Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
27 апреля 2009 21:54

Чернобыльскому саркофагу нет дела до памятных дат

В любой момент он может взлететь на воздух, и тогда держись, старушка Европа!

17

Четвертый блок ЧАЭС и через 23 года остается самым опасным объектом мира. Саркофаг строили при помощи дистанционно управляемых механизмов, ведь после выброса 190 тонн ядерного топлива подпускать к стройке людей больше чем на несколько десятков секунд было нельзя. В результате после стройки в гигантской конструкции осталась масса дыр и щелей. Из них дождь и ветер продолжают выдувать и вымывают радиоактивную пыль.

Чернобыльские деньги пустили на коттеджи

Дыры в саркофаге не залатаешь, а чтобы ликвидировать опасность, нужен еще один саркофаг — поверх первого. Внутри остается около 200 тонн высокорадиоактивных остатков активной зоны реактора, и никто не знает, какие процессы там происходят. Ученые всерьез опасаются еще одного взрыва, гораздо мощнее первого.

Два года назад тендер на право возвести новый саркофаг, или как его называют «Укрытие-2», выиграл французский консорциум «Новарка». Западные страны выделили на строительство защитного сооружения около 800 миллионов долларов. В феврале 2009-го Украина подписала с ЕБРР договор о грантах на сумму 135 миллионов евро. Начало стройки было запланировано на нынешнее лето. Однако буквально в канун 23-й годовщины Чернобыльской трагедии в Киеве объявили: строительство нового саркофага на ЧАЭС могут отложить еще на три года! Задержку объяснили «несоответствием стандартов французских подрядчиков национальным стандартам Украины». Но независимые эксперты опровергают официальную причину и называют гораздо более реальную версия — «оранжевая» администрация попросту разворовала бюджет чернобыльского строительства. И, якобы, трехлетняя задержка нужна им, чтобы спрятать концы в воду и уйти от ответственности.

Огромный объем материалов для «Укрытия-2» невозможно завезти одними машинами. Большегрузные автомобили за месяц «убъют» единственную дорогу в Припять. Нужна железнодорожная ветка. Но нет даже намека на подготовку к таким перевозкам.

Без радиации — многим смерть!

Железнодорожная станция Янов расположена в 30-километровой зоне отчуждения и входит в транспортный комплекс МЧС. До катастрофы здесь ходили поезда Москва-Чернигов. В день пропускали до сотни грузовых вагонов. Мы едем на станцию «Янов» и по мере приближения дозиметр клацает без остановки. Есть места, где уровень радиации превышает допустимый почти в три раза, но яновские железнодорожники относятся к «фону», как к некой обыденности. Наоборот, эти люди убеждены, что на чистой территории они быстро умрут. Да и куда деваться, если другой работы нет? Наш сопровождающий из агентства «ЧернобыльИнформ» Сергей Чернов носит ботинки западного журналиста. Иностранец испугался заражения и выбросил свою обувь на КПП «Дитятки».

Кажется, здесь должны платить большие деньги. На самом деле зарплата чернобыльских железнодорожников меньше трехсот долларов в месяц. При норме 58 человек, на станции числится всего 19 работников. Хотя дефицит кадров не главная проблема.

— Плохо у нас с финансами, — жалуется старший мастер П.Миркун. — Иначе можно было бы отремонтировать пути, «оживить» тепловозы и движение на должном уровне обеспечить…

Его коллеги рассказали, что на станции не ведутся никакие работ. Из тягового подвижного состава — четыре рабочих локомотива и еще несколько, требующих ремонта. Если в нормальных условиях такие тепловозы тянут по 15 вагонов, то здесь — один-два. По перегонам «Янова» можно ехать со скоростью не выше 15 км/ч — разрушенный путь не позволяет быстрее, поскольку из 45-километровой дистанции отремонтирована лишь треть. На остальное нет материалов. И все-таки в дирекции чернобыльского транспортного комплекса уверяют:

— Мы в любой момент сможем начать перевозить грузы для «Укрытия-2». Правда, не с такой нагрузкой, как по обычным путям, но сможем. Но никто нам этой команды пока не дает…

Добро пожаловать в Зону

Сегодня рынки Украины переполнен «подарками» из Зоны — от многих тонн радиоактивного металла до радиоактивных грибов, клюквы, рыбы и дичи. Частные фирмы в открытую разбирают металлические конструкции предприятий города-призрака Припяти. Составы с таким грузом часто можно наблюдать у станции Янов.

Мародеры пробили широкие проходы в двойном ряду колючей проволоки вокруг Припяти. Раньше на железнодорожных путях в начале Зоны стоял шлагбаум, но сейчас украли и его. Умельцы ставят на рельсы самодельную тележку и катят до Припяти. Там грузят трофей и едут обратно. Однажды тепловоз врезался в такую «телегу», груженную металлическими поручнями, срезанными в подъездах припятских многоэтажек.

Мародеры ободрали и все старые вагоны на самой станции Янов. Зато сохранился громадный турникет, где проверялся уровень радиации. Он ржавеет возле административного корпуса железнодорожного участка.

Киевские туристические фирмы полулегально предлагают охотничий экстрим. В Зоне можно пострелять настоящих лошадей Пржевальского. После аварии десяток особей завезли из знаменитого херсонского заповедника «Аскания Нова». Эксперимент удался, и сейчас дикое стадо увеличилось до полутора сотен голов. Иногда косматые лошадки выходят к станции. Тут у разбитых вагонов играет единственный ребенок Чернобыля — восьмилетняя Марийка Ведерникова. Девочка родилась в Зоне после катастрофы. Со здоровьем у Марийки вроде бы все нормально, только вот учиться негде.

Немного статистики

За последние десять лет финансирование социальных программ для чернобыльцев Украины уменьшилось в 20 раз. В 2009-м на лечение трех миллионов украинских «ликвидаторов» ЧАЭС официальный Киев выделил семь миллионов гривен. Для сравнения: депутаты Верховной Рады в нынешний кризисный год ассигновали на укрепление собственного здоровья 289 миллионов. По имеющимся расчетам, в случае повторного взрыва на ЧАЭС без саркофага «Укрытие-2» радиоактивное заражение гарантированно покроет Западную Европу вплоть до Пиренеев и северо-западного побережья Франции.

Украина

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вадим Трухачёв

Политолог

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня