Общество

На холмах Ватиканских

Марк Смирнов об отношениях России с папским двором

  
1081

Незадолго до визита президента Путина в Италию мне пришлось комментировать для телеканала «Дождь» сообщение о возможной встрече президента с Папой Римским Франциском. Уже тогда я высказал точку зрения, что визит этот будет чисто дипломатическим в рамках взаимоотношений двух государств — России и Ватикана. Круг возможных вопросов для обсуждения — международная политика и общая позиция по ряду проблем, в том числе по ситуации на Ближнем Востоке и Сирии. Никаких подвижек для сближения православия и католицизма не предвидится, как и возможности в ближайшей перспективе встречи глав двух Церквей — Папы Франциска и Патриарха Кирилла.

Оглядываясь назад, уже постфактум встречи Путина и Франциска, я еще раз убеждаюсь, что мой краткий комментарий был достаточно точен и объективен. Однако, просматривая прессу на эту тему, обильно освещавшую это событие, я не устаю удивляться самым разным и подчас противоречивым его трактовкам.

Это не удивительно, так как подобные встречи проходят кулуарно, в личных покоях Понтифика (в его кабинете или библиотеке) при закрытых для представителей прессы дверях. Прием делегации и официальная часть встречи, естественно, предполагает присутствие участников с двух сторон, но личная беседа Папы и главы иностранного государства, как правило, происходит с глазу на глаз. Исключение составляют только переводчики (если в этом имеется необходимость или предусмотрено протоколом). Именно это и дает пищу для самых разных домыслов, догадок и пересудов.

Чего, например, стоит высказанная в одном российском издании мысль, что Путина, как и императора Павла Петровича в Ватикане хотят сделать великим магистром Мальтийского ордена, а через это — подчинить Россию власти Римского Папы. Явное дежавю, воспроизводящее скорее исторический анекдот, где логичнее было бы Путина сделать сразу покровителем иезуитов, по примеру Екатерины Великой, а в духовники к нему приставить иезуитского патера Губера, который был очень близко знаком с Павлом I.

Другие опасаются конкордата (двустороннего межгосударственного договора) между Российской Федерацией и Ватиканом — хотя подобный договор касается только положения Римско-католической церкви в России (он юридически закрепляет ее существование) и при этом вовсе не касается положения Церкви национальной, т.е. Православной.

Изданий и журналистов, писавших на эту тему, много, а сколько людей, столько и мнений и с этим ничего не поделаешь. Кого-то очень смущает, что Путин опоздал на встречу с Папой, а ведь это могло оскорбить Его Святейшество… Есть и совсем крайние точки зрения: дескать, зачем такому светлому (почти святому) и замечательному человеку как Папа Франциск встречаться с таким (здесь, пожалуйста, с американским акцентом) «плохим парнем» как Путин. По мнению журналиста, Папа должен был просто бежать от Путина!

Однако нынешний Понтифик не убежал, на опоздание и нарушение протокола не обиделся, а, судя по фотографиям и скупым отчетам для прессы, был рад встрече и тому подарку из «Московии», которым его одарил православный президент, передавший Римскому Первосвященнику старую русскую икону.

Кстати, если уж проводить исторические параллели, то почему Владимира Владимировича сравнивают только с таким его предшественником, имевшим отношения с папским двором, как «бедный Павел»? Есть и другие интересные персонажи, которые более подходят для аналогий.

Вот, например, в 1845 году Рим и Ватикан тайно посетил русский дворянин Николай Павлович Романов. Этот визит не только не афишировался заранее в прессе, но и само пребывание царя в Вечном городе так и осталось тайной для римлян. А причины для встречи русского императора Николая I и папы Римского Григория XVI были не менее серьезные, чем сейчас: Польша и Литва бунтовали против России, западные державы были накануне Крымской войны. Как тогда, так и теперь Европа и исламский мир опасались мощи и влияния России.

Тогдашний же государь видел опасность революции в Европе и страшился ее. Он как никто другой понимал весь ужас и катастрофу грядущих событий для континента и мира в целом и хотел вместе с европейскими монархами и Римским епископом задушить гидру в самом зародыше. Однако он так и остался одинок в своем стремлении спасти христианскую цивилизацию. Ну ладно светские государи и владыки, но ведь дворянин Романов прибыл спасать Европу и Ватикан к Римскому Первосвященнику, трон которого уже шатался под ударами гарибальдийцев и прочих революционных карбонариев. Однако беспечные европейцы больше переживали о свободе для Польши и Литвы и с Ватиканских холмов благословляли революционно настроенных католических священников.

В разговоре с Николаем I Римский Папа имел подготовленный конспект, об этом свидетельствуют и министр иностранных дел Нессельроде, и вездесущий Бенкендорф. В сем конспекте излагались различные претензии к России, например, такая: почему император своим указом перевел католическую духовную академию из провинциального города Вильно в Петербург? И это вместо благодарности за то, что бабка императора — Екатерина II — спасла иезуитов от полного уничтожения и гонений, инициированных против них европейскими монархами в конце XVIII века.

Русский император, выслушав все претензии Папы, пообещал с ними разобраться, но подчеркнул свою позицию. «Надеюсь, Ваше Святейшество позволит сделать мне некоторые возражения. Я не могу не считаться с основными законами своего государства». Это вызвало резкую реплику Папы, что законы-де могут быть изменены. Напрасно старался государь объяснить Римскому епископу, что католики в империи — это лишь малая часть инославных подданных, для которых нет никаких ограничений в вероисповедании. Но католическое духовенство призывает верующих на территории Царства Польского к восстанию против законной российской власти, и только он, Папа Римский, может остановить эту смуту, запретив ксендзам прикрывать свою политическую деятельность верой… Ничто не смогло поколебать гордую уверенность преемника апостола Петра в своей правоте. Впрочем, никто доселе не смел так властно говорить с римскими папами — на равных, как власть имеющий.

Разговор продолжался более часа и закончился заранее подготовленной фразой Папы: «Государь, подумайте о том, что Бог создал царей для блага народов, а не народы для произвола царей». Затем последовало прощание. Император как православный монарх благословения у Папы не брал. Николай Павлович еще раз поцеловал руку Папе, что соответствовало принятым отношениям как между духовными лицами, так и между монархами.

Кстати, был и обмен подарками. Николай I подарил епископу Рима малахитовую шкатулку (царь по праву гордился начавшейся при нем добычей малахита и изготовлением из этого полудрагоценного камня подлинных шедевров русского искусства). До икон старого письма, как видим, тогда еще дело не доходило — впрочем, вера православная таким «земным» подарком — из самых недр российских — никоим образом не была поколеблена. А вот каков был понтификальный, ответный подарок русскому царю, так и осталось для меня загадкой, которая вполне по силам российским архивистам.

Сразу же после свидания с Григорием XVI император принял у себя госсекретаря кардинала Ламбрускини, однако на его предложение о постоянном представителе Папы - посланнике при российском дворе ответил, что этот вопрос предварительно должен быть обсужден на заседании Святейшего Правительствующего Синода. Надежды папской Курии оказать давление на русского императора не оправдались, а дипотношения были установлены только три года спустя, уже при другом Понтифике — Пие IX.

Ну, как вам такое сравнение с визитом в Ватикан Владимира Владимировича? Что скажешь: и страна другая, и люди другие, а посему прямых сравнений и аналогий нет и быть не может!

Интересно, какие впечатления у российского президента от встречи с папой-иезуитом. Это ведь встреча не простых обывателей или нынешних европолитиков, исполненных политкорректности и толеранции. Как написано в Псалмах: «Бездна бездну призывает во гласе хлябий…». Впрочем, это для искушенных в схоластике.

А вот Николай Павлович, в эпоху грядущих революций в Европе и будущего бегства Папы из Рима, сумел кое-что разглядеть в тогдашних судьбах католического мира. В письме наследнику, великому князю Александру Николаевичу, от декабря 1845 года, рассказывая о своих впечатлениях после встречи с Римским папой и всей католической элитой, Николай Павлович замечательно, пророчески написал: «Взирая на все это, два минувших величия приходят на память. Римское и Папское; оба разнородные, оба почти невероятные, бывшие силой; и на развалинах их играют китайские тени власти уже не существующей, едва дышащей, несущей в себе собственное разрушение, ибо из христианства сделали идолопоклонство презрительное, противное и отвратительное, до высшей степени… Долго это не просуществует! оно падет само, и нет силы поддержать установления устарелые, нетерпимые и при том несообразные с настоящим положением дел».

«Теперешний папа человек честный и благонамеренный, но с самого начала слишком хотел угождать духу времени…».

Кто скажет, что это звучит несвоевременно?

Другое дело, что историю свою мы плохо знаем, не умеем у предшественников наших учиться. Возможно, что посиди Владимир Владимирович в архиве царского МИДа денек-другой перед поездкой, почитай он старые дела ватиканские или донесения агентуры III отделения СЕИВ канцелярии, то, может быть, и результат его визита был бы несколько иным, скажем, более впечатляющим.

При этом нет никаких сомнений, что президент России достойно представлял свою страну при нынешнем папском дворе и сумел там найти верный тон в отношениях с этим государством, которое просит у России помощи и защиты своей католической паствы на Ближнем Востоке. И мы снова, как при Николае Павловиче, готовы защитить своих братьев-христиан и отстаивать статус-кво Гроба Господня в Иерусалиме. Только надо ясно понимать, что нет уже той, прежней власти у Римского папы и его государства, как это было в середине XIX века. Приближается час, когда его самого придется защищать от врагов христианства или, например, предложить ему убежище в Петербурге, как это предсказывал в «Краткой повести об Антихристе» русский философ и мистик Владимир Соловьев.

Впрочем, все только начинается!

Фото: официальный сайт Президента России

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня