18+
четверг, 8 декабря
Общество

Шипы дороге не помеха?

Вновь разгорелся нешуточный спор о вреде и пользе зимних покрышек

  
955

Департамент безопасности дорожного движения МВД РФ сделал официальное заявление. Его глава Виктор Кирьянов прямо сказал:

— Думаю, уходить от шипованной резины преждевременно, она необходима для безопасности в российских условиях.

Заявление прозвучало в ответ на предложение запретить в Москве шипованную зимнюю резину, с которым в очередной раз выступил мэр Москвы Юрий Лужков.

Мы решили разобраться в проблеме — кто же прав?

Своя колея

Однажды автору этих строк случилось проехать на машине 800 километров вдоль восточного побережья Каспия. Это ровная, как стол степь, а по ней дорога шириной… от километра до трех и больше! Не промахнешься. Каждый водитель может пробить собственную колею. Первый мчится по целине, как по асфальту. После пятой или шестой машины образуется колея, по которой уже трудно двигаться. Водитель сворачивает и едет параллельно — опять по целине. И так до бесконечности.

Думаю, то же самое запросто могло получиться и с московскими проспектами, но, увы, дома мешают и тротуары.

Коллективное творчество

Колея на асфальте — коллективное «творчество» очень многих автомобилистов. Но существует, по крайней мере, три версии причин, по которым образуются колеи.

Первая — самая известная, ее авторство принадлежит московскому градоначальнику: виноваты обладатели зимней шипованной резины;

Вторая — народная: слишком много развелось машин;

Третья — автор неизвестен: неудовлетворительный весовой контроль нагрузки на ось грузовиков. То есть: автопоезда все тяжелее и тяжелее, и наши дороги за ними не успевают.

Все три имеют право на существование, но каждый наблюдательный автомобилист убежденно скажет: да, шипы, количество машин и вес автопоездов не улучшают дорог, однако напрямую в образовании колейности (кстати, слово — новояз и даже в новейших словарях отсутствует) они не виноваты. Ведь очевидно — чаще всего колея образуется в левом крайнем ряду шоссе, но разве по этому ряду передвигаются большегрузные авто и только ли левый ряд «топчут» шипованные покрышки? Да нет, конечно! Грузовиков, например, в этот ряд ПДД не пускают. Между тем, колея там — самая глубокая!

Так кто же все-таки виноват?

Деньги, закатанные в асфальт

Вернувшиеся из-за границы россияне про качество тамошних дорог говорят в превосходной степени. Что интересно, никто и нигде колейности не видел. Даже в близкой по климатическим условиям Финляндии, где автопоездов на дорогах не меньше чем у нас, а зимой все автомобили шипованны в обязательном порядке. А ларчик просто открывается: дороги там строят с расчетом на растущую нагрузку и на долгие годы эксплуатации. Это много дороже, но значительно дешевле ежегодного ремонта. Впрочем, и в Москве дорожное строительство — занятие не из дешевых. Злые языки утверждают даже, что километр дороги в Москве по стоимости сопоставим с километром Большого андронного коллайдера, построенного на 100-метровой глубине под Францией и Швейцарией.

Авторитетное мнение

Виктор Печковский, инженер-дорожник, строитель с 30-летним стажем:

— Дорога высшей категории, построенная, например, на закате социализма — это двухслойное асфальтовое покрытие толщиной 10−12 см, уложенное на щебеночное основание в 18−25 см. Сегодня подобный слоеный пирог пригоден разве что для дорог низших категорий — четвертой и пятой. Первая же категория требует укладывать в основание бетон 20−35 см, а лишь потом асфальт. Это — целая наука! Например, в покрытиях, уложенных на основание из монолитного цементобетона, могут появиться трещины из-за теплофизической несовместимости материалов покрытия и основания. Щебеночные основания лишены этого недостатка, но у них свои минусы, например, щебенка подвержена неравномерным усадкам, а если еще и качество щебенки не по ГОСТу, то колея появляется скорее, чем проект очередного ремонта.

Кроме того, покрытия следует укладывать строго в сухую погоду, при температуре не ниже плюс пяти. А ремонт производить, когда на дворе не ниже плюс 10.

Много зависит от квалификации того, кто за рулем дорожного катка. Кстати, фирмы, которые работают на результат (их немного, но есть), рекламируя себя, говорят не о том, какие они строят замечательные дороги, а о том, какие у них умелые рабочие, отличные машинисты катков, прорабы и инженеры.

Качество исходных материалов вещь, конечно, важная, но без соблюдения технологии — никуда. Поверьте, от того, кто и в какую погоду укладывал асфальт и зависит пресловутая «колейность».

В Москве сегодня на дорогах работают в основном сезонные «гастарбайтеры». Кто не видел их, кидающих дымящийся асфальт в дорожную выбоину, наполненную дождевой водой? Через неделю такая заплата превращается в крошку. Кто не видел, как на мокрую глину они накатывают асфальт без всякой подложки? Такое полотно прослужит от силы месяц…

А может виновны лихачи?

Специальные исследования, проведенные в Московском автодорожном институте, показали, что помимо качества покрытия, в образовании колейности большую роль играет скорость автомобиля. На низкокачественном асфальте колеса мчащегося автомобиля гонят перед собой микроскопическую волну, как бы утрамбовывая покрытие. Отсюда и колея на левой полосе — самой скоростной. Если дорога качественная, такой трамбовки не происходит.

Авторитетное мнение

Юрий ГЕЙКО, автор популярной книги «Автоликбез»:

— Зависимость прямая: чем глубже колея на асфальте, тем больше своровано стройматериалов и тем меньше соблюдалась технология строительства. Шипы абсолютно не причем. Я недавно вернулся из второй своей автокругосветки. Проехал на машине десятки тысяч километров. Нигде — ни в Европе, ни в Америке не видел колеи, ни даже в Финляндии, где зимой шипованны все поголовно, как и у нас.

Ребята, мой вам совет: будьте осторожны — колея это страшно, особенно на большой скорости и особенно в дождь. Избегайте езды в колее, держите колеса между. При маневрировании можно так улететь, мало не покажется.

Совет от автора

Уважаемые автомобилисты, вспомните (кто еще не вспонил): где-то на балконе, в гараже или на даче «завалялись» ваши шипованные покрышки. Не пора ли их пускать в дело? Тут уместно знаменитое ленинское: сегодня еще рано, а завтра может быть поздно. После первого снежка в средней полосе России еще какое-то время можно покататься на летней резине, но при стойком минусе на термометре следует менять. Секрет в следующем. Летняя покрышка — из другого «теста», она жесткая и от мороза становится еще жестче. Ее свойства держать дорогу — резко снижаются. Зимняя наоборот — мягкая. Плюсовые температуры да трение о дорогу делают из нее вообще «размазню». Возрастает сопротивление качению и соответственно — расход бензина.

Конечно, на обледенелой дороге да при высокой скорости не спасет и шипованная покрышка, но при неторопливой езде по городу она сбережет от массы мелких и неприятных столкновений, да и от сугробов на обочинах тоже.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня