18+
среда, 28 сентября
Спорт

Футбольные фанаты «бьют» ниже пояса

Баннерные «войны» на стадионах перешли за грань дозволенного

  
85

Увы, перебранки и драки между фанатами разных футбольных клубов превратились в свое рода развлечение молодых людей. Здесь есть над чем задуматься. И не только правоохранительным органам, но и психологам с психиатрами.

Как мы уже сообщали, на матче в Санкт-Петербурге между «Зенитом» и московским «Динамо» в 14-м секторе стадиона «Петровский» фанаты петербургского клуба ненадолго вывесили отвратительный баннер, пересказывать который даже язык не поворачивается. В общем, не от большого ума кучка питерских фанатов пожелала «Динамо» того, что произошло с великим советским вратарем Львом Яшиным. Он, как известно, скончался в 1990 году.

Практически сразу футбольный клуб «Зенит» принес официальные извинения «Динамо» и его болельщикам. Самый популярный игрок питерской команды Андрей Аршавин назвал инцидент «позором» и «надругательством над памятью ушедшего из жизни человека, который является достоянием советского футбола».

А вот организованные фанатские движения «Зенита» попытались откреститься от баннера, разместив свое заявление на официальном сайте болельщиков клуба. Дескать, «баннер был сделан отдельными личностями и нижеподписавшиеся организации, являющиеся основой зенитовского фанатского движения, осуждают его. Мы полагаем, что в этом случае была перейдена некая грань».

Последний громкий баннерный скандал в российском чемпионате, произошел летом прошлого года в Самаре, на матче между местными «Крыльями Советов» и столичным «Спартаком». Тогда в адрес спартаковского игрока темнокожего Веллитона свои же фанаты вывесили баннер расистского содержания: «Monkey go home!» («Обезьяна, убирайся домой!»). Но клубу опять же удалось откреститься от скандального баннера и красно-белые отделались лишь легким испугом.

Война баннеров в российском футболе продолжается уже не первый год, но с каждым днем тактика и методы наступательных действий фанатов различных клубов становятся все изощреннее, и как показал все тот же матч в Санкт-Петербурге, более жестокими. Помимо уже упомянутого баннера о Яшине, внимание со знаком минус привлекло и творчество динамовских болельщиков.

Баннер, вывешенный на гостевом секторе, и обращенный «Зениту» гласил, намекая на хозяина питерской команды: «Болотные крысы народного газа». А в прошлом году на матче первого круга в Питере местные фанаты, чтобы «достать» динамовских поклонников, вывесили портрет Лаврентия Берии с подписью «Вы платите за его грехи». В ответном поединке динамовцы ответили питерцам плакатом с изображением Ксении Собчак: «А за ее грехи вам век не расплатиться».

К слову, термин «баннерная война» придумали журналисты, и большинству фанатов он не нравится. Те акции, что проходят на трибунах во время матча, гораздо чаще принято у них называть «хореографией» или «перформансом» (от английского performance — театральное представление), и в эти понятия входит вся организованная поддержка — от барабанов до файер-шоу. При этом смысл баннера не только в том, чтобы поддержать команду, но и в том, чтобы показать уровень «крутизны» самих фанатов.

Как правило, у каждого клуба, будь то «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Зенит» или «Динамо», существует специальная боевая группа, отвечающая за подачу баннеров. Фанатские объединения именно этих команд считаются реальной силой в баннерных войнах, и именно в очных встречах этих соперников на трибунах разворачиваются свои сражения. Пока к счастью бескровные, но все более ожесточенные. И каждый из болельщиков уверен: именно он победитель в этой войне. В то же время любой баннер, по замыслу фанатов должен нести некий смысловой посыл для клуба, может быть, даже протест, некий элемент фанатской культуры.

Любопытно, что у каждого фанатского объединения свои козыри. Например, у «Спартака» — это массовость. Как минимум тысяч двадцать болельщиков они могут «поставить под штыки», то есть под баннеры. Фирменным знаком «Зенита» всегда считалось файер-шоу: милиция в Санкт-Петербурге разрешает «своим» проносить пиротехнику на трибуны. «Локомотив» берет качеством и европейским стилем. ЦСКА же старается большинство своих баннеров делать в стиле карикатур. Иногда получается смешно и остроумно.

Наверное, многие помнят баннер «Привет участникам пятилетки», развернутый красно-синими на одном из дерби со «Спартаком». Тот баннер был посвящен пятилетней безвыигрышной серии «Спартака» в матчах с армейцами, и на нем были изображены тренеры, работавшие с красно-белыми в этот период. Но бывают и резкие баннеры, на грани фола. А порой и за гранью. Одна из самых взрывоопасных акций была предпринята армейцами на матче с тем же «Спартаком». Засланный на красно-белую трибуну фанат ЦСКА пустил по рукам растяжку «Мы — „Спартак“ и мы — г… о». Баннер продержался всего несколько секунд, пока фанаты, разобравшись, его не порвали. Но болельщики ЦСКА эту акцию почему-то вспоминают теперь при каждом удобном случае. Остальные считают, что она была уже за рамками правил баннерной войны.

Как и в войне, в баннерной главное — финансы. Бюджет организации представления с баннерами, шариками, плашками и флагами может составлять от 50 тысяч рублей до 30 тысяч долларов, если предстоит важнейшее столичное дерби. Приличная сумма, которую необходимо выложить за изготовление баннеров, заставляет фанатов сотрудничать со спонсорами.

История про то, как одна компания оплатила фанатам красно-белых изготовление баннера размером 25 на 50 метров, на котором вместе со словами «Спартак» навсегда!" красовался логотип алкогольной фирмы, известна всем столичным болельщикам. И не только им. По слухам, у компании из-за этой незаконной рекламы, которая им обошлась всего в несколько десятков тысяч долларов, были неприятности с Федеральной антимонопольной службой. Но больше пострадали сами фанаты «Спартака» — соперники теперь им при каждом удобном случае напоминают про эту водочную рекламу, называя коммерциализацию фанатского движения позором.

У фанатов других клубов есть спонсоры помельче. Потратить 200−300 долларов на не слишком роскошный баннер может позволить себе практически любой посетитель VIP-ложи. Тем более если учесть, что годовая аренда самой скромной такой ложи составляет не меньше 50 тысяч долларов.

Если фанатов «Спартака» обвиняют в участии в рекламных кампаниях, то болельщиков «Локомотива» недолюбливают за то, что до последнего времени баннеры им проплачивал сам клуб. А вот фанатов красно-синих попрекают тем, что практически все карикатуры для их баннеров бесплатно рисует команда профессиональных карикатуристов, которой руководит известный художник Алексей Меринов, являющийся страстным поклонником ЦСКА.

Так или иначе, финансов и энтузиазма на подобные акции хватает всегда. А основные проблемы связаны с органами правопорядка. Обычно милиция утверждает все фанатские акции, и без письменного подтверждения на трибуну нельзя пронести ни одно произведение фанатского творчества. При этом сразу же отсеиваются баннеры националистического содержания, с призывами к насильственным действиям, и баннеры, оскорбляющие человеческое достоинство (тем больше вызывает удивление, как баннеры про Яшина и «болотных крыс» могли попасть на трибуны «Петровского).

Запрещены и баннеры на английском языке. Например, на недавнем столичном дерби «Спартака» и «Локомотива» поклонникам красно-белых пришлось в машинах оставить около 30 «иностранных» баннеров и несколько мегафонов. При этом, как рассказывают сами фанаты, громкоговорители были изъяты у них по причине того, что они якобы могли быть использованы болельщиками для призывов бить милицию. Слава Богу, пока никто подобных команд не отдавал. Хотя если судить по безобразным баннерам на «Петровском», неадекватных элементов в фанатской среде становится все больше и больше. Кто знает, что может прийти в их буйные головы…

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье