Общество

Десантник Путин лично спасает «Нерпу» и Су-35

Без инспекции премьера самолеты не летают и подлодки не чинятся. Да и она не панацея

  
19

11 мая премьер-министр РФ Владимир Путин прибыл в Дальневосточный федеральный округ. Конкретно, побывал в Комсомольске-на-Амуре, ставшем в последнее время у нас флагманом оборонной отрасли. Здесь пытаются произвести новейшие образцы вооружений, типа, подлодки «Нерпа» и многоцелевого истребителя Су-35. Правда — именно что пытаются. Поскольку оба проекта пока большую славу получили из-за аварий. Катастрофа на «Нерпе» привела к человеческим жертвам, а недавно на взлете гробанулся и Су-35.

Так вот премьер приехал в этот Комсомольск-на-Амуре — город еще не наставшей оружейной славы — чтобы лично на месте разобраться, что за анамалия здесь наблюдается. В частности, Путин провел совещание «О развитии судостроительной отрасли». В ходе совещания обсуждалось финансово-экономическое состояние предприятий региона, возможные меры государственной поддержки приоритетных программ, составляющих основу Стратегии развития судостроения до 2020 года. Кроме того, были рассмотрены производственные планы предприятий с учетом возможностей государственного заказа и спроса со стороны крупных корпоративных структур, а также возможности оптимизации структуры производственных мощностей в рамках «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта».

«Амурский судостроительный завод», на базе которого проводится совещание, наиболее мощное предприятие в регионе. Тем не менее, в нем сконцентрированы все современные проблемы отрасли. Ситуация на заводе тяжелейшая. Рабочим несколько месяцев не выплачивали зарплату. Только перед приездом Путина погашена часть задолженности — люди получили зарплату за март. Деньги, как в песок, уходят в нерешенные правительством проблемы. До сих пор не принято окончательное решение по дальнейшей эксплуатации подводной лодки «Нерпа». После прошлогодней аварии «Нерпа» полностью восстановлена, сформирован новый экипаж, сейчас необходимо определиться с выходом судна на ходовые испытания, ибо оно проедает в доке заводской бюджет. Кроме этого, на заводе в доке уже второй десяток лет стоит еще одна атомная подводная лодка. В настоящее время на поддержку реактора этого судна тратятся значительные средства, но определенности по ее эксплуатации так и не достигнуто. А главная беда — практически нет ни государственных, ни частных заказов.

— Долгое отсутствие финансирования государственных заказов Амурского судостроительного завода ставит под угрозу его дальнейшую работу, — считает полпред президента в Дальневосточном Федеральном округе Виктор Ишаев. —  Спасти предприятие от кризиса может выкуп государством контрольного пакета акций завода, который сейчас находится в залоге у Сбербанка. Завод выкупить пакет не сможет, поэтому его нужно забрать государству и ввести на предприятии госуправление. Сейчас только 17,91% акций Амурского судостроительного завода принадлежит государству, 17,91% - Торгово-финансовой группе (Москва), 14,46% - «Антик» (Москва), остальные находятся в частных руках.

Многие эксперты сходятся во мнении, что предприятие необходимо загрузить гособоронзаказом, что способно спасти не только его, но и объявленные правительством кораблестроительные программы. Однако у некоторых чиновников правительственного десанта на Амурский судостроительный завод есть иные мнения.

Накануне в Москве состоялось предварительное совещание на эту тему. В правительственном сообщении о нем говорится, что некоторые чиновники высказались о необходимости «расширить практику стимулирования предприятий к увеличению выпуска гражданской продукции, Преобладают мощности, предназначенные для строительства и ремонта военного флота, в то время как „гражданских“ мощностей недостаточно». То есть в Комсомольске-на-Амуре сегодня вырабатывается решение в противоборстве разных мнений — от перепрофилирования региональной корабельной отрасли на выпуск, грубо говоря, тазиков до технического переоснащения ее под выпуск современных боевых кораблей.

Судя по всему, на совещании в Комсомольске-на-Амуре верх взял здравый смысл. По его итогам Владимир Путин сказал журналистам:"Для того, чтобы «расчистить ситуацию» на производстве, нужно решить проблему с кредиторской задолженностью, которая составляет 36 млрд рублей, из них 13,9 млрд рублей — только перед Сбербанком. «Второе, что не менее важно, — нужно решить вопрос с собственностью и собственниками (завода), который эффективными себя за последние годы не проявили. Кроме того необходимо определиться с заказами для завода, причем как с военными, так и гражданскими».

Главное — на совещании принято решение деприватизировать ОАО «Амурский судостроительный завод», передать его в ведение государственной судостроительной корпорации, загрузить как обороннными, так и гражданскими заказами.

Это решение определит судьбу не только федеральной кораблестроительной программы, но и десятков тысяч корабелов. Ведь на территории Дальневосточного Федерального округа расположены 25 судостроительных и судоремонтных предприятий, которые насчитывают 22 тысячи человек.


Из досье «СП»:

ОАО «Амурский судостроительный завод» (ОАО «АСЗ») создано на базе одноименного предприятия, основанного еще в 1936 году в интересах Тихоокеанского флота. До и во время Великой Отечественной войны здесь были построены два крейсера, восемь эсминцев, две подводные лодки, один противолодочный корабль и два военно-транспортных парома. Кроме того, было отремонтировано 17 подлодок, принимавших участие в боевых действиях против милитаристской Японии.

В 1945 г. завод приступил к постройке современных боевых кораблей, а в конце 50-х гг. — атомных подводных лодок. Директором завода № 199 им. Ленинского Комсомола был Г. К. Волик. Под его руководством 28 июня 1961 г. ТОФу была сдана первая атомная ПЛ проекта 659 — К-45. Затем последовал более современный пр. 675 и его модификации. Первая ПЛАРК (К-175) была сдана флоту в декабре 1963 г., за ней последовало еще 14 единиц данного проекта.

Начиная с 1967 г. завод начал строить атомные лодки 2-го поколения — была заложена большая многоцелевая атомная ПЛ пр. 671РТМ, предназначенная для действия против подводных лодок и надводных кораблей противника. 30 декабря 1978 г. завод сдал ТОФу головную ПЛ нового проекта — К-274, а спустя 6 лет и первую атомную лодку 3-го поколения — многоцелевую АПЛ пр. 971 («Акула») — К-284. Серийное строительство столь сложного и перспективного корабля впервые было организовано на дальневосточном заводе, что убедительно свидетельствовало о повышении уровня кораблестроения в азиатской части СССР. Завод сдал флоту 8 единиц этого проекта. Амурский завод строил и атомные подводные крейсера стратегического назначения — пр. 667АК, 667АУ — 10 единиц и 667Б — 8 единиц. Подавляющее большинство субмарин, сошедших с его стапелей, несли боевую службу в Тихом и Индийском океанах, а также в Средиземном море. Всего дальневосточники передали флоту 58 атомоходов. Среди них:29 подводных ракетоносцев с крылатыми ракетами, 18 — с баллистическими ракетами и 11 противолодочных ПЛ — со скоростными ракето-торпедами.

А всего за годы существования завода с его стапелей сошли 270 боевых кораблей, в том числе 97 подводных лодок.

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
ЧМ по Футболу 2018
Группа A
Страна Очки
РоссияРоссия 6
УругвайУругвай 6
ЕгипетЕгипет 0
Саудовская АравияСауд. Аравия 0
Группа B
Страна Очки
ИспанияИспания 4
ПортугалияПортугалия 4
ИранИран 3
МароккоМарокко 0
Группа C
Страна Очки
ФранцияФранция 6
ДанияДания 4
АвстралияАвстралия 1
ПеруПеру 0
Группа D
Страна Очки
ХорватияХорватия 6
НигерияНигерия 3
ИсландияИсландия 1
АргентинаАргентина 1
Группа E
Страна Очки
БразилияБразилия 4
ШвейцарияШвейцария 4
СербияСербия 3
Коста-РикаКоста-Рика 0
Группа F
Страна Очки
МексикаМексика 6
ГерманияГермания 3
ШвецияШвеция 3
Южная КореяЮжная Корея 0
Группа G
Страна Очки
БельгияБельгия 6
АнглияАнглия 3
ПанамаПанама 0
ТунисТунис 0
Группа H
Страна Очки
ЯпонияЯпония 3
СенегалСенегал 3
ПольшаПольша 0
КолумбияКолумбия 0
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня