Общество

Чернобыльскому саркофагу нет дела до памятных дат

В любой момент он может взлететь на воздух, и тогда держись, старушка Европа!

  
13

Четвертый блок ЧАЭС и через 23 года остается самым опасным объектом мира. Саркофаг строили при помощи дистанционно управляемых механизмов, ведь после выброса 190 тонн ядерного топлива подпускать к стройке людей больше чем на несколько десятков секунд было нельзя. В результате после стройки в гигантской конструкции осталась масса дыр и щелей. Из них дождь и ветер продолжают выдувать и вымывают радиоактивную пыль.

Чернобыльские деньги пустили на коттеджи

Дыры в саркофаге не залатаешь, а чтобы ликвидировать опасность, нужен еще один саркофаг — поверх первого. Внутри остается около 200 тонн высокорадиоактивных остатков активной зоны реактора, и никто не знает, какие процессы там происходят. Ученые всерьез опасаются еще одного взрыва, гораздо мощнее первого.

Два года назад тендер на право возвести новый саркофаг, или как его называют «Укрытие-2», выиграл французский консорциум «Новарка». Западные страны выделили на строительство защитного сооружения около 800 миллионов долларов. В феврале 2009-го Украина подписала с ЕБРР договор о грантах на сумму 135 миллионов евро. Начало стройки было запланировано на нынешнее лето. Однако буквально в канун 23-й годовщины Чернобыльской трагедии в Киеве объявили: строительство нового саркофага на ЧАЭС могут отложить еще на три года! Задержку объяснили «несоответствием стандартов французских подрядчиков национальным стандартам Украины». Но независимые эксперты опровергают официальную причину и называют гораздо более реальную версия — «оранжевая» администрация попросту разворовала бюджет чернобыльского строительства. И, якобы, трехлетняя задержка нужна им, чтобы спрятать концы в воду и уйти от ответственности.

Огромный объем материалов для «Укрытия-2» невозможно завезти одними машинами. Большегрузные автомобили за месяц «убъют» единственную дорогу в Припять. Нужна железнодорожная ветка. Но нет даже намека на подготовку к таким перевозкам.

Без радиации — многим смерть!

Железнодорожная станция Янов расположена в 30-километровой зоне отчуждения и входит в транспортный комплекс МЧС. До катастрофы здесь ходили поезда Москва-Чернигов. В день пропускали до сотни грузовых вагонов. Мы едем на станцию «Янов» и по мере приближения дозиметр клацает без остановки. Есть места, где уровень радиации превышает допустимый почти в три раза, но яновские железнодорожники относятся к «фону», как к некой обыденности. Наоборот, эти люди убеждены, что на чистой территории они быстро умрут. Да и куда деваться, если другой работы нет? Наш сопровождающий из агентства «ЧернобыльИнформ» Сергей Чернов носит ботинки западного журналиста. Иностранец испугался заражения и выбросил свою обувь на КПП «Дитятки».

Кажется, здесь должны платить большие деньги. На самом деле зарплата чернобыльских железнодорожников меньше трехсот долларов в месяц. При норме 58 человек, на станции числится всего 19 работников. Хотя дефицит кадров не главная проблема.

— Плохо у нас с финансами, — жалуется старший мастер П.Миркун. — Иначе можно было бы отремонтировать пути, «оживить» тепловозы и движение на должном уровне обеспечить…

Его коллеги рассказали, что на станции не ведутся никакие работ. Из тягового подвижного состава — четыре рабочих локомотива и еще несколько, требующих ремонта. Если в нормальных условиях такие тепловозы тянут по 15 вагонов, то здесь — один-два. По перегонам «Янова» можно ехать со скоростью не выше 15 км/ч — разрушенный путь не позволяет быстрее, поскольку из 45-километровой дистанции отремонтирована лишь треть. На остальное нет материалов. И все-таки в дирекции чернобыльского транспортного комплекса уверяют:

— Мы в любой момент сможем начать перевозить грузы для «Укрытия-2». Правда, не с такой нагрузкой, как по обычным путям, но сможем. Но никто нам этой команды пока не дает…

Добро пожаловать в Зону

Сегодня рынки Украины переполнен «подарками» из Зоны — от многих тонн радиоактивного металла до радиоактивных грибов, клюквы, рыбы и дичи. Частные фирмы в открытую разбирают металлические конструкции предприятий города-призрака Припяти. Составы с таким грузом часто можно наблюдать у станции Янов.

Мародеры пробили широкие проходы в двойном ряду колючей проволоки вокруг Припяти. Раньше на железнодорожных путях в начале Зоны стоял шлагбаум, но сейчас украли и его. Умельцы ставят на рельсы самодельную тележку и катят до Припяти. Там грузят трофей и едут обратно. Однажды тепловоз врезался в такую «телегу», груженную металлическими поручнями, срезанными в подъездах припятских многоэтажек.

Мародеры ободрали и все старые вагоны на самой станции Янов. Зато сохранился громадный турникет, где проверялся уровень радиации. Он ржавеет возле административного корпуса железнодорожного участка.

Киевские туристические фирмы полулегально предлагают охотничий экстрим. В Зоне можно пострелять настоящих лошадей Пржевальского. После аварии десяток особей завезли из знаменитого херсонского заповедника «Аскания Нова». Эксперимент удался, и сейчас дикое стадо увеличилось до полутора сотен голов. Иногда косматые лошадки выходят к станции. Тут у разбитых вагонов играет единственный ребенок Чернобыля — восьмилетняя Марийка Ведерникова. Девочка родилась в Зоне после катастрофы. Со здоровьем у Марийки вроде бы все нормально, только вот учиться негде.

Немного статистики

За последние десять лет финансирование социальных программ для чернобыльцев Украины уменьшилось в 20 раз. В 2009-м на лечение трех миллионов украинских «ликвидаторов» ЧАЭС официальный Киев выделил семь миллионов гривен. Для сравнения: депутаты Верховной Рады в нынешний кризисный год ассигновали на укрепление собственного здоровья 289 миллионов. По имеющимся расчетам, в случае повторного взрыва на ЧАЭС без саркофага «Укрытие-2» радиоактивное заражение гарантированно покроет Западную Европу вплоть до Пиренеев и северо-западного побережья Франции.

Украина

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня