18+
пятница, 31 марта
Общество

Десантник Путин лично спасает «Нерпу» и Су-35

Без инспекции премьера самолеты не летают и подлодки не чинятся. Да и она не панацея

  
19

11 мая премьер-министр РФ Владимир Путин прибыл в Дальневосточный федеральный округ. Конкретно, побывал в Комсомольске-на-Амуре, ставшем в последнее время у нас флагманом оборонной отрасли. Здесь пытаются произвести новейшие образцы вооружений, типа, подлодки «Нерпа» и многоцелевого истребителя Су-35. Правда — именно что пытаются. Поскольку оба проекта пока большую славу получили из-за аварий. Катастрофа на «Нерпе» привела к человеческим жертвам, а недавно на взлете гробанулся и Су-35.

Так вот премьер приехал в этот Комсомольск-на-Амуре — город еще не наставшей оружейной славы — чтобы лично на месте разобраться, что за анамалия здесь наблюдается. В частности, Путин провел совещание «О развитии судостроительной отрасли». В ходе совещания обсуждалось финансово-экономическое состояние предприятий региона, возможные меры государственной поддержки приоритетных программ, составляющих основу Стратегии развития судостроения до 2020 года. Кроме того, были рассмотрены производственные планы предприятий с учетом возможностей государственного заказа и спроса со стороны крупных корпоративных структур, а также возможности оптимизации структуры производственных мощностей в рамках «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта».

«Амурский судостроительный завод», на базе которого проводится совещание, наиболее мощное предприятие в регионе. Тем не менее, в нем сконцентрированы все современные проблемы отрасли. Ситуация на заводе тяжелейшая. Рабочим несколько месяцев не выплачивали зарплату. Только перед приездом Путина погашена часть задолженности — люди получили зарплату за март. Деньги, как в песок, уходят в нерешенные правительством проблемы. До сих пор не принято окончательное решение по дальнейшей эксплуатации подводной лодки «Нерпа». После прошлогодней аварии «Нерпа» полностью восстановлена, сформирован новый экипаж, сейчас необходимо определиться с выходом судна на ходовые испытания, ибо оно проедает в доке заводской бюджет. Кроме этого, на заводе в доке уже второй десяток лет стоит еще одна атомная подводная лодка. В настоящее время на поддержку реактора этого судна тратятся значительные средства, но определенности по ее эксплуатации так и не достигнуто. А главная беда — практически нет ни государственных, ни частных заказов.

— Долгое отсутствие финансирования государственных заказов Амурского судостроительного завода ставит под угрозу его дальнейшую работу, — считает полпред президента в Дальневосточном Федеральном округе Виктор Ишаев. —  Спасти предприятие от кризиса может выкуп государством контрольного пакета акций завода, который сейчас находится в залоге у Сбербанка. Завод выкупить пакет не сможет, поэтому его нужно забрать государству и ввести на предприятии госуправление. Сейчас только 17,91% акций Амурского судостроительного завода принадлежит государству, 17,91% - Торгово-финансовой группе (Москва), 14,46% - «Антик» (Москва), остальные находятся в частных руках.

Многие эксперты сходятся во мнении, что предприятие необходимо загрузить гособоронзаказом, что способно спасти не только его, но и объявленные правительством кораблестроительные программы. Однако у некоторых чиновников правительственного десанта на Амурский судостроительный завод есть иные мнения.

Накануне в Москве состоялось предварительное совещание на эту тему. В правительственном сообщении о нем говорится, что некоторые чиновники высказались о необходимости «расширить практику стимулирования предприятий к увеличению выпуска гражданской продукции, Преобладают мощности, предназначенные для строительства и ремонта военного флота, в то время как „гражданских“ мощностей недостаточно». То есть в Комсомольске-на-Амуре сегодня вырабатывается решение в противоборстве разных мнений — от перепрофилирования региональной корабельной отрасли на выпуск, грубо говоря, тазиков до технического переоснащения ее под выпуск современных боевых кораблей.

Судя по всему, на совещании в Комсомольске-на-Амуре верх взял здравый смысл. По его итогам Владимир Путин сказал журналистам:"Для того, чтобы «расчистить ситуацию» на производстве, нужно решить проблему с кредиторской задолженностью, которая составляет 36 млрд рублей, из них 13,9 млрд рублей — только перед Сбербанком. «Второе, что не менее важно, — нужно решить вопрос с собственностью и собственниками (завода), который эффективными себя за последние годы не проявили. Кроме того необходимо определиться с заказами для завода, причем как с военными, так и гражданскими».

Главное — на совещании принято решение деприватизировать ОАО «Амурский судостроительный завод», передать его в ведение государственной судостроительной корпорации, загрузить как обороннными, так и гражданскими заказами.

Это решение определит судьбу не только федеральной кораблестроительной программы, но и десятков тысяч корабелов. Ведь на территории Дальневосточного Федерального округа расположены 25 судостроительных и судоремонтных предприятий, которые насчитывают 22 тысячи человек.


Из досье «СП»:

ОАО «Амурский судостроительный завод» (ОАО «АСЗ») создано на базе одноименного предприятия, основанного еще в 1936 году в интересах Тихоокеанского флота. До и во время Великой Отечественной войны здесь были построены два крейсера, восемь эсминцев, две подводные лодки, один противолодочный корабль и два военно-транспортных парома. Кроме того, было отремонтировано 17 подлодок, принимавших участие в боевых действиях против милитаристской Японии.

В 1945 г. завод приступил к постройке современных боевых кораблей, а в конце 50-х гг. — атомных подводных лодок. Директором завода № 199 им. Ленинского Комсомола был Г. К. Волик. Под его руководством 28 июня 1961 г. ТОФу была сдана первая атомная ПЛ проекта 659 — К-45. Затем последовал более современный пр. 675 и его модификации. Первая ПЛАРК (К-175) была сдана флоту в декабре 1963 г., за ней последовало еще 14 единиц данного проекта.

Начиная с 1967 г. завод начал строить атомные лодки 2-го поколения — была заложена большая многоцелевая атомная ПЛ пр. 671РТМ, предназначенная для действия против подводных лодок и надводных кораблей противника. 30 декабря 1978 г. завод сдал ТОФу головную ПЛ нового проекта — К-274, а спустя 6 лет и первую атомную лодку 3-го поколения — многоцелевую АПЛ пр. 971 («Акула») — К-284. Серийное строительство столь сложного и перспективного корабля впервые было организовано на дальневосточном заводе, что убедительно свидетельствовало о повышении уровня кораблестроения в азиатской части СССР. Завод сдал флоту 8 единиц этого проекта. Амурский завод строил и атомные подводные крейсера стратегического назначения — пр. 667АК, 667АУ — 10 единиц и 667Б — 8 единиц. Подавляющее большинство субмарин, сошедших с его стапелей, несли боевую службу в Тихом и Индийском океанах, а также в Средиземном море. Всего дальневосточники передали флоту 58 атомоходов. Среди них:29 подводных ракетоносцев с крылатыми ракетами, 18 — с баллистическими ракетами и 11 противолодочных ПЛ — со скоростными ракето-торпедами.

А всего за годы существования завода с его стапелей сошли 270 боевых кораблей, в том числе 97 подводных лодок.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня