Общество

Дед Мороз остался без праздника

Латвийские националисты вновь выступили против православного Рождества

  
1835

Скоро в этой республике весело отпразднуют католическое Рождество. А вот негативное отношение элиты к светлому празднику православных продемонстрировало ее суть.

Фракция объединения «Центр согласия» Сейма Латвии (оппозиционная, хотя и самая большая) подала в президиум парламента законопроект, который позволил бы православным и староверам республики получить выходной на свое Рождество — 7 января. Но парламент в очередной раз отклонил инициативу.

А ведь в стране около 30% населения — русские. Есть также православные украинцы, белорусы и даже латыши. Большая община староверов. К слову: русские живут тут на самом деле испокон веков, и до так называемой «советской оккупации» их было немало — почти 9% населения Латвии. В основном это и были староверы. Сейчас в республике около 80 тысяч староверов, зарегистрировано 70 староверческих религиозных организаций. А православный обряд пришел сюда еще в XI веке. Православие стало исторически первой формой христианского вероисповедания на землях Латвии и в Прибалтике в целом.

Латвийская православная церковь напоминает: «К началу XI века на территории Латвии уже были такие выдающиеся православные духовные центры, как Ерсика. Здесь, по свидетельству хроники католика Генриха Латышского, было несколько храмов с богато украшенными иконами, утварью из дорогих металлов, великолепными фресками. На правом берегу устья Даугавы (Двины) находилась первая построенная в этих краях церковь, освященная во имя св. Николая, покровителя плавающих и путешествующих. Католическое миссионерство в этом регионе началось гораздо позже. Для этого вначале было испрошено разрешение Полоцкого князя Владимира, который дал на это свое согласие. С этих пор Православная Церковь на несколько веков оказалась в тяжелейших условиях. Уже в конце XII и в начале XIII века в здешних краях началось насильственное насаждение „латинянской“ веры. Рыцари ордена Меченосцев огнем и мечом разорили и уничтожили такие православные духовные центры, как Ерсика, Атзеле, Люцане (Лудза), Кукенойс (Кокнесе), древнее Толово (между Смилтене и Валмиерой), Венден (Цесис) и другие. И только церковь Святителя Николая в Риге выстояла и оставалась действующей еще около трех столетий».

Погубить православие на этих землях не удалось. Но вот государственным праздником православное Рождество в отличие от католического так и не стало. Но почему бы не пойти навстречу немалой части населения страны, исповедующей традиционную для республики религию, и не сделать выходной 7 января? Этот вопрос «Центр согласия» поднимал неоднократно, и каждый раз сталкивался с сопротивлением — так, словно об этом просят недруги, пришлые люди.

«Мы убеждены в том, что государство должно сделать шаг навстречу православным и старообрядцам, признав их праздники официально», — говорил еще в 2008 году, представляя законопроект, представитель «Центра согласия» Валерий Агешин. Он напомнил: в Латвии проживает около 400 тысяч православных и старообрядцев. Однако депутат Карлис Шадурскис, представлявший националистическое крыло парламента, внес предложение, издеваясь над древней религиозной традицией Латвии, — заодно признать и праздники баптистов, адвентистов, кальвинистов и других. Когда предложение «Центра согласия» не прошло, он отозвал и свою «инициативу», заявив: «Систему удалось сохранить».

Какую систему? Профессор Латвийского университета, политолог Юрис Розенвалдс полагает, что любые уступки нелатышам националисты воспринимают как признак слабости. «Каждый год происходят традиционные „календарные волнения“, — сказал он газете Diena. —  И в быту звучит мнение — „ай, ну ведь это русский праздник“. Мне кажется, таким образом обижают православных латышей. И таких немало. Есть даже православные латышские приходы…».

Экс-президент Латвии Гунтис Улманис назвал лицемерным поведение элиты в связи с нежеланием разрешить выходной 7 января, напомнив, что президент в этот день поздравляет главу Православной церкви Латвии, старообрядцев и православных, но формально такого праздника нет. «Это просто глупо», — констатировал Улманис.

Другой экс-президент Латвии — Валдис Затлерс — попробовал найти выход. В прошлом году его Партия реформ разработала проект поправок к закону о «Праздничных, памятных и отмечаемых днях», которые дали бы право раз в год получить работнику по договоренности с работодателем один оплаченный выходной на свой религиозный праздник, в том числе на православное Рождество. Но тут на помощь националистам пришло… министерство финансов. Его представитель Алексис Яроцкис заявил, что еще один выходной на религиозные праздники, в том числе на православное Рождество, приведет к сокращению налоговых сборов примерно на 10 миллионов латов (1 лат = 64 рубля). Кроме того, по-европейски прозорливо заметил финансист, предоставление работникам выходного на религиозные праздники «нарушит право человека на частную жизнь, так как религиозные убеждения — это личное дело каждого человека».

Поднимая сейчас вопрос о праздновании православного Рождества, Валерий Агешин напомнил: «Ровно год назад депутаты правящей коалиции по инициативе Партии реформ подали на рассмотрение в Сейм законопроект, который предполагал, что у жителей страны появится право раз в год — в любой день — взять выходной. Мы поддержали передачу этого законопроекта на рассмотрение в комиссию Сейма по правам человека и общественным делам. Однако прошел год, а эта комиссия, возглавляемая Инарой Мурниеце (от Национального объединения. — „СП“) до сих пор так и не приступила к его рассмотрению по существу. Мы считаем, что правящая коалиция, с помпой презентовавшая этот законопроект, попросту обманула сотни тысяч православных и староверов».

Депутат Иван Клементьев призвал всех депутатов — независимо от партийной принадлежности — «сделать шаг навстречу огромной части латвийского общества и признать этот праздник официальным, проявив уважение к религии и культуре значительной части латвийцев». Депутаты, независимо от партийной принадлежности, подумали-подумали, и не сделали этот шаг…

…В следующем году с официальным визитом Латвию посетит глава Русской Православной церкви, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщили в Министерстве иностранных дел Латвии. Политологи считают: если бы Сейм пошел навстречу православным Латвии в преддверии этого визита, это бы не только привело к потеплению отношений между Латвией и Россией. Такое решение улучшило бы климат во всем обществе, считает Юрис Розенвалдс. Нет, не пошли навстречу ни православным Латвии, ни России…

Фото Виктора Лисицына (ИТАР-ТАСС)

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня