18+
пятница, 26 мая
Общество

Скончался знаменитый гитарист Лес Пол, начинавший с губной гармошки

  
13

Известный американский гитарист Лес Пол (Les Paul) скончался в четверг в возрасте 94 лет в больнице американского города Уайт-Плейнс.

Смерть музыканта наступила от осложнений, вызванных заболеванием пневмонией.

Лес Пол известен как мастер игры на электрогитаре, а также как первый музыкант, прибегший к использованию многоканальной записи.

В одном из интервью, Лес Пол рассказал, как начиналась его карьера музыканта и, как он начал музицировать:

«Когда мне было девять лет, я стал чувствовать, что во мне просыпается какая-то склонность. Как-то раз я шел по улице и увидел рабочего, рывшего канализационную канаву. У него был обеденный перерыв, и он открыл свою котомку, вытащил оттуда губную гармошку, вытряс из нее хлебные крошки и сыграл несколько мелодий. Мне так понравилась эта губная гармошка, что я просто стоял и глазел на рабочего. В конце концов, ему это надоело, он протянул мне ее и сказал: «Вот, пацан, возьми и убирайся отсюда.» Так я стал играть на губной гармошке.

В другой раз я прихожу к другу, который сделал себе что-то вроде радиоприемника. Он рисует мне план, я иду домой и тоже собираю его. И первое, что я слышу по радио — это гитара. Затем я начинаю слушать передачи «The Grand Ole Opry», и некто по имени DeFord Bailey играет блюз на гармошке, причем странно: у него гармошка «до», а играет он в тональности «соль». И вдруг я понимаю, что он не дует в нее, а наоборот, втягивает воздух! И вот я уже популярен в своем родном городе, играю по кабакам, зарабатываю $ 30−35 в неделю, а мой брат водит грузовик, работает 50 часов в неделю и получает $ 18″.

Лес Пол родился в Ваукеше (шт. Висконсин) в 1915 году (оттого прозвище музыканта «Кудесник из Ваукеши»). С детства Пол проявлял интерес к радиоаппаратуре. Профессиональная карьера Леса Пола началась в самом начале 1930-х гг. в качестве певца-конферансье на сент-луисских и чикагских радиостанциях. Именно опыт работы на радио сказался на многожанровости творчества Леса Пола: он играл и народную музыку, и джаз, и блюз, и кантри, и эстрадные номера, гавайскую музыку. В конце 30-х гг. Пол вошёл в состав аккомпанирующего ансамбля Фреда Уоринга «Pensilvanians».

В 1941 году Лес Пол самостоятельно изобрёл первую электрогитару с цельным корпусом (до того были акустические гитары с звукоснимателями). Во время Второй Мировой войны был призван в радиослужбу ВС США, после которой работал в студиях Лос-Анджелеса в качестве аккомпанирующего гитариста для различных исполнителей (Бинг Кросби, Джек Бенни и др.). Бинг Кросби предоставил Полу один из самых ранних звукозаписывающих аппаратов, позволявших перезапись с магнитной плёнки на плёнку.

Результатом экспериментов с магнитной звукозаписью стали первые сольные пластинки Леса Пола, выпущенные в 1948 году — «Lover» и «Brazil»; в них гитарист применил технику многократного наложения звука. С этого времени Лес Пол выступает самостоятельно. Однако дальнейшая деятельность гитариста оказалась под угрозой, когда в декабре 1948 года он попал в автомобильную аварию, повредившую целиком его правую руку. При операции Пол потребовал, чтобы поломанную руку срастили под таким углом, чтобы он мог вновь играть на гитаре. После операции Пол проходил курс реабилитации полтора года. В 1950−52 гг. благодаря предложению компании Гибсона Лес Пол участвовал в разработке электрогитары, получившей его имя — «Les Paul». Les Paul стала одной из самых популярных электрогитар среди рок-музыкантов.

В 1949 году Пол женился на Айрис Саммерс. Изменив её имя на Мэри Форд, Лес Пол создал совместный музыкальный дуэт. Вместе они стали выпускать альбомы, которые мгновенно принесли им популярность. Альбомы дуэта составлялись из песен в исполнении Мэри Форд и инструментальных композиций, при этом, Форд, также периодически играла на гитаре. Её ровный, лёгкий голос, свойственный для кантри, уравновешивал виртуозную игру и сложные многослойные композиции Леса Пола.

Помимо наложения звука, Пол также экспериментировал с эффектами многократного эхо. Неслучайно его пластинки маркетировались как «new sound» («новый звук»). Одним из достоинств методов Леса Пола было то, что свои новаторские идеи он осуществлял в рамках доступной популярной музыки, нежели узкого авангарда. Пластинки первой половины 50-х были выдержаны в жанре джаза, однако с переходом на лейбл Columbia Records в 1958 году, звучание дуэта изменилось в сторону блюза, кантри и эстрады.

К началу 60-х гг. дуэт перестал пользоваться успехом. После нескольких альбомов в различных жанрах, Лес Пол и Мэри Форд расстались в 1964 году. Какое-то время Пол записывался, затем отошёл от музыки. Следующей работой были два альбома 1977—78 гг., записанные вместе с Четом Аткинсом. После этого Лес Пол вновь почти совершенно прекратил музыкальную деятельность.

В 2006 году Лес Пол получил две награды «Грэмми» за свой альбом 2005 года «American Made World Played» — первый записанный им альбом за последние 27 лет. Последние годы жизни Лес Пол выступал раз в неделю в нью-йоркском клубе «Iridium Jazz Club».


Читайте последние новости на сегодня, 26 мая, и аналитические материалы Свободной Прессы в социальных сетях: Facebook, Twitter, ВКонтакте, Одноклассники, Мир тесен, а так же Telegram.

Последние новости сегодня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Цитата дня
Жэньминь Жибао
Финам
Цифры дня