Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
23 апреля 2009 17:25

Виктор Мережко: В Каннах мы опять просвистели как фанера над Парижем

Российских режиссеров на престижном конкурсе во Франции не заметили. Это становится традицией

23

В Париже объявлена официальная программа престижного кинофорума. В конкурс не попал ни один российский фильм, зато во внеконкурсной программе «Особый взгляд» оказались сразу два отечественных фильма. «Иван Грозный и митрополит Филипп» Павла Лунгина с Петром Мамоновым и Олегом Янковским в главных ролях (французы назвали картину попросту «Царь») и «Сказка про темноту» Николая Хомерики.

Для Лунгина это долгожданное возвращение в Канны: его первые фильмы «Такси-блюз» и «Луна-парк» принимали участие в конкурсе и даже получали награды. Потом режиссер «Острова» и «Олигарха» надолго выпал из каннской обоймы. И вот снова в нее вернулся — пусть и не в основную программу. «Сказка про темноту» Николая Хомерики (его предыдущий фильм «911» несколько лет назад также участвовал в «Особом взгляде») представительствуют от лица низкобюджетного российского артхауса, близкого к вымиранию в эпоху кризиса. Картина полностью снята во Владивостоке. В главной роли женщины-милиционера снялась актриса Алиса Хазанова, дочь комика Геннадия Хазанова. Еще две параллельные программы до сих пор не объявлены — российские ленты могут обнаружиться и там. Фестиваль стартует в Каннах 13 мая. Лауреатов объявят 24 мая. Жюри полнометражных фильмов возглавляет Изабель Юпер, короткометражных — британский режиссер Джон Бурмэн. Члены жюри отсмотрели 1670 полнометражных картины из 120 стран, в итоге в конкурсную программу отобраны 52 ленты из 32 стран. Двадцать из них будут участвовать в основном конкурсе: это новые опусы Алена Рене, Анн Ли, Квентина Тарантино, Ларса фон Триера и других, в основном, известных режиссеров.

Программа «Особый взгляд» проходит параллельно основному конкурсу. Награда в ней вручается за день до закрытия фестиваля за «Самый оригинальный по идейному содержанию и эстетике фильм, отражающий свежесть кинематографического взгляда». Напомним, что в прошлом году в «Особом взгляде» Россию представлял «Тюльпан» Сергея Дворцевого. В основном конкурсе российские картины не участвуют с 2007 года.

Свое мнение о российском кино и фестивале в Каннах высказал «Свободной прессе» кинодраматург, сценарист, режиссёр, актёр Виктор Мережко

«СП»: — Виктор Иванович, российские картины опять, уже который год подряд, не попали в основную конкурсную программу Каннского фестиваля. Почему так происходит? Что мешает нам снимать фильмы, которые были бы интересны Европе?

— Моя точка зрения по этому вопросу определенная: до тех пор пока у нас не будет национального кино, как это было раньше, где мы шли своей дорогой, со своими проблемами, со своими традициями, все кино наше будет носить характер подражательный, несамостоятельный коммерческий и в итоге тупиковый.

«СП»: — Две картины попали во внеконкурсную программу «Особый взгляд»: «Царь» Павла Лунгина и «Сказка про темноту» Николя Хомерики. Можно расценить это как успех в нынешнее время?

— Не надо радоваться по этому поводу. «Особый взгляд» там особо никто не отмечает. Павел Лунгин в свое время отметился на этом престижном фестивале. Возможно, он может там показаться и в этом конкурсе. Но на самом деле, такая мощная кинематография, которая никак не может пробиться на Каннский фестиваль — это очень тревожный звонок.

«СП»: — Да, который год не можем представить наши фильмы…

— А нечего представлять! Китай, Иран другие страны интересуют Канны. Но не Россия.

«СП»: — Но ведь у нас снимаются фильмы, громкие премьеры чуть ли каждый месяц.

— У нас делаются только блокбастеры. И в итоге мы пролетаем как фанера над Парижем. Мы опять приедем во Францию как болельщики. Примерно как на матчи английских футбольных клубов.

«СП»: — Как Вы думаете, что нужно делать, как исправлять ситуацию?

— До тех пор, пока мы не поймем, что кино — это государственное дело, ничего не изменится. Пока не перестанем только лишь развешивать баннеры с призывами ходить в кино и оставлять там деньги. Нужно делать человеческое и загадочное кино, как свойственно русской душе. Только тогда оно и станет кому-то интересным.


Из досье «Свободной прессы»:

Виктор Иванович Мережко родился 28 июля 1937 года на хуторе Ольгинфельд, Александровского района Ростовской области. В 1964—1968 году учился во ВГИК (мастерская Алексея Спешнева затем Ильи Вайсфельда). Уже на втором курсе ВГИКа по сценарию Виктора сняли его первый короткометражный фильм «Зареченские женихи». По сценариям Виктора Мережко сняты такие известные картины как «Родня», «Полёты во сне и наяву», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Одинокая женщина желает познакомиться». Виктор Мережко был сценаристом 46 фильмов и 12 мультфильмов. Он известен как драматург, его пьесы «Пролетарская мельница счастья», «Ночные забавы», «Крик», «Я — женщина», «Женский стол в охотничьем зале» получили широкую известность и идут во многих театрах. Начиная с 1990-х, Мережко постоянно снимается, как актёр в основном в криминальных сериалах. Зрители отметили его роли в фильме «Рэкет» (1992) и сериале «Крот» (2002).В 1989—1994 годах Виктор Мережко вёл популярную в СССР программу «Кинопанорама». В 1994 ведущий программы «Мое кино» телеканала «ТВ-6 Москва», [1] Секретарь Союза кинематографистов России и Москвы, член Союза писателей России, Заслуженный деятель искусств РФ. Председатель правления Дома кино. Один из основателей киноакадемии «НИКА» и её президент. Один из организаторов кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок». С 1995 художественный руководитель телекомпании «Каскад». Художественный руководитель программы «Колесо истории» а также художественный руководитель компании «Голдвидео».

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня