18+
воскресенье, 26 марта
Общество

Разбился первый в истории Су-30 МКИ

Индийские ВВС потеряли российский сверхзвуковой истребитель. Не ясно только из-за техники или пилота

  
61

Истребитель российского производства Су-30 МКИ разбился в штате Раджастхай на западе Индии. Инцидент произошел в четверг, 30 апреля, около 10.20 местного времени. Пилоты успели катапультироваться, но один из двух погиб при неудачном приземлении. Факт катастрофы подтвердил представитель ВВС Индии Тарун Кумар Сингха (Tarun Kumar Singha).

Самолет принадлежал авиаэскадрилье базирующейся в Пуне, что в 100 км к северо-востоку от Бомбея. Начато расследование инцидента.

Как сообщил источник «Свободной прессы» в ВВС России — это первый случай гибели самолета данной модификации и пока ничего конкретного о причинах катастрофы сказать нельзя. Требуется тщательное изучение всех возможных причин. Но, по словам источника, не обязательно думать, что виноват в катастрофе самолет, вполне возможно, негативную роль сыграл и пресловутый «человеческий фактор». Тем более, эти истребители поступили на вооружение армии Индии сравнительно недавно.

Феноменальный самолет

Свой первый испытательный полет серийный СУ-30 МКИ совершил в конце 2001 года с аэродрома Иркутского авиационно-производственного объединения, где и был сделан. А первую партию самолетов отправили в Индию уже в 2002 году.

Данная модификация была разработана специально для индийских ВВС. Аббревиатура МКИ означает — модернизированный коммерческий индийский. Истребитель существенно превосходит обычный Су-30 по боевым характеристикам. Он имеет многоцелевой вектор тяги и другие современные приборы в том числе индийского и израильского производства. Министр обороны Индии два года назад заявил, что с появлением на вооружении Су-30 МКИ страна получила новую базу для обеспечения надежного прикрытия северных и северо-восточных границ страны. Эти самолеты сменили дислоцировавшиеся там ранее перехватчики МиГ-25, которые постепенно снимаются с дежурств. Принимая первые 10 сушек, главный маршал авиации Индии Кришнасвами заявил:

— Точность наведения систем вооружения — просто феноменальная. Вообще, это очень необычный самолет. Ни в одной стране мире нет ничего подобного.

Американцы приуныли

— ВВС стран, на вооружении которых находятся российские многофункциональные истребители Су- 30 МК, имеют определенное преимущество и в перспективе могут представлять угрозу американскому господству в воздухе, — заявил однажды в беседе с корреспондентом газеты USA Today американский генерал Хал Хомбург, отмечая успехи именно индийских ВВС в учебных боях против американских самолетов F-15С. — Мы не настолько обогнали весь остальной мир, как нам хотелось бы думать. F-15 является основным нашим боевым самолетом для завоевания превосходства в воздухе, и поэтому неожиданные победы индийцев на русских самолетах стали по-настоящему «отрезвляющим душем» для многих чинов ВВС, — сказал генерал.

Осталась тайной причина, заставившая американского генерала сказать эти слова. Но ходили слухи, что в индийском небе российские «сушки», пилотируемые индийских военными пилотами, «сделали» американцев.

Впрочем, о «ненадежности» своих F-15 Хал Хомбург говорил накануне слушаний в Конгрессе США, которые должны были утвердить программу финансирования разработки и испытаний истребителя 5-го поколения F-22 «Raptor» (стоимость каждого самолета — 140 миллионов долларов), который должен был заменить F-15C. Для сравнения — Су-30 МКИ стоит примерно 40 миллионов.

Су-30 — главная статья российского экспорта

Два месяца назад, в феврале 2009 года правительство России заявило, что высокие темы прироста показателей экспорта оружия в 2008 году обусловлены прежде всего экспортом истребителей типа Су-30. Выручка от его продажи достигла 30 процентов от общей суммы экспорта вооружений. В денежном выражении в прошлом году она выросла на 8 процентов и достигла 8 млрд долларов, против 7,4 млрд в 2007 году.

В 2008 году этих самолетов было поставлено на экспорт около 40 штук: 8−10 Су-30 МКА — в Алжир, 6 Су-30 МКМ — в Малайзию, до 16 Су-30 МКИ с учетом машинокомплектов для производства по лицензии — в Индию, 8 Су-30 MK2V — в Венесуэлу и два Су-30 МК2 — в Индонезию. Для сравнения: в США в 2008 году было произведено 60 тяжелых истребителей аналогичного класса F-15 и F-18.

Разработка истребителя Су-30КИ началась в 1997 году в ОКБ им. П.О.Сухого совместно с КнААПО по заказу Индонезии. Самолёт во многом унифицирован с Су-27СК и Су-35.


Из досье «СП»

Самолет Су-30МК по аэродинамической схеме представляет собой неустойчивый в продольном канале триплан. Для увеличения подъемной силы и повышения маневренности на самолете установлено переднее горизонтальное оперение. Оно отклоняется автоматически для обеспечения устойчивого полета на больших углах атаки. Интегральная аэродинамическая схема, совмещенная с управляемым вектором тяги, обеспечивает небывалую маневренность и высокие взлетно-посадочные характеристики. Оснащенный цифровой системой дистанционного управления, Су-30МК способен выполнять ряд уникальных маневров, используемых в качестве противоракетных и для достижения превосходства в ближнем бою. Это уже известные «кобра», «колокол», а также ряд маневров, выполнение которых невозможно на других самолетах. Среди них «кульбит» (маневр, в котором самолет совершает переворот в плоскости тангажа на 360 градусов без потери высоты), и «управляемый плоский штопор» (когда самолет совершает несколько полных разворотов в горизонтальной плоскости с переменой направления вращения не имея поступательного движения, фактически на месте).

Силовая установка состоит из двух турбореактивных двухконтурных форсажных двигателей АЛ-31ФП. Суммарная тяга на форсаже 25000 кгс обеспечивает горизонтальный полет со скоростью 2 М, скорость 1350 км/ч на малой высоте и скороподъемность 230 м/с.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
;