18+
четверг, 29 сентября
Общество

На «Нерпе» нашли «стрелочника»

Арестован матрос, якобы, ставший причиной «случайной» аварии на подводном атомоходе, но профессионалы сомневаются в его вине. После этого ЧП Индия отказалась брать в лизинг АПЛ «Нерпа», которую они хотели переименовать в «Чакру». Передает наш собственный корреспондент из Владивостока

  
1092

Официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин объявил, что «следователи установили лицо, несанкционированно, без всяких на то оснований включившее систему пожаротушения на АПЛ». Это матрос Дмитрий Гробов, он уже дал признательные показания. Как известно, на атомоходе, еще не принятом в состав ВМФ России, во время заводских ходовых испытаний в Японском море 8 ноября неожиданно включилась автоматизированная система пожаротушения. В результате выброса фреона погибли 20 человек, 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек, в том числе 81 военнослужащий.

— По-моему вину пытаются переложить на «стрелочника», — говорит бывший командир атомохода, пожелавший не называть себя. — Ведь матрос может получить, если его вина будет доказана, до 7 лет срока. А так — пострадает множество начальников. На «Нерпе» было огромное количество заводских специалистов, как известно, больше ста человек. Многие из них устремились в море, чтобы получить солидную денежную прибавку, так называемые «морские». В невероятной тесноте все могло произойти. Говорят, в носовой части лодки находилось три матроса, включая Гробова. Он-то и «раскололся», что непроизвольно запустил «огнегаситель». А теперь представьте себе корабль, который строился 17 лет. Причем, как мне сказали, в 90-х годах, когда прекратились поставки металла с наших предприятий, его стали закупать в Китае. Конечно, он не всегда соответствовал нашим ГОСТам. Разве не могло это сказаться на клапанах, изготовленных из импортного «железа»? Кстати, прослеживается такая закономерность: все взрывы на складах Тихоокеанского флота, которые регулярно случались в 90-х годах, а также все аварии непременно списывались на рядовых матросов или стихийные условия.

Как сообщало индийское агентство IANS, подводники этой страны в ноябре должны были приступить к тренировкам и подготовке к эксплуатации атомной субмарины «Нерпа», построенной в Комсомольске-на-Амуре для передачи в лизинг Индии. По данным агентства, три группы индийских моряков уже прошли подготовку в специальном учебном центре в Сосновом Бору. Согласно заключенному в 2004 году секретному соглашению, атомная подводная лодка «Нерпа» (проект 971 «Щука-Б»), построенная на «Амурском судостроительном заводе», должна была быть передана Индии в лизинг на десять лет. В октябре «Нерпа» совершила первое погружение в ходе проведения ходовых испытаний в море. После передачи подлодки, Индия намерена была переименовать ее в «Чакру». «Команда из 40 военнослужащих индийских военно-морских сил несколькими группами собиралась отправиться во Владивосток для прохождения тренировки на борту „Чакры“ в этом месяце», — привело агентство слова высокопоставленного индийского офицера, попросившего не называть его имени. Такая подготовка была необходима индийским морякам для последующей эксплуатации трех собственных атомных подлодок, которые находятся на различной стадии готовности на их верфях.

Однако из неофициальных российских источников стало известно, что индусы после случившегося отказались брать в лизинг АПЛ «Нерпа».

На АПЛ начались аресты

Арестован второй подозреваемый по делу о гибели 20 человек на АПЛ «Нерпа» Алексей Васильев. Между тем в экипаже не верят в причастность сослуживцев к трагедии.

— Он не мог этого сделать, — считает друг Дмитрия Гробова мичман Денис Кашеваров, который сам сейчас еще лежит в госпитале. — Технически это в принципе возможно, но зачем ему этим заниматься? Надо подойти к стойке, надо знать, где все это находится. Мы семьями дружим, у Дмитрия недавно ребенок родился. Гробов серьезный человек. Невозможно поверить, чтобы он «от скуки» запустил систему пожаротушения.

В связи с появившейся в ряде СМИ информацией, в которой делаются упреки в преждевременности выводов о причинах и виновниках произошедшей трагедии на подводной лодке, Следственный комитет при прокуратуре РФ заявляет, что в официальном сообщении говорилось об установлении подозреваемого, который по версии следствия привел в действие автоматическую систему пожаротушения. Выводов о его виновности следствие не делало.

Сразу же после возбуждения уголовного дела в отношении матроса-контрактника, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 109 УК РФ, постановление о возбуждении уголовного дела было направлено прокурору Тихоокеанского флота, который признал названный процессуальный документ законным и обоснованным.

Перед началом следственных действий проведено медицинское освидетельствование подозреваемого, по заключению которого он здоров и может участвовать в следственных действиях.

Допрос подозреваемого матроса, утверждает представитель СКП, проводился в точном соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства и в присутствии адвоката. После допроса была проведена проверка показаний на месте, где подозреваемый воспроизвёл в присутствии понятых и с участием специалиста и своего защитника все действия, которые были якобы осуществлены им в момент трагедии.

Хроника аварий советских и российских атомных подводных лодок

4 июня 1961 года. В Северной Атлантике на АПЛ К-19 произошла авария ядерного реактора. Смертельному облучению подверглись 8 человек. Остальной экипаж переоблучен. Подводная лодка отбуксирована в базу.

8 августа 1967 года. На АПЛ К-3 в Норвежском море в подводном положении произошел пожар в 1-м и 2-м отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа. Корабль своим ходом вернулся в базу.

8 марта 1968 года. Подводная лодка К-129 Тихоокеанского Флота потерпела катастрофу с гибелью всех членов экипажа (98 человек) и затонула на глубине 6000 метров. Причина катастрофы неизвестна.

24 мая 1968 года. В Баренцевом море на атомной подводной лодке К-27 произошла авария атомного реактора с жидкометаллическим теплоносителем. 6 членов экипажа получили острое лучевое поражение, АПЛ своим ходом вернулась в базу.

14 июня 1973 года. АПЛ К-56 на подходе к Владивостоку была протаранена НИС «Академик Берг». Погибли 26 членов экипажа.

18 июня 1984 года. На АПЛ К-131, находившейся в Средиземном море, произошел пожар в кормовых отсеках. Погибли 13 членов экипажа. Корабль своим ходом вернулся на базу.

3 октября 1986 года. В Атлантическом океане потерпела катастрофу и затонула АПЛ К-219 от последствий пожара, вследствие неисправности ракетной шахты. Погибли 4 члена экипажа.

7 апреля 1989 года. В Норвежском море от последствий пожара высокой интенсивности подводная лодка «Комсомолец» затонула на глубине 1650 метров. При пожаре и от переохлаждения в морской воде погибло 42 подводника, 27 членов экипажа были подняты из воды советским промысловым судном. Причины катастрофы и должностные лица Северного Флота, причастные к катастрофе, установлены возобновленным предварительным следствием, проведенным в полном объеме Главной военной прокуратурой. Материалы расследования доведены в полном объеме только до Военного Совета ВМФ, плавсоставу Подводных сил ВМФ не объявлены. Расследование приостановлено до подъема и осмотра АПЛ.

12 августа 2000 года. В Баренцевом море затонула на глубине 108 метров АПЛ «Курск». Все 118 моряков погибли вместе с кораблем. Подводная лодка поднята на поверхность и доставлена на базу. По официальной версии, катастрофа произошла вследствие взрыва торпед.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Ложный след «Боинга» Ложный след «Боинга»

Международное «расследование» проигнорировало предоставленные факты и назначило Россию виновной в катастрофе MH17

Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье