Общество

«Великий» почин снизил цены

В Петрозаводске уменьшили стоимость билетов на троллейбус. Частники не выдержали конкуренции

  
5218

В Петрозаводске на треть снижена цена на проезд в общественном транспорте. В частности, в троллейбусах. Прежде билет в один конец стоил в них 17 рублей. С середины января — всего 10. И если до этого местные жители предпочитали передвигаться по городу и окрестностям в основном на коммерческих микроавтобусах, «закрывающих» в столице Карелии 20 маршрутов, в том числе, ближний пригород, то теперь, с боем берут безрельсовый трамвай.

Как рассказала корреспонденту «СП» местная жительница Светлана Петрова, в утренние и вечерние часы «пик» случается, и не сесть теперь в троллейбус. Последний раз подобное наблюдалось в начале девяностых годов, то есть, в ту пору, когда маршрутные такси, ставшие главным конкурентом муниципальному транспорту, ещё только завоевывали отечественный рынок.

─ Троллейбусных маршрутов у нас в настоящий момент восемь, автобусных — двадцать, — делится подробностями Светлана. — После резкого понижения цен на микроавтобусах ездят в основном лишь там, где нет ещё троллейбусных линий. В Петрозаводске все, конечно, знали о войне «троллейбусников» и «маршруточников», она тянется давно. Коммерсанты попросту выживали с рынка муниципальный транспорт. Он ведь у нас на дотации. А бюджет дефицитный. Но что могут рядовые граждане? Терпели. Зато теперь народ доволен.

В последние годы многие столичные жители Карелии предпочитали ездить на маршрутках. Пусть, говорили, и трясет порой на не слишком гладких местных дорогах, и правила движения озабоченные заработком водители не всегда соблюдают, но всё быстрей, чем на троллейбусе. Да за ту же цену. А проезд на микроавтобусах местных линий составлял в столице лесной республики 17−19 рублей. И ведь почти довели уже до банкротства ПМУП «Городской транспорт».

Последней попыткой спасти предприятие как раз и стало январское снижение цен на проезд в троллейбусах. Предполагалось, на месяц, не больше. Сами инициаторы не особо верили в возможность возвращения, говоря официальным языком, «полноценного пассажиропотока». Надеялись, говорят, хотя бы «не вылететь окончательно в трубу». Действительность превзошла ожидания. Только за первую неделю после снижения цен на проездной билет, выручка предприятия увеличилась на 12%. За весь декабрь минувшего года и последовавшие за ним новогодние праздники ПМУП столько не заработало!

─ Уже принято решение продлить эксперимент со снижением цены на билет на три месяца, до апреля, — сказала «СП» диспетчер «Городского транспорта». — Руководство очень довольно результатом. Думает запустить теперь ещё на городские линии и собственные маршрутные такси.

С местными маршрутками вышла прелюбопытная история. Потеряв в первый же день эксперимента своих соперников-троллейбусников немалую долю выручки, водители частных компаний сутками позже вышли не на работу, а на митинг. Около 200 человек, зарабатывающих не менее 30 000 рублей в месяц (против 20 000 у их основных «соперников из ПМУП), не один час толкались на улице Путейской, громогласно заявляя о готовности проведения «полноценной забастовки». В случае если мэрия и прокуратора «не разберутся с «Городским транспортом», сбивающим в городе цены на проезд».

Они митинговали, а новый молодой градоначальник Галина Ширшина, избранная, напомним, минувшим летом вопреки всем прогнозам и в пику партии «ЕР», тащившей своего кандидата, тем временем поручила своим подчиненным оперативно подготовить необходимую документацию для расторжения договоров с коммерческими транспортными организациями, устроившими «цирк на Путейской» (так — в одном из документов). Таковых шесть.

Вот их, как ожидается, и заменит на маршрутах ПМУП «Городской транспорт». Соответствующую лицензию муниципальные транспортники имеют. Осталось прикупить или взять в аренду машины.

Правда, коммерсанты быстро сориентировались, объявив об «ошибочности митинга» и о снижении цены на проезд в своих маршрутках - до15 рублей.

─ Истории, подобной нынешней, давно следовало ожидать, — комментирует Илья Косенков, глава профсоюза работников транспорта Карелии. — Коммерческий транспорт ведет себя в республике не просто активно, но порой нагло, диктуя свои условия, как в ценовой политике, так и в том, что касается качества обслуживания пассажиров. Дошло до того, что начисто игнорируются социальные права инвалидов, пенсионеров, студентов. Равно как и правила перевозки людей.

«СП»: — Много в Петрозаводске коммерческих автотранспортных предприятий, Илья Сергеевич? Какова численность работников в них? Все — местные, карельские, жители или, может быть, мигранты, как это практикуется сейчас в больших городах?

─ Предприятий транспортного комплекса у нас около десятка, в основном это мелкие фирмы. Общее число работающих в них не превышает 600 человек. Для сравнения — в муниципальном автопарке «Городской транспорт» трудятся около двух с половиной тысяч человек. При этом, те, кто работает кондукторами, получают всего 10 000 рублей. Это в наших-то северных условиях! С одной стороны, много предприятий — это вроде бы и неплохо. Рождается конкуренция, которая, как предполагается, должна вести к улучшению обслуживания, снижению цен. Но у нас в Карелии привела чуть не к войне. Вы спрашиваете, кто трудится на маршрутках? И местные жители, и мигранты. Последних, наверное, больше. Понятно почему — у них скромные запросы. Наш профсоюз неоднократно обращал внимание власти на проблему. Наконец, когда дело до банкротства старейшего транспортного предприятия республики, и они её заметили. Надеюсь, эксперимент с вынужденным поначалу, а теперь, что уже очевидно, оправданным снижением цен на проезд, будет продолжен и подхвачен в других сферах жизни.

С великим почином выступили, сами того, видимо, не предполагая, транспортники Петрозаводска. Доказав на практике, что и снизив цену можно не только ничего не проиграть, но и много чего выиграть. Тем более, все российские повышения последних лет — на топливо ли, продукты, проезд — чаще всего искусственно завышены. И отнюдь не на копейки. Прошлогодняя история с коммунальными платежами в отдельных регионах РФ, ставшая предметом отдельного разбирательства президента страны со своим правительством — лишнее тому свидетельство.

«Отличился» в том среди прочих родной город президента Путина — Петербург, где счета за проживания (для примера) в коммунальных квартирах превышали среднемесячную зарплату в регионе. А что в Питере с ценами на проезд?

В муниципальном общественном транспорте — 28 рублей (метрополитен) и 25 (троллейбус, трамвай, автобус). Коммерческие маршрутки — от 31 рубля и выше. То, что с нового года муниципальный транспорт не подорожал, заслуга, как ни странно, Смольного. Губернатор Полтавченко, утверждая бюджет на 2014 год в городском парламенте, лично уговаривал депутатов, чтобы до середины года «никаких повышений». Со второй попытки уговорил. Понятно, возможно это стало за счет дополнительных дотаций из городского бюджета.

Ну, а маршрутки, как обычно, что хотят то и воротят. В том числе, повышая цены, когда и насколько заблагорассудится. Водителями принимают преимущественно мигрантов, города не знающих. Дерутся меж собой в борьбе за пассажира. В начале января дошло до перестрелки — в Сосновом Бору (территориально Ленобласть, но рядом с мегаполисом, маршрутки там в основном питерские) за оружие схватились представители двух фирм-перевозчиков. Не обошлось без тяжелораненых…

Ещё в одном городе Северо-Западного региона — Мурманске, примерно так же. Ценовые уменьшения «пока и не предвидятся», как сообщил вашему корреспонденту представитель транспортного комитета местной администрации. На вопрос, что этому мешает, разве не вдохновляет пример Петрозаводска, ответил нехотя: «Вот когда у нас передерутся, тогда и подумаем, что надо менять, а пока всё тихо».

В Мурманске на сайте администрации я обратила внимание на письмо местного жителя, озадаченного тем, что с его десятилетнего сына контролер взяла двойную плату. Мальчик ехал в школу в троллейбусе № 10. С него потребовали заплатить за собственно проезд и ещё… за школьный рюкзак, который ребенок имел несчастье снять в транспорте с плеч (как учили родители), чтобы никого им не задевать. Ноу-хау транспортников или одного конкретного контролера?

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня