Общество

Загадка гибели А-330 зарыта в ил на глубине 4600 метров

К поискам «черных ящиков» разбившегося аэробуса подключились ученые и подводный флот Франции. Но шансы найти их — крайне малы

  
19

Бразильские и французские спасатели сообщили, что к утру вторника, 9 июня, обнаружены и извлечены из воды уже 24 тела пассажиров аэробуса А330 Air France. И это — большая удача, поскольку после падения с такой высоты обычно остаются лишь небольшие фрагменты тел.

Накануне в зону поисков подошел французский фрегат Ventose, на борт которого спасатели поднимают тела погибших пассажиров и обломки лайнера.

В еженедельном радиообращении к нации президент Бразилии Луис Игнасио Лула да Сильва пообещал, что военные, возглавляющие поисковую операцию, сделают все возможное, чтобы найти тела всех пассажиров и вернуть их родственникам.

Меду тем, нет недостатка в версиях гибели аэробуса. Однако, многие утверждают: пока аварийные самописцы («черные ящики») покоятся на дне Атлантики, все предположения так и останутся предположениями.

Сейчас на пути в зону падения аэробуса А330 движется французская атомная субмарина Emeraude и исследовательское судно Pourquoi Pas. На борту последнего находятся два глубоководных батискафа. Именно с их помощью французы надеются отыскать самописцы. Кроме того, поисковики вооружены акустическими гидролокаторами, предоставленными военными США.

О том, каковы шансы найти «черные ящики» на глубине 4600 метров, мы попросили рассказать Игоря Курдина, командира боевой атомной подлодки в отставке, ныне председателя Клуба подводников Санкт-Петербурга.

«СП»: — Игорь Кириллович, как вы думаете, усилия французов имеют высокие шансы на успех?

— Трудно сказать. Вообще современные атомные подводные лодки имеют очень совершенную гидроакустическую систему. И если «черные ящики», как положено, в течение 30 суток будут подавать радиосигналы, то их найдут.

«СП»: — В том-то и дело, что не подают — радиомаячки, как сообщалось, возможно, сдуло воздушным потоком, когда самолет разрушился…

— Думаю, в этом случае поисковики столкнуться с огромными трудностями. В данной ситуации боевая подводная лодка совершенно не поможет, ведь она способна только слышать, а вот видеть — увы, нет. Что касается батискафов, если они типа российских «Миров» — тут можно попробовать. А подобные аппараты имеются и у американцев, и у англичан, и у французов.

«СП»: — Но ведь велика площадь поиска?

— Да, вы правы. Думаю, искать самописцы на дне океана в радиусе ста километров — это все равно, что пытаться найти иголку в стоге сена. Насколько я знаю, дно океана в том районе Атлантики сильно пересеченное, возможно, покрыто илом. Если самописцы в него погрузятся — как искать? Тралить дно? Этим вряд ли кто-то станет заниматься. Но минимальные шансы, думаю, все же есть.

«СП»: — Может быть, в военном морском флоте существуют некие технологии поиска затонувших объектов?

— Безусловно, такие технологии наработаны и давно используются военными многих стран.

«СП»:— Например?

— Например, в свое время американцы провели уникальную операцию. В 1973 году они подняли со дна нашу подлодку с глубины шесть километров. Согласен, это достаточно большой объект, но с тех пор уже 40 лет прошло, и я думаю, появилось еще более совершенное оборудование, которое способно осуществлять поиск и «черных ящиков», и обломков самолетов.

«СП»: — Как вы думаете, в какую сумму могут вылиться подобные поиски?

— Мягко говоря, не дешево. Думаю, миллионы долларов.


Между тем

Французские и бразильские спасатели называют зону поиска не просто большой — огромной, и площадью не в сто, а в несколько сотен квадратных километров.

По предварительным данным следствия, после возникновения чрезвычайной ситуации, экипаж А330 пытался развернуться назад, но ситуация ухудшалась с каждой минутой.

Во вторник из воды был извлечен внушительный фрагмент хвостовой части аэробуса, который должен очень помочь в выяснении причин трагедии. К тому же, самописцы находились именно в хвостовой части самолета, и район поиска, таким образом, серьезно сужается.

Уже сейчас, эксперты, изучившие обломок хвостового оперения, предположили, что самолет начал разваливаться непосредственно в воздухе. На хвостовом фрагменте нет следов огня, а, следовательно, версию взрыва можно сразу исключить. Вероятнее всего, катастрофа нарастала постепенно, а пилоты рассчитывали посадить аэробус на воду. На данную версию указывает тот факт, что тела спасатели находят на поверхности океана в целости и сохранности, следовательно, командир дал команду пассажирам надеть спасательные жилеты, а потом все же предпринял попытку приводниться. Если бы лайнер рухнул с высоты 10 км — и от самолета, и от людей мало бы что осталось.

Напомним, когда на Дальнем Востоке ПВО СССР сбили южнокорейский Боинг-707 с 300-ми пассажирами на борту, и самолет рухнул в Тихий океан с 10 тысяч мет ров, ни одного тела найдено не было.


Из досье «СП»

Airbus A330−203, регистрационный номер F-GZCP. Двигатели General Electric CF6−80E. Начал полеты 18 апреля 2005 года, общий налет — 18 870 часов. Последняя плановая проверка проведена 16 апреля 2009 года. Экипаж: 3 пилота, бригада бортпроводников из 9 человек. Пассажиры: 216 человек, в том числе 126 мужчин, 82 женщины, 8 детей из 32 стран мира.

Время и место вылета: 19.03 (22.03 по Гринвичу) 31 мая, международный аэропорт Галеан.

Ожидавшееся время и место прилета: ориентировочное прибытие в международный аэропорт имени Шарля де Голля — 11.15 (9.15 по Гринвичу) 1 июня.

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня