят по интернету, получают кучу информации. Газеты и телевидение тоже обрушивают много финансовых терминов — инфляция, депозит, кредит и т. д. Поэтому на обывательском уровне они что-то об этом знают. Задача таких уроков должна заключаться в том, чтобы разъяснить на очень простом, доступном языке, в чем суть этих понятий. Что, например, кредит — это вовсе не обязательно плохо. Все зависит от того, как его использовать — и тогда кредит может оказаться вредным или полезным. Для этого нужно понимать, в чем его плюсы и минусы. И тогда многие ребята, я думаю, будут не только сами во всем этом разбираться лучше, но и в чем-то помогут своим родителям.

Из досье «СП»

К концу 2013 года сумма долга россиян перед банками составит 10 трлн. рублей. Такой прогноз озвучил директор департамента банковского регулирования ЦБ Василий Поздышев в эфире телеканала Москва-24. Более половины этой суммы будет приходиться на необеспеченные потребительские ссуды. Процент просрочки граждан по платежам стабильно растет. Однако россияне продолжают брать кредиты и займы у банков и делают это все чаще. Если в прошлом году средний уровень просрочки по розничным кредитам составлял 6%, то по итогам 2013 г. он приблизится к 8%, сказал Поздышев.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня