Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
13 ноября 2013 10:20

162 года назад официально открылась Николаевская железная дорога

2861

Много десятилетий эта дорога известна как Октябрьская магистраль. Данное «имя» она получила в 1923 году. Построена же была в середине XIX века. Указ о её сооружении император Николай Первый подписал 1 (13) февраля 1842 года.

Первоначально она носила название Петербурго-Московской. И стала первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской Империи, положив начало созданию в стране «железнодорожной сети общегосударственного значения». Протяжённость её составила 645 км (604 версты), «добавив» к 1913 году ещё 900 вёрст. Проходила по территории Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний.

Движение по ней открывалось частями. Сначала, в 1846 году, открылся небольшой участок пути от станции в Петербурге до Александровского механического завода. Затем первый участок дороги от Петербурга до Колпино (в мае 1847 г.), второй (в июне 1849-го) — от Колпино до Чудово. В августе того же года — от Вышнего Волочка до Твери. И, наконец, в ноябре 1851-го дорогу официально открыли на всем её протяжении.

Всего на строительстве было выполнено около 46 млн. м³ земляных работ. Построено 2 больших вокзала в столицах, 34 станции, 8 больших, 182 малых и средних моста, 69 труб и 19 путепроводов. Обошлось строительство в 67 млн. рублей. Для сравнения, годовой бюджет Российской империи в 1842 году составил 187 млн. рублей.

Несколько малоизвестных фактов о Николаевской (Октябрьской) железной дороге.

1.Большая часть уложенных на этой дороге рельс — иностранного производства. А вот железнодорожная колея — «чисто рассейская»! Она шире, чем в Европе и в США. Европейцы при строительстве своих магистралей «оглядывались» на древних римлян. Те, чтобы их колесницы бесконечно не ломались, однажды решили: все повозки и колесницы Римской империи должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами. А именно: тысяча четыреста тридцать пять миллиметров. Длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейскую повозку можно было запрячь двух лошадей. То есть, ориентировались на лошадиные, пардон, задницы. По одной из легенд, «виноваты» в том, что отечественная колея шире, купцы, вложившие немало личных денег в стройку, и заинтересованы в ограничении доступа в свою страну товаров с Запада. По другой версии, при выборе ширины колеи сыграл роль «военный фактор». Отличная от европейской ширина железнодорожной колеи затрудняла гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию. Что и случилось спустя без малого сто лет — во время Великой Отечественной Войны, когда войскам Вермахта пришлось менять колею для своего подвижного состава.

2.Железнодорожная ветка меж двумя столицами практически прямая. Делает небольшой крюк лишь близ станции Веребье Московской железной дороги. Это станция появилась в начале 1850-х годов. Проложить там ветку прямо помешал строителям рельеф долины Мсты и ее притоков. Пришлось сооружать так называемый Веребьинский обход. А в народе родилась легенда про «палец императора». Согласно ей, монарх, изучая представленные ему чертежи, проводил по линейке черту от Питера до Москвы. В одном месте карандаш зацепился за палец и получился крюк, а царские министры не посмели изменить начертание линии. К слову, станция Веребье прекратила свое существование в 2001 году.

3.Первым начальником вокзала (ныне Московского) Николаевской железной дороги в Петербурге был инженер Николай Ильич Миклуха. Строительство его завершилось 1850 году (архитектор — зодчий К. А. Тон). Спустя год от его перрона отошел первый поезд на Москву. По этому поводу царь щедро наградил всех участников знаменательной стройки. В том числе, Н. И. Миклуху, который не один год работал на строительстве железной дороги, возглавляя работы в заболоченных лесах Новгородчины. Его повысили в чине и назначили начальником «опытного участка дороги в Петербурге». Но прославили в историю фамилию Миклухи два его сына: старший Владимир, герой Цусимы, капитан броненосца «Ушаков», и младший Николай Миклуха-Маклай, этнограф, исследователь, путешественник.

Новости дня
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ