Сегодня в Лос-Анджелесе стартует чемпионат мира по фигурному катанию. И у нашей сборной есть неплохие шансы хотя бы на одну золотую медаль. Например, у танцоров — Яны Хохловой и Сергея Новицкого.
После триумфа российских фигуристов на Олимпиаде-2006 в Турине нашу сборную покинуло сразу несколько ее лидеров, и в последующие два года дела в некогда самом успешном для нас виде спорта обстоят плачевно. Выход из провала наметился только в танцах на льду и у спортивных пар. На завершившемся в Хельсинки чемпионате Европы единственную для России золотую завоевали танцоры Яна Хохлова и Сергей Новицкий.
От выступления к выступлению класс этого дуэта стабильно растет, и теперь уже и на чемпионате мира подопечные известного специалиста Александра Свинина рассматриваются как претенденты на победу.
Незадолго до начала чемпионата мира, который пройдет в США, Яна Хохлова поговорила с корреспондентом «СП».
— Настроение перед этим чемпионатом у меня самое боевое. Мы, с моим партнером Сергеем Новицким, обязательно будем биться только за победу.
«СП»: — Если возьмете золото, то можно будет сказать, что вы уже практически отобрались и на Олимпиаду-2010 в Ванкувер?
— Я не стала бы говорить столь категорично. Конечно, если мы победим на чемпионате мира, то определенный задел для себя сделаем. Но ведь впереди еще чемпионат России. И там будет решаться очень многое.
«СП»: — Яна, про будущих чемпионов зачастую говорят — у этих детей нет детства. А как по этой части обстояло дело у вас?
— Мой папа всю жизнь играет в хоккей, а мама выступала в балете на льду. Но родители никогда меня не заставляли заниматься фигурным катанием. Да, у нас такой вид спорта, где новичка даже в 9-летнем возрасте могут посчитать безнадежным переростком. У меня не совсем обычная ситуация. Когда я была маленькой, родителям почему-то не удалось устроить меня в одну из элитных школ фигурного катания, каковыми в то время считались московские секции на Стадионе Юных Пионеров, в ЦСКА, а также «Спартак» в Сокольниках, где, кстати, сейчас мы тренируемся. Тамошние тренеры дипломатично говорили про меня: «Да, хорошая, способная девочка, но не умеет делать многого из того, чему в ее возрасте юный спортсмен уже должен научиться». Так что я тренировалась в балете на льду. Эта группа работает на АЗЛК до сих пор, и называется «Алеко». Мне трудно сейчас говорить про фигуристов, занимавшихся в элитных спортивных секциях. Но в балете на льду у нас, возможно, тренировочные нагрузки были не очень большими. Мне самой хотелось кататься больше, что я зачастую и делала, пока другие отдыхали. Я очень благодарна Алле Валентиновне Фомичевой, которая перешла на работу в наш балет из спортивной школы ЦСКА. У нее тренироваться было тяжело. Но она видела мое рвение, и порой занималась со мной и моей подружкой «сверх программы», за что сейчас я ей очень благодарна. Два года работы с Фомичевой дали результат: меня после этого стали чаще ставить на сольные номера балета на льду. И все равно, желание перейти в спортивное фигурное катание меня никогда не покидало. Но момент, когда нужно осваивать сложные прыжки, был упущен. Потому мне оставалась лишь одна дорога в большой спорт — в спортивные танцы.
«СП»: — Если брать телевизионные шоу, то один из партнеров в этих дуэтах — не фигурист. Лично вы через сколько времени с начала тренировок достигли такого уровня?
— Не будем брать в расчет здесь Анну Семенович. Она — все-таки фигуристка, причем, очень приличного уровня. А что касается других партнерш-нефигуристок в подобных шоу, то лично я их уровня когда-то достигла года через полтора занятий. Но такое сравнение некорректно. В детском возрасте какие-то навыки закрепляются быстрее, а страх практически отсутствует. Будучи взрослой, какие-то элементы я освоила бы с большим трудом.
«СП»: — Часто вас посещает чувство страха?
— Начинать заниматься фигурным катанием в дошкольном возрасте желательно не только потому, что легче осваиваются двигательные навыки, но и потому, что при разучивании новых элементов на льду спортсмен обязательно борется с чувством опасности, сковывающем его. А детей это чувство не сковывает.
«СП»: — В вашей программе много рискованных элементов, а таких поддержек не было даже у великих Пахомовой и Горшковой.
— К этому постепенно пришел наш вид спорта. Раньше в танцах оценки были очень субъективны. Потом, чтобы судьи руководствовались не только своими эмоциями, но и более четкими критериями, Международный союз конькобежцев (ИСУ) ввел обязательное включение поддержек, каких-то «дорожек» шагов, которые танцоры раньше могли выполнять только по собственному желанию.
«СП»: — Насчет поддержек Сергей сказал странную фразу в интервью: ему якобы усложнял жизни слишком маленький вес партнерши…
— Это он говорил довольно-таки давно, когда правила в нашем виде были немного другие. Он меня при исполнении каких-то элементов непроизвольно отрывал ото льда, и это считалось поддержкой. А сейчас такие вещи уже разрешены. Наши программы сблизились со спортивным катанием пар, и в какой-тот мере танцы зрелищность из-за этого потеряли… Но сложные прыжки у нас отсутствуют, и это мы стараемся компенсировать дополнительной эмоциональностью. Хотя и лучшие спортивные пары этим элементом хорошо насыщают свои программы. Атлетической подготовкой Сергею приходится специально заниматься. Хотя он говорит мне: «Ты — самая удобная моя штанга», но в межсезонье он работает и со штангой, и на тренажерах. Летом с нами атлетической подготовкой, помимо нашего тренера Свинина, занимался известный специалист легкой атлетики Александр Покровский.
«СП»: — Для вас сложно вживаться в различные образы?
— Приходишь на тренировку — вживаешься в образ. Моешься под душем — выходишь из образа. А когда танцевали «Ночь на Лысой горе», мы обмывались даже святой водичкой. А тема вхождения и выхода из образа актуальна и при исполнении танцев любви. Ведь в парах так часто бывает: вместе выступают брат или сестра, или же один из партнеров состоит в браке с другим человеком.
«СП»: — Кто вам выбирает музыку для выступлений?
— Выбор произведения остается за нашим тренером Александром Свининым. Он всегда угадывает то, что подойдет нам. Единственный раз мы с ним на эту тему дискутировали, и то — лишь по поводу аранжировки произведения. Еще бывают споры с ним по поводу компоновки разных кусков музыки для аккомпанемента. И это нормально.
«СП»: — Присматриваясь к работе вашего наставника, вы могли бы себя представить на его месте?
— При том, что Александр Васильевич является ярким представителем нашей отечественной школы фигурного катания, лучшей в мире, он из всех крупных специалистов в нашем виде спорта, несомненно, — главный «демократ». Здесь сказались два фактора. Во-первых, он многого достиг как спортсмен — в свое время в паре с Ольгой Воложинской он уступал только великолепному дуэту Бестемьянова — Букин. Во-вторых, он целых 10 лет провел в Англии, где каждый день был вынужден доказывать свою квалификацию не старыми заслугами, а тренерской работой.
После сотрудничества с таким мастером мне было бы непросто держать столь высокий уровень профессионализма. Хотя уже в 16-летнем возрасте я очень плотно работала тренером, была занята до 8 часов в день. На тот момент для меня это был основной заработок. Да еще нынешней осенью меня попросили, и я для одной юной фигуристки-одиночницы «ставила» отдельные связки между элементами для программы. Но в этом случае была работа скорее для души, чем для материального интереса. Тренерская деятельность в принципе мне понравилась. Такой же опыт есть и у Сергея. Когда мы работали тренерами, у нас на тот момент еще был не столь серьезным уровень собственных выступлений, и они в материальном плане мало что давали. В те годы и времени для тренерской работы оставалось достаточно. Хотя совмещение спортивной и тренерской деятельности физически изматывало меня основательно — под вечер до постели едва добиралась. Сейчас мы можем разве что продемонстрировать исполнение элемента молодым парам, с которыми работает Свинин.
«СП»: — Почему вы в Хельсинки давали интервью на английском, а Сергей — на русском?
— Российском журналистам я во внимании не отказывала, и говорила с ними, естественно, только по-русски. Но когда брали интервью англоязычные издания, я понимала все вопросы даже без помощи переводчика.
Сергей на самом деле тоже неплохо знает английский, но стесняется возможных ошибок, и лишь потому не говорит по-английски. А мне в детстве повезло на прекрасных учителей. К нам в обычную образовательную школу пришли две молодые преподавательницы и проявили большой энтузиазм в работе. Всего за два года они здорово натаскали меня. А потом взяла себе привычку перед отъездом обкладывать книжками и словарями, выписывать и заучивать новые слова.
Календарь турнира
Вторник, 24 марта
13:00 — 17:05 Танцы на льду (Обязательный танец)
18:15 — 18:40 Церемония открытия
19:00 — 23:40 Пары (Короткая программа)
Среда, 25 марта
09:00 — 18:20 Мужчины (Короткая программа)
19:00 — 23:00 Пары (Произвольная программа)
Четверг, 26 марта
12:30 — 16:50 Танцы на льду (Оригинальный танец)
17:35 — 21:45 Мужчины (Произвольная программа)
Пятница, 27 марта
08:45 — 17:30 Женщины (Короткая программа)
18:30 — 23:00 Танцы на льду (Произвольный танец)
Суббота, 28 марта
16:00 — 20:00 Женщины (Произвольная программа)
Воскресенье, 29 марта
14:00 — 16:30 Показательные выступления
(Время западного побережья США. Москва — + 11 часов)
Фото [*]