Общество / Евромайдан

«Майдан» как «Народное вече»

События на Украине в зеркале истории

  
3681

Украинская ментальность и отношение к государственности уходит корнями во времена Киевской Руси. Так же, как и великорусское. В киевский период политическое сознание и практика базировались на сложной системе сдержек и противовесов между общинно-полисным самоуправлением.

Но после монголо-татарского нашествия эта целостная система оказалась разрушенной. На разных территориях получили развитие разные её элементы. На территории Залеской Руси — монархия. По причине успешного сохранения и развития московскими и тверскими князьями государственного аппарата даже в условиях жесткого социального кризиса и деградации традиционных институтов самоуправления.

В Поднепровье всё было по-другому. Киев пострадал самым страшным образом. И фактически на некоторое время превратился в большую деревню. Династия Рюриковичей в регионе сменилась на Гедиминовичей. Причём территория стала ареной борьбы между Великим княжеством Литовским и Золотой Ордой. А впоследствии — Речи Посполитой и Крымского ханства.

В подобных условиях «вертикаль власти» в регионе оказалась очень сильно расшатанной. Получил преобладание другой компонент древнерусской социальной организации — низовая самоорганизация и самоуправление при последовательном ослаблении собственно государственного начала. К тому же после распада Золотой Орды славяне получили возможность спуститься ниже по Днепру и создать Запорожскую Сечь. Здесь надолго возникла граница между христианским и исламским миром — один из вариантов т.н. «зоны фронтира», подразумевающей слабость государственной власти, большую роль самодеятельных и воинственных мужских объединений.

Возникло знаменитое украинское казачество.

В ненаучных спорах на тему: «Кто старший брат, русские или украинцы?» можно вполне научно ответить «Смотря в чём!». Несомненно, русские превосходили украинцев, да и многие другие славянские и неславянские народы в навыках государственного строительства. Другое дело — низовая самоорганизация. В ней украинцы и просто люди, причастные к «украинским порядкам», первенствовали и первенствуют. Недаром известный украинский историк А.В. Брехуненко указывает на большую роль выходцев из Поднепровья в основании и укреплении в целом великорусского Донского казачества. В том числе они основали столицу войска Черкасский городок (а именно украинских казаков называли черкасами).

Способность к низовой самоорганизации и мобилизации очень помогла украинцам в освободительной войне против Речи Посполитой. Но при этом в дальнейшем иногда напрямую мешала формированию устойчивой государственности. Запорожская Сечь из оплота борьбы за независимость нередко становилась оплотом выступлений против украинской государственности. Знатные и незнатные, бедные и богатые украинцы успешно организовывались для реализации своих частных и групповых проектов. И, освободившись от власти поляков, занимались именно ими. Игнорируя в целом интересы Украины.

Поэтому украинская государственность так и не смогла укрепиться. Элита враждовала с простыми людьми и друг с другом. Популярные «народные вожди», такие, как Иван Серко, Семён Палий, Костя Гордиенко были практически абсолютно независимы. Ото всех. Тем более что Украинское гетманство разделилось на Правобережное и Левобережное, которые нередко враждовали друг с другом. Не удивительно, что более сильные соседние государства вмешивались во внутренние дела Украины как хотели.

Поэтому последовательный государственник гетман Мазепа оказался бессильным при такой политической традиции и устоях реализовать свой потенциал. И был вынужден метаться между мощными иноземными государями. О злоключениях этого незаурядного политика немало написано известной российской исследовательницей Т.Г. Таировой-Яковлевой.

В целом, как в украинской, так и в русской социальной жизни сохранились некоторые фундаментальные древнерусские основания. Прежде всего — это резкое деление этноса на общности, претендующие на независимость друг от друга и автаркию. В Древней Руси эти общности были представлены независимыми либо автономными землями. Что существенно мешает внутреннему единству обоих народов и становлению национальных государств.

У русских эти общности веками находились под государственным «паровым катком». И поэтому имеют, прежде всего, идеологическую и социальную специфику. Они очень дробные, зачастую крайне мелкие и замкнутые, и не имеют чётко выраженной региональной специфики.

На Украине такие общности сохранили в себе гораздо больше древнерусского, что выражается в их региональной привязке, большей силе и дееспособности. Такая структура украинского этноса и политического спектра позволяет иметь очень сильный националистический сектор, опирающийся на запад страны. Но одновременно мешает осуществлению основного проекта украинских националистов — создания монолитного и по возможности моноэтнического украинского национального государства. Хотя расширение украинского национализма в центр и на восток, его идеологизация и дерегионализации всё же постепенно идёт.

Этому же ещё сильнее мешает традиционная слабость украинской государственности, которая очень помогала украинским националистам на «местном уровне». Но национальное государство должно быть ещё в большей степени сильным и организованным, чем какая-нибудь империя…

Бурные политические события на Украине конца 2013 — 2014 годов, помимо всего прочего, стали уникальнейшим окном в славянскую архаику. И очень надеюсь, что учёные-слависты им воспользовались.

На Украине сохранилась совершенно уникальная древнеславянская архаика социальных практик. И это в жизни вполне современных европейцев! Которую, пожалуй, не найдёшь даже в Черногории, где традиции имеют сильный кавказо-балканский колорит.

Причина этого — казацкие традиции и архаизация социальных практик в период становления и бытования украинского казачества.

Майдан, свержение власти и последующие события красочно показали нам как собственно украинскую старину, так и вполне живую Древнюю Русь.

Вспомним политические кризисы в Древнем Новгороде или в том же Киеве. Бурные прения на вече. В начале — словесные. Потом — и боевые столкновения. Не только с дрекольем, но нередко в доспехах и со щитами… Проигравших по традиции топят в реке, жгут и организованно грабят…

Так что именование майданских мероприятий «народным вечем» более чем оправдано.

И теперь лидеры майдана очень чётко подразделяются на «кандидатов в гетманы» и генеральную старшину. Таких, как Яценюк, Кличко, Турчинов, Юлия Тимошенко (наиболее вероятный гетман). Есть и ярко выраженные сечевые атаманы, Дмитро Ярош и Сашко Билый. Генеральная старшина и сечевики могут действовать до поры до времени вместе. Но они стремятся, по меньшей мере, к «незалежности» друг от друга. И очень вероятна их крайне жесткая борьба. Возможно не на жизнь, а на смерть…

В мировом масштабе события на Украине демонстрируют всё тот же подъём «второго эшелона». В данном случае, этнонационалистов, ваххабитов и прочих, которые набирают всё больше силы и постепенно добиваются независимости от либеральных «хозяев мира», продолжающих использовать их, но вынужденных давать всё больше свободы.

Второй эшелон вряд ли когда-нибудь обретёт могущество первого. Но может после его гибели или резкого ослабления начать осуществлять свои местные проекты. И это будет одним из признаков наступления неофеодализма.

Фото ИТАР-ТАСС/EPA

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня