18+
суббота, 21 января
Общество

МиГи-31 оконфузили «Рособоронэкспорт» на $ 500 млн

США и Израиль не дали нашим генералам и полковникам толкнуть Сирии мобилизационный резерв ВВС РФ

  
73

Назревает очередной скандал вокруг ФГУП «Рособоронэкспорт». Несколько месяцев назад Алжир отказался от партии МиГ-29. Минобороны снивелировало этот конфуз тем, что закупило самолеты «для своих нужд». И вот очередная осечка: заморожен контракт на поставку в Сирию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31Э, заключенный в начале 2007 года. Предполагалось, что в Сирию будет поставлено восемь самолетов, стоимость которых оценивалась в $ 400−500 млн. Летом того же года оборонное предприятие «Сокол» приступило к его реализации. Поскольку производство МиГ-31 было свернуто в 1994 году, Сирии продавались самолеты из мобилизационного резерва ВВС РФ, модернизацией которых под требования заказчика и занимался «Сокол».

Что же произошло? Об этом мы побеседовали с первым вице-президентом Академии геополитических проблем доктором военных наук Константином Сивковым.

«СП»: — В чем, по вашему мнению, главная причина срыва контракта?

— Глубоко убежден, что в первую очередь здесь сыграло ставшее уже банальным давление США и Израиля на российских производителей. Все дело в том, что этот истребитель обладает, без преувеличения, выдающимися тактико-техническими характеристиками и при использовании ракетного оружия типа комплекса Р-37 он обладает превосходством примерно в два раза по отношению к F-15. Это гиперзвуковой самолет, обладающий скоростью три маха, имеющий радиолокационные станции с дальностью до 300 километров. Группа таких самолетов способна контролировать воздушное пространство Сирии и обеспечивать при необходимости поражение воздушных целей противника, не входя в зону их ответного воздействия.

«СП»: — Были такие прецеденты?

— Помните, когда несколько лет назад США создали напряженную ситуацию в районе Камчатки, достаточно было перебросить туда группу МиГ-31 и провокации были прекращены. То же самое и с Сирией. Если у нее появится достаточно большое подразделение Миг-31Э, то это способно в значительной степени нейтрализовать израильскую воздушную мощь в регионе.

«СП»: — Но, может быть, не стоит отбрасывать со счетов и другую версию — чисто экономическую?

— Ее можно учитывать, как второстепенную. Действительно, МиГ-31Э достаточно дорогостоящий самолет. При весе в 41 тонну он практически напичкан ценнейшей электроникой. Сирия в условиях глобального кризиса может и не иметь тех средств, которые были запланированы контрактом. Хочу напомнить, что зимой 2005 года Россия списала 70% внешнего долга Сирии, который составлял на тот момент $ 13,4 млрд. Тогда Дамаск остался должен Москве еще $ 3,6 млрд. С того момента Россия возобновила военно-техническое сотрудничество с Сирией. Но, как видим, мы снова наступили на советские грабли: списываем долги в надежде на дальнейшее сотрудничество, а на выходе — ноль, бывает и минус.

«СП»: — Некоторые эксперты говорят и о финансовых проблемах на самом «Соколе». Опубликованы цифры из проекта годового отчета ОАО «НАЗ «Сокол». Согласно документу, в 2008 году доля экспорта в объеме отгруженной продукции предприятия снизилась по сравнению с предыдущим годом с 41,9% до 7,12%. Ваше мнение?

— Что касается проблем самого «Сокола», то он успешно производит и модернизирует истребители, имеет хороший потенциал на будущее. Вероятность того, что причины срыва контракта идут от самого предприятия, ничтожно мала.

«СП»: — Но ведь алжирский контракт был приостановлен, как теперь выясняется, именно из-за российского производителя?

-Там несколько другое дело. Напомню: в 2006 году между Алжиром и «Рособоронэкспортом» был заключен контракт на поставку 34 истребителей МиГ-29СМТ. Его стоимость, по некоторым данным, составила около 1,3 млрд. долларов. Контракт был подписан в марте 2006 года во время визита в Алжир тогдашнего президента РФ Владимира Путина, в рамках пакетного соглашения по военно-техническому сотрудничеству на общую сумму около 8 млрд. долларов. В 2006—2007 годах Алжир получил 15 самолетов, а в 2008 году прекратил их приемку. Официально объявленная причина — выявленные неисправности в полученных образцах. Однако представители российской стороны демарш Алжира объяснили сугубо политическими мотивами. Главный из них состоит, якобы, в том, что внутри руководства в Алжире идет борьба кланов, ориентирующихся на различные международные силы. Поставки сухопутного вооружения курирует лояльный президенту Абдельазизу Бутефлике начальник генштаба Салах Ахмед Гаид. В то время как поставки для ВВС и ВМС контролирует соперничающий клан, в который входят влиятельные силовики, имеющие французскую ориентацию. Так это или иначе, но, действительно, Алжир не ставил столь жестко вопрос в отношении танков Т-90С, к которым тоже были технические претензии. В минувшем году практически приостановлены переговоры о возможной поставке Алжиру двух российских фрегатов стоимостью около 800 млн. долларов. Зато, по сообщению западных СМИ, во время визита президента Франции Николя Саркози в Алжир начались переговоры о продаже алжирской стороне до четырех фрегатов FREMM постройки французской DCNS: стоимость контракта может составить около 1,6 млрд евро.

Другой причиной охлаждения алжирской стороны к МиГ-29 некоторые эксперты называют тот ажиотаж, который возбудила российская пресса вокруг двух аварий этого самолета, произошедших в 2007—2008 годах. Самая громкая из них произошла 17 октября прошлого года (кстати, уже позже принятия Алжиром решения по Миг-29) под Читой. Тогда эксплуатация этой машины была запрещена в России до выяснения причин. Оказалось, разбился старый экземпляр машины, которая к тому же некачественно ремонтировалась. Тем не менее, минобороны решило тщательно проверить весь парк этих МиГов. В прессе поднялся шум о том, что это потерянная для ВВС машина. Сейчас закончилась проверка 100 единиц, все они благополучно вернулись в боевую линию. Но круги, как говорится, пошли, и они, конечно, отрицательно влияют на экспортный имидж МиГ-29.

«СП»: — Если принять за основу версию давления США и Израиля на производителей, то как, по-вашему, оно может осуществляться в атмосфере провозглашенного ими же свободного рынка?

— Понимаю и принимаю весь горький сарказм вашего вопроса. Многим уже стало понятно, что свобода рынка — это ширма для простаков, за которой сильнейший и хитрейший выламывает руки и выворачивает карманы слабому и бесхитростному. А механизм до примитивизма простой. Он скрывается под термином «пятая колонна» — ориентированные на зарубежье российские олигархи, финансисты, чиновники, которые содержат там свои капиталы, обучают там детей, и всю свою жизнь связывают с пространством вне России. Формально они не участвуют в заключениях договоров, но мощно влияют на их реализацию. В данном случае, самым отрицательным образом.

И тем не менее, я бы очень осторожно рассуждал о каком-либо провале «Рособоронэкспорта». Объем экспорта российской продукции военного назначения в 2008 году в денежном выражении вырос на 8% и достиг 8 млрд. долларов, против 7,4 млрд. долларов, зафиксированных по итогам 2007 года. Эти данные огласил вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов. По его словам, совокупный портфель военных заказов по итогам 2008 года достиг 33 млрд. долларов.


Из досье «СП»:

МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound — «Лисья гончая») — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия. Разработан в ОКБ-156 (ныне ОАО «РСК „МиГ“»). Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. Главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых, предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также тепловых ловушек. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км.

Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 ч. 38 мин.

Всего в строевых частях ВВС на 2006 год имелось чуть более 100 МиГ-31. В Казахстане — 43, в Китае — 24 самолета.

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня