Общество

Святой доктор

Подвиги великого сына земли Крымской

  
2044

В это непростое для крымчан время, мы решили рассказать об удивительном человеке, ученом-хирурге и святом. Он не дрогнул перед угрозами расправы и не предал народ свой и веру свою. Речь пойдет о святителе Луке Крымском, который всю жизнь, посвятил врачеванию душ и тел людских.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (так его звали в миру), родился в 27 апреля 1877 года в Керчи. Род Войно-Ясенецких, довольно древний, он известен с 16 века. Отец Валентина, был провизором и имел собственную аптеку, но дела шли не очень хорошо, и он нанялся госслужащим. Семья состояла из 7 человек: мать, отец, две сестры и три брата. В 80-х годах 19 века, все они переехали в Киев. Близость Киево-Печерской лавры, повлияла на становление православных взглядов мальчика. Некоторое время он увлекался идеями толстовства, но однажды прочитав произведение «В чем вера моя», полностью разочаровался в писателе, и даже назвал его еретиком.

У Валентина Феликсовича с детства были способности к рисованию. Он даже пытался поступить в художественную академию, но передумал. Впоследствии святитель вспоминал: «Во время вступительных экзаменов мной овладело раздумье, правильный ли жизненный путь я избираю. Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». В итоге в 1898 году он поступил на медицинский факультет Киевского университета святого князя Владимира. Учеба давалась очень легко. «Умение очень тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». По окончании университета, многие удивились решению молодого врача, стать простым земским лекарем. «Как, Вы будете земским врачом?! Ведь Вы ученый по призванию!» Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям".

Но началась русско-японская война, и 30 марта 1904 года, Войно-Ясенецкий, в составе медицинского отряда Красного креста отправился в Читу. Молодой практикант, был назначен заведующим хирургического отделения. И сразу же у него начал проявляться талант хирурга. Все, даже сложные его операции, проходили безупречно.

Здесь молодой хирург знакомится с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской. В госпитале все называли ее не иначе как «святая сестра». Несмотря на то, что девушка дала обет безбрачия, Валентину Феликсовичу удалось добиться ее руки, и вскоре они поженились.

После Читы, семья перебралась в Симбирскую, а затем в Курскую губернию, где он стал работать в маленькой сельской больнице. Вскоре, к замечательному хирургу стали приезжать больные даже из других губерний. Из воспоминаний владыки: «Когда молодой нищий, слепой с раннего детства, прозрел после операции. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления».

После Курской губернии, семья перебирается в Москву, где Войно-Ясенецкий занимается научной работой и в 1916 году с блеском защищает докторскую диссертацию о региональной анестезии. Вот что писал один из членов комиссии о работе хирурга: «Мы привыкли к тому, что докторские диссертации пишутся обычно на заданную тему с целью получения высших назначений по службе и научная ценность их невелика. Но когда я читал вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее».

В 1917 доктора переводят в Ташкент, где в 1919 году, его чуть не расстреляли революционеры. Вот что он вспоминал о тех ужасных событиях: «Мы были арестованы неким Андреем, служителем больничного морга, питавшим ненависть ко мне, так как он был наказан начальником города после моей жалобы. Меня и завхоза больницы повели в железнодорожные мастерские, в которых происходил суд над Туркменским полком. Когда мы проходили по железнодорожному мосту, стоявшие на рельсах рабочие что-то кричали Андрею: как я после узнал, они советовали Андрею не возиться с нами, а расстрелять нас под мостом». По счастливой случайности, в трибунале участвовал и другой служащий больницы, который успел предупредить участников суда, что Луку и завхоза по личной злобе арестовал Андрей. Их не расстреляли и быстро отпустили.

В это же время, в возрасте 38 лет, от туберкулеза умирает жена святителя. К тому моменту, в семье было уже четверо детей. К счастью, заботу о них взяла на себя операционная сестра София Сергеевна Белецкая, которая впоследствии заменила им мать.

После смерти жены Валентин Феликсович стал посещать собрания церковного братства. Однажды, после того как он выступил с блестящей речью на одном из них, епископ сказал ему: «Доктор, вам надо быть священником!». В это неспокойное для церкви и народа время, когда многие священнослужители снимали с себя сан, испугавшись репрессий, профессор принимает рукоположение. Тогда же он стал преподавать на кафедре медицинского университета. Священническое служение, приходилось совмещать с чтением лекций, так что он приходил на занятия, прямо в рясе и с крестом.

К середине 20-х годов, многие священнослужители примкнули к лояльной большевикам «живой церкви», но Отец Валентин, оставаясь верным традиционной православной церкви, был пострижен в монахи и наречен именем Лука. В 1923 году он был посвящен в епископы. Вскоре после этого он был арестован. Так было положено начало 11 годам тюрем и ссылок. За это время он испытал огромное количество пыток и лишений. Святитель Лука обладал острейшим умом, и всегда следователям, было очень трудно с ним. Однажды, гособвинитель спросил его:

— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?

На что Лука ответил:

— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Даже в тюрьме, Валентин Феликсович не лишился милосердия и всегда был готов помочь сокамерникам, так что даже отпетые уголовники относились к нему с почтением, и называли его «батюшкой». Находясь в ссылке, святитель просит власти разрешить ему оперировать, тем самым помогая крестьянам в отдаленных северных деревнях. Бывало, что очередь к нему растягивалась на три месяца. При этом он никогда не просил у больных ничего взамен. После каждого его появления в местах очередной ссылки, все пациенты местных врачей переходили к нему. Растущая народная любовь раздражала власти. Они не могли поверить в его бескорыстность и даже подсылали «разведчиков», дабы уличить его в корыстолюбии, но ни одна из таких попыток не увенчалась успехом.

Епископу предлагали снять с себя сан в обмен на руководство целым медицинским институтом, но он остался непоколебим. Ему часто приходилось публично дискутировать с адептами атеизма, и всегда они оказывались посрамлены.

Во время третьей ссылки, в Красноярске, грянула Великая Отечественная война. И здесь милосердный целитель не смог остаться в стороне. Он становится консультантом всех госпиталей Красноярского края, сам оперирует.

Как ни странно, следствие зафиксировало еще одну несомненную добродетель святителя. Даже несмотря на все свои труды, он и его семья были на грани нищеты, но при этом он всегда посылал деньги ссыльным священникам.

В 1944 году Владыку переводят в Тамбов. Здесь его награждают орденом «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945».

За время ссылок, Лука сумел написать свои знаменитые труды: «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов», за которые он получил Сталинскую премию первой степени.

В 1946 году святителя переводят в Крым, где он продолжает служить и лечить людей. Сохранилось много свидетельств, которые указывают, что Лука во всем любил прилежание, и всегда требовал того же от своих подчиненных. Известно, что он был ярым противником стяжательства среди священников. Так, в одном из посланий своей епархии, он писал: «Помните также, что доброго пастыря даже нищий народ не оставит в нужде. А корыстолюбивый всем ненавистен. Да не будет таких среди нас, да успокоится наболевшее сердце мое.»

Святитель Лука умер 11 июля 1961 года и был причислен к лику святых 22 ноября 1995 года. Он широко почитается не только в России, но и за рубежом. В его честь названа больница в Тамбове, а на Кипре, организован приход. В Греции, он тоже очень почитаем. В Симферополе, в кафедральном соборе хранятся его мощи, за исцелением к которым приезжают верующие со всего мира.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня