18+
четверг, 19 октября
Общество

Заповедник русского языка на Украине

Чтобы спокойно плевать на официальный Киев, нужно стать старообрядцем

  
39

Русским здесь быть не стыдно, а наоборот — обыденно и естественно. Возможно, именно тут единственное место на Украине, где всех поголовно не принуждают говорить по-украински, да и малочисленный «куст» украинцев предпочитает мове — «великий и могучий».

Русский дух здесь ощущается во всем: русые окладистые броды, рубахи навыпуск, подпоясанные пояском, женщины исключительно с покрытыми головами, даже на огороде… В Киеве уже давно не встретить того, на что здесь никто не обращает никакого внимания: средняя школа с русским языком преподавания всех без исключения уроков. Быт такой же, будто вы попадаете в среднестатистическое село Орловской или Курской губернии, откуда, собственно, и вышли предки местных жителей. Правда, перебрались они в эти живописные места украинского Подолья лет 300 назад и, отнюдь, не по своей воле. Крестятся двоеперстием, а имя Иисус пишут одним «и».

Потому что они — русские старообрядцы, последние из могикан Великой Древней Руси.

 — Питайтеся, православные! — приглашает к трапезе бородатый активист местной общины Иосиф, нажимая на гласные, как говорят в средней полосе России.

Он утверждает, что его жизнь в селе с витиеватым названием Пилипы-Хребтиевские идет по укладу, который заповедовали ему его предки. Эта связь между прошлым и настоящим ни разу прерывалась.

А вот про будущее старообрядцы говорят неохотно:

 — Все должно идти, как Бог даст…

Главное же в этом принципе, который сопровождает и формирует всю их жизнь, — будь-то общение с иноверцем, или приготовление пищи, это строгое соблюдение всех религиозных правил и обрядов, которыми насыщен повседневный быт старообрядческой общины.

 — Не курить, не пьянствовать… — хитро щурится Иосиф и поправляется: — Не злоупотреблять спиртным, вести, как это модно сейчас говорить, здоровый образ жизни. Только у нас он здоровый, потому, что мы верим в Бога, а от этого и тело стараемся блюсти в чистоте.

Очень легко провести параллель между жизнью крестьян в древних русских былинах и жителями этого села — миловидные женщины, крепкие и статные мужчины, многодетные семьи, ухоженные дома… Похоже, именно так выглядела когда-то обычная русская семья. Конечно, никто здесь не чурается научно-технического прогресса — сотовые телефоны и холодильники есть у всех. А вот телевизор старообрядцы стараются не смотреть. И не потому, что это может быть неугодно Богу, а просто ни к чему в селе драгоценное время зря переводить на рассиживание перед телеящиком.

Жизнь на отшибе и бывшей русской империи, и джунглей Амазонки, и в тайге на Аляске приучила старообрядцев к смекалке и выживаемости. Но совершенно невозможно выведать у кого-то из них, когда им жилось лучше — при новой украинской помаранчевой власти, или при старой — советской. На все подобные вопросы звучит один ответ:

 — Слава Богу за все! Были гонения, но выжили же, и на этом слава Богу! — говорит Яков Викулов, которого в его 52 года можно принять за великовозрастного юношу. Посты и молитвы, по словам Якова, лучшая диета для человека. —  Что такое диета, если по современному брать? Воздержание тела, но без пользы для духа. Нам так нельзя. В земь все равно уйдем, поэтому дух — это наша вера и наша молитва, как заповедовали нам наши отцы 300 лет назад.

Но поближе познакомившись с Яковом, можно-таки узнать некоторые проблемы этого сообщества, которые, впрочем, характерны и для большинства других сел и Украины, и России.

 — Не строили хлопцы в этом году релю, — говорит Яков, и городскому жителю ни за что не понять, какой трагический смысл заложен в этих словах. Реля — высокая, с трехэтажный дом, самодельная и нехитрая качель, постройка которой требует определенной сноровки. Возводят ее накануне Пасхи и в древних традициях — все трущиеся соединения на столбах должны быть только из коры. Никаких гвоздей и железа. Вместо веревок — тонкие прутья.

Этому развлечению в селе уделяют особое внимание. Для старообрядцев — это символ того, что все сущее имеет свое начало и конец.

 — Где еще парни с девчатами познакомятся, чтобы и не в церкви, и на глазах у родителей? Только на рели! Это наш «сельский клуб», — вновь вступает в разговор Иосиф  — А теперь в селе мало молодежи. Все подались в города. Многие в Россию вернулись — кто учиться, кто искать работу.

Иосиф загибает пальцы:

— Еще пару лет назад в нашем селе насчитывалось 700 старообрядцев. Сегодня уже не больше 500 осталось. Нет молодежи — нету рели — нету свадеб… Все это звенья одной цепи.

Старообрядцев всегда отличала смекалка в быту и жизни. Возможно, поэтому, еще сотни лет назад главными промыслами, неплохо кормившими, они избрали отнюдь не трудозатратное выращивание картофеля и свиней, чем традиционно занимались всегда в соседних украинских селах. Они с гордостью говорят, что во все времена каждый второй килограмм чернослива и сухофруктов на московских рынках — был из их села.

 — Это наш главный промысел! В каждой усадьбе был сад и специальные печи сушилки. В советское время в сезон на нас вся местная милиция поднималась — выставляли пикеты на дорогах, чтобы пресекать «спекуляцию», но мы все равно доставляли сухофрукт в Россию, — С пафосом говорит бородатый местный житель по имени Иван.

То, что милиционеры находили в машинах, корзинках, повозках — просто высыпали на землю и топтали. Но старообрядцы ушлые люди. Иногда по одному пути пускали караван-приманку, а по тайным тропам подвозили товар к поездам и самолетам. Бородач с воодушевлением рассказывает, как через проверенных проводников передавали сумки с черносливами даже в Норильск, Мурманск и Магадан…

— Честное слово, не вру! Был случай, отбывал как-то в ссылке наш местный батюшка, где-то под Магаданом, во время новых сталинских гонений на веру после Великой Отечественной. Пришел он в один из дней на местный базар, смотрит, а там наш пилиповский черносливом торгуют! — с жаром и улыбкой рассказывает легендарную историю Иван.

Теперь пилиповцы и рады бы возобновить былые подвиги, но Москва для них — истинно русских граждан Украины — далекая заграница с таможнями и пограничниками. Да, и конкурировать местному черносливу с турецким или среднеазиатским теперь не под силу.

Есть и еще одна причина, по которой Москва навсегда останется без старообрядческого чернослива. Поговаривают, что все участки возле Днестра вместе с плодоносными колхозными фруктовыми садами, давно уже выкуплены предприимчивыми депутатами из Верховной Рады — и из пропрезидентской «Нашей Украины», и БЮТа, и «Партии регионов». Коренным жителей оставили лишь скромные приусадебные наделы. Впрочем, это мало растаивает пилиповцев. В воскресный день женщины в сарафанах и мужчины в кафтанах идут в церковь и привычно поднимают глаза к иконам и крестам.

— В этом наша жизнь, — говорит местная бабка Агафья, — пусть забирают все. Наша вера и наша история — это путь лишений. По-другому никак нельзя…

Возможно, она права, только на Святую Троицу будет пустовать та роляна, где раньше для молодежи строила релю.

Киев — Пилипы-Хребтиевские

Фото автора

На снимках:

Старообрдцы села Пилипы-Хребтиевские;

По старинке в селе воду носят из колодцев. Мужчины на улицы выходят, подпоясанные пояском, женщины на головах носят платок. Такой формой одежды здесь удивить кого-то сложно;

Старообрядческий Архиепископ Киевский и Всея Украины Савватий освящает колокола, которые подарил один из известных украинских футболистов, выходец из старообрядческой семьи.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня