Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
13 мая 2009 11:57

Путин обещал японцам решить проблему Курил. Чем это грозит России

Вокруг островов собралась крупнейшая в мире группировка вооруженных сил — баланс очень шаток

72

12 мая во время визита в Японию российский премьер-министр Владимир Путин на пресс-конференции заявил, что не исключает возможности передачи японцам части Курильских островов: «Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Японии Таро Асо на саммите G8 в Италии в этом году будут обсуждать любые варианты решения территориальной проблемы и заключения мирного договора».

История вопроса

Япония приобрела право на эти острова согласно условиям двух договоров с Российской империей 1855 и 1875 годов. Южный Сахалин отошел к Японии по условиям Портсмутского (1905) мирного договора после Русско — Японской войны. В 1924 году Япония предлагала России выкупить северную часть Сахалина, но сделка не состоялась. Повторно к этому вопросу дальневосточный сосед вернулся в апреле 1941 года при подписании пакта о нейтралитете, но Москва отказалась даже обсуждать это предложение.

По завершении второй мировой войны согласно Сан-Францискому мирному договору Япония официально признала, что у нее нет прав на владение Южным Сахалином и Курильскими островами. Однако японская сторона считает, что острова Южных Курил (Минами Тисима) не входят в Курильские острова, поэтому и должны отойти обратно к Японии, хотя на картах, изданных МВД Японии в 1930 году, эти острова изображены в составе Курильских островов.

В середине пятидесятых годов, после подписания советско-японской декларации, СССР обещал передать часть островов (Хабомаи и Шикотан) после подписания мирного договора. Эти договоренности впоследствии были аннулированы. В начале 2004 года японское правительство подготовило новый, неожиданный вариант урегулирования территориального спора — проект Акихиро Ивасита. Суть его в том, что у России остается самый большой и стратегически важный остров Итуруп, на который приходится около 60% всей спорной территории, а три остальных острова (Шикотан, Кунашир и Хабомаи) передаются Японии.

Спустя полгода, в ноябре 2004 года президент Путин, подтвердил, что Москва готова выполнить обещание, данное еще в 1956 году (но, подчеркнем, аннулированное). Однако Япония прореагировала на намеки Москвы сдержанно:

«Япония не изменит свою позицию в отношении территориального вопроса, согласно которой подписание мирного договора с Россией последует лишь за определением принадлежности всех четырех Южнокурильских островов».

Стратегическая составляющая

Вне зависимости от политической и экономической составляющей переговоров в тени от общественности остается военно-стратегическая сторона передачи части островов и те проблемами, с которыми могут быть увязаны вопросы взаимных компромиссов и уступок.

Как может измениться стратегическая география?

Во-первых, по мнению многих японских экспертов, возможен пересмотр «мирной Конституции» 1947 года, и Япония получит юридические основания преобразования «сил обороны» в «армию». По нашему мнению, этот процесс в ближайшее время не повлечет перехода Японии к силовой политике и не создаст проблемы противостояния с Россией. Япония, как минимум, на тридцать лет попала в энергетическую зависимость от России, другими словами «подсела» на Сахалинскую газовую иглу, и ей нет резона портить с Россией отношения.

Во-вторых, следующим шагом будет пересмотр японо-американского договора о безопасности, который обязывает США защищать Японию. Можно предположить, что в новом договоре останутся формулировки, которые позволят американским войскам находиться на японских островах.

В-третьих, изменение статуса японской армии может ухудшить, как ни странно, обстановку на российских дальневосточных сухопутных границах, поскольку реакция Китая может оказаться двоякой. С одной стороны, видя рост военной машины Японии, Китай ускорит перевооружение своей армии, и расчеты российского министерства обороны на 10−15 летнее превосходство над китайской армией в силах и технологиях могут быть сокращены в два раза. Поэтому, кстати, вызывает сомнение выгода для России от участия в совместных китайско-российских военных учениях в этом году, на которые в рамках ШОС согласился министр обороны России Сердюков. Япония и США вновь, как и во время «Мирной миссии 2005» или «Мирной миссии 2007», могут посчитать, что учения ШОС направлены против них. Не следует забывать о территориальном споре между Китаем и Японией из-за архипелага Сенкаку и проектов разработки нефтегазовых месторождений в Восточно-Китайском море. С другой стороны, воспользовавшись удачным моментом частичного ослабления США в этом регионе при выводе части сил американских войск, Китай постарается решить свою основную цель объединения страны, и не исключено, что возможно нарушение баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Военные силы в регионе

Здесь четыре страны обладают ракетными и ядерными технологиями — США, Россия, Китай и КНДР. По своему потенциалу Япония близка к этим технологиям. Но три страны США, Россия и Китай являются официальными ядерными державами и, соответственно, выполняют возложенные на них ограничения (воздерживаются от шагов, способных нарушить ядерный паритет).

Российская группировка включает силы Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота.

Состав: 2 армии, 1 корпус, 10 мсд, 3 укреп. района, 3 арт. дивизии, 9 бригад.

Вооружение: 3900 танков, 6400 БТР и БМП, 3000 арт. систем, 54 отряда ВВС и ПВО — 345 авиамашин.

Вооружение Тихоокеанского флота: подводных лодок 24; надводных кораблей — 71.

На острове Сахалин дислоцируется штаб 58 армейского корпуса, 33 мотострелковая дивизия, отдельный вертолетный полк, 166 полк связи и отдельный инженерно — саперный полк. На Итурупе — 97 отдельная береговая арлиллирийская батория.

В группировке США, Японии и Южной Кореи около одного миллиона бойцов. Танков около 3,5 тысяч; боевых самолетов около тысячи; более 200 вертолетов; надводных кораблей — 102; подводных лодок — 14.

Непосредственно на острове Хоккайдо, к которому примыкают спорные острова, дислоцируется японская Северная армия в составе трех пехотных и одной танковой дивизии, в которых насчитывается: личного состава — 45300 человек; 558 танков; 489 бронетранспортеров. Группировку авиации и ПВО на острове составляют части Северного авиационного направления — около 80 боевых самолетов и два зенитно-ракетных дивизиона.

Группировка КНДР насчитывает 847 тыс. личного состава, 2770 танков; 2440 бронетранспортеров; 646 боевых самолетов; 86 боевых кораблей, в том числе 51 подводную лодку.

На территории Шеньянского военного округа КНР размещаются 4 полевых армии в составе 10 пехотных и двух танковых дивизий, которые насчитывают 250 тыс. человек.

Вся эта гремучая смесь в совокупности является крупнейшей воинской группировкой в мире, и соблюдение равновесия в ней является важной задачей для всех стран в регионе.

России в этой ситуации следует определиться со стратегической географией. Сегодня позиция России на Дальнем Востоке достаточно выдержанная. К сожалению, создав прецедент, и отдав Китаю два острова, Россия в переговорном процессе с Японией поставила себя в сложное положение. Поэтому придется выбирать, что более привлекательно: иметь на границах соседа, который во внутреннем пользовании притязает на соседние страны, или иметь соседа, занимающего сейчас второе место в экономической иерархии и возможного партнера или союзника для совместного сдерживания будущих притязаний. Думается, что предпочтительнее второй вариант.

Япония в последние годы находится в поиске нового места на политической карте. Это стало заметным в последние 4−5 лет. Может быть, в связи с приходом нового правительства Таро Асо, а может быть, в связи с обострением ситуации в Северной Корее, где нарастает угроза пуска стратегических ракет.

Япония старается дистанцироваться от американцев и прилагает максимум усилий для того, чтобы уменьшить их войсковую составляющуюся на своих островах. Поэтому и передислокацию американских войск с Окинавы на Гуам и, частичную передислокацию войск США из Южной Кореи надо рассматривать в этом ключе.

Сейчас японцы настаивают на том, чтобы американцы вообще вывели эти подразделения. И тому существует несколько причин. Первая — для того, чтобы уменьшить свою зависимость от Кореи. Ведь если США начнут силовую операцию против КНДР, то ответным ударом корейцы, конечно, могут достичь Японии и последствия этого удара будут непредсказуемыми. Именно поэтому правительство Японии создают систему ПРО.

По состоянию на начало 2009 года наземный эшелон ПРО Японии включал восемь зенитных ракетных комплексов «Пэтриот» ПАК-3 (дальность перехвата баллистических целей до 25 км на высотах до 15 км). Четыре этих ЗРК, входящих в состав 1-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона, зоной ответственности которого является Столичный район, развернуты на авиабазе Ирума (30 км северо-западнее Токио). Другие четыре ЗРК, входящие в состав учебного зенитно-ракетного дивизиона, развернуты на авиабазе Хамамцу.

К середине 2010 года предусмотрено довести количество развернутых ЗРК «Патриот» ПАК-3 до 16, что, по расчетам японских военных специалистов, позволит в совокупности с морским эшелоном ПРО организовать противоракетную защиту основной части территории страны. Дополнительные восемь ЗРК «Патриот» ПАК-3 намечены к развертыванию в составе 4-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона (авиабаза Гифу) и в составе 2-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона (авиабаза Касуга).

В составе морского эшелона ПРО Японии на сегодня — два эсминца типа «Конго», оснащенных доработанной под задачи ПРО многофункциональной системой управления оружием (МСУО) «Иджис» и противоракетами «Стандарт-3» модель 1А (дальность перехвата баллистических целей до 300 км на высотах 70−250 км).

Нужно играть на противоречиях

Позиция Японии, а она является ближайшим союзником США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в последние годы в какой-то степени повторила позицию Турции в иранской войне. Турция тоже является ближайшим союзником США на «Большом Востоке», но ее интересы не совпали с интересами США, и шесть лет назад турки запретили пролет американских самолетов для открытия северного фронта в Ираке и не уступают американцам Черное море, самостоятельно проводя операции «Блексифор».

Такая же ситуация сейчас складывается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где ближайший союзник американцев в этом регионе — Япония, в переговорном процессе по консолидации усилий в ликвидации ситуации вокруг КНДР в каких-то местах не стала поддерживать Соединенные Штаты. Спустя 64 года после войны меняются геостратегические интересы, происходит переоценка ценностей. Об этом говорят заявления Япония о том, что она не видит в России врага, и это очень симптоматично. Потому что меняются не только отношения между государствами, начинается смена межгосударственных структур и смена стратегических ролей. И сейчас экономика, до этого находившаяся на вторых ролях, а на первых ролях находились в большей степени политические цели, начинает все больше влиять на политическую составляющую и выходить на первый план. И возможно это поможет переговорному процессу по проблеме Курильских островов. А вопрос о их передаче Японии нельзя решать без всенародного референдума. Ведь территории страны — не личные владения политиков, а национальное достояние всего народа России.

* — Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Александр Михайлов

Член Совета по внешней оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня