Ударим сервисом по туристу

Почему российские любители путешествий вынуждены отдыхать на даче

  
4438
Ударим сервисом по туристу
Фото: Лев Федосеев/ТАСС

Если что и поднимет с колен российскую экономику, так это туризм. Потому его нужно начинать активно развивать у нас везде, где только можно. В этом уверен и. о. главы профильного Федерального агентства Олег Сафонов. На днях он публично попытался обосновать данный свой тезис.

Для начала Олег Петрович заметил, что «территория у нашей страны огромная». Чем несколько удивил: факт давно известный, никем вроде не оспаривается. И есть на этой территории, развивал он тему, «места без промышленных предприятий, которые учреждать там как нецелесообразно, так и невыгодно экономически». Что, в общем, тоже не новость. Хотя сказать, что таких мест (свободных от производства) в стране много, нельзя. В бурную эпоху построения социализма фабрики и заводы росли у нас как грибы после летнего дождя — где надо, и где не надо. Достаточно вспомнить Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, вокруг которого за сорок с лишним лет его работы сломано было немало копий.

Другое дело, что многие производства за годы государственной «ломки» пришли в удручающее состояние, а то и вовсе закрылись, что привело к массовому переселению местного населения в более «хлебные» населенные пункты. А без местных, читай, обслуживающего персонала, что за туризм? Разве что дикий.

Но, гнет свою линию О. П. Сафонов, «туризм может развиваться практически везде, как в арктической зоне, так и на Дальнем Востоке, в Сибири, в центральных регионах, а про юг страны и говорить нечего». Именно в этом, по словам министерского чиновника, и заключается универсальность туристской сферы.

Читайте по теме

Кто бы сомневался! Весь цивилизованный мир испокон веков использует данное его качество, выставляя напоказ свои достопримечательности — исторические, архитектурные, природные, разные другие, и тем привлекая путешественников. Скажем, в Швейцарии установили в свое время памятные таблички на домах в деревушках близ тех горных альпийских перевалов, где в 1799 году ступала нога полководца Суворова. И разработали оригинальный туристский маршрут для желающих пройти «дорогой Суворова». Как только турист — свой и заезжий, что называется, пошел, в деревушках стремительно стали появляться кафе, открываться мини-отели, станции проката, создаваться службы проводников. Можно сказать из ничего сделали бизнес в отдельно взятом маленьком швейцарском кантоне!

Не в том вопрос, где может развиваться туризм, не в его универсальности и влиянии на экономику. Прежде всего, конечно, региональную. А в том, почему он у нас, с нашим-то историко-культурным и природным богатством, до сих пор в полузачаточном состоянии. Чему верный показатель - низкий уровень сервиса.

Об этом говорил на недавней пресс-конференции в Москве, посвященной итогам летнего сезона-2015, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров.

Он привел любопытные цифры. Из числа нескольких тысяч человек, опрошенных ВЦИОМ, 59%, взяв в этом году отпуск, провели его, не выезжая дальше дачи. Для сравнения: в 2014-м году дачный отдых выбрали 40% российских отпускников. В абсолютных цифрах это на 12 млн. человек больше прошлогоднего показателя.

«Люди выбирали дачу не от хорошей жизни, — прокомментировал Валерий Валерьевич полученные результаты. — Выбор был сделан скорее вынужденно: отдых за рубежом оказался для многих недоступным из-за резкой девальвации рубля. И на российских курортах цены „кусаются“, при этом сервис значительно отстает от европейского уровня».

Наш печально знаменитый ненавязчивый сервис способен надолго отбить охоту у отечественных любителей путешествий проводить отпуск в своей стране. Одна моя питерская знакомая, заядлая туристка, в советские годы не побывавшая разве что в Арктике, в августе ездила в Тулу, откуда родом её предки. В Туле музеи на каждом шагу и во всех большие очереди у касс. «Выстоишь, заплатишь за вход, потом доплатишь за туалет, затем не одну сотню выложить за коротенькую, очень беглую, экскурсию, — рассказывала она мне потом. — После чего, приценившись к сувенирам, от таковых предпочитала отказываться — и недешево, и просто неинтересные».

Но музеи, экскурсоводы — это пустяки, по сравнению, например, с гостиничным сервисом. Что на севере, в красавице Карелии, что на юге, он далек даже от скромных стандартов советских времен. Цены при этом вполне европейские.

Скажем, в Анапе и Геленджике, надеясь на значительный приток туристов, резко повысили стоимость всего и вся — номеров в гостиницах, продуктов, топчанов и зонтов на пляжах, и т. д. С чего бы вдруг? Да просто в прошлом году из-за проблем на Керченской переправе, часть потенциального «крымского» потока повернула к ним. Решили, так будет и нынче. И — обманулись. Точнее, обманули сами себя. Переправа на Крымский полуостров и обратно была налажена в 2015-м вполне достойно, и оснований «изменить курс» у туристов не возникло.

Читайте по теме

К слову, туристские перевозки — ещё один камень преткновения в развитии «хлебной» отрасли. Большинство маршрутов сконцентрировано вокруг Москвы и Петербурга. Дальше — в лучшем случае «неразвитость» транспортного сообщения. В худшем — полное его отсутствие. Как на севере Карелии, где вместо дорог одни направления, и везти по ним местные водители не соглашаются ни за какие деньги, так и в Крыму. Понятно, за те полтора года, что прошли после возвращения полуострова в состав России, просто не успеть везде поспеть. В смысле, привести в порядок. Но с дорог-то обычно начинают…

К слову, о крымских туристах-2015. Подводя предварительные итоги летнего сезона, Ростуризм заявил о «росте внутреннего туризма на 40%». Мол, задача импортозамещения в сфере отдыха выполняется успешно! И Крым тут один из лидеров. Но специалисты ВЦИОМ эти выводы не подтвердили. По их данным, рост популярности отечественных курортов совсем незначительный. Краснодарского края — с 11% до 14%, Крыма с 2% до 6%.

«Если бы данные Ростуризма соответствовали действительности, это были бы прекрасные результаты, можно раздавать медали и жить спокойно, — заявил по этому поводу первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. — На самом же деле, увеличился не туристский поток, а количество домоседов».

«Начинать развитие туризма в регионах нужно с хорошо поставленной информации, — считает питерский депутат Алексей Воронцов. — От соответствующей политики на местах многое зависит. Однако местные власти, мне кажется, недопонимают этого. Я в родном Петербурге давно не видел, например, баннеров с рекламой водных прогулок по Неве, а также из Невы — в Финский залив, к Петродворцу. Между тем, он был когда-то одним из самых популярных у гостей Северной столицы. Приносил весомую прибыль в бюджет города. Многие из тех, кто приезжает к нам нынче, об этом и не догадываются».

«СП»: — С водными прогулками в Петербурге в последние годы настоящая беда — они отданы на откуп коммерсантам, а те так подняли цены, что попросту отбили охоту у людей пользоваться «речными трамвайчиками».

 — Цены на всё для туристов очень высокие. Даже иностранцы жалуются. А уж им, казалось бы, что сетовать, учитывая курсы валют по отношению к рублю… Проблема, на мой взгляд, в чиновниках городской администрации. Они много говорят, но мало что делают. Так во многих регионах. В той же соседней с нами Карелии, которая, по своему природному потенциалу давно могла бы стать центром мирового туризма Севера Европы. И в Ленинградской области, где сохранились старинные крепости петровских и допетровских времен — Копорье, Ивангород, Орешек, Старая Ладога… Копорье на грани полного разрушения. Орешек начали недавно восстанавливать, но работы там предстоит ещё очень много, прежде чем можно будет «запускать» туриста. Да и знает ли современный российский турист об этих исторических доминантах вблизи Петербурга? Поедет ли? Государство, государевы люди, по нынешнему — представители власти — должны не говорить, а делать всё необходимое для того, чтобы туристы ехали «смотреть диковинки», без сожаления тратили деньги на путешествия, отдых в родных краях. Пока этого не будет, говорить о развитии отрасли не приходится.

Читайте по теме

«СП»: — Можно узнать, Алексей Васильевич, где вы провели минувшим летом отпуск?

— Я как патриот своей страны, города, поехал в санаторий «Белые ночи», что в Сестрорецке, на берегу Финского залива. Там удивительный воздух, там дюны, там все родное.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Владимир Круглый
Владимир Круглый

В сегодняшней нашей жизни очень важно, чтобы были средства массовой информации, которые несли действительно правдивую информацию, которая, может быть, не всегда приятна. Не всегда приятна власти, не всегда каким-то гражданам, но, тем не менее, она объективна, она независима и она, самое главное, правдива. Ваше издание «Свободная пресса» одно из таких средств массовой информации.

Очень важно, что такие средства массовой информации есть, что они развиваются, что им уже 10 лет.

Хочу пожелать удачи, успехов, продолжать работать активно в том же духе и радовать всех нас информацией, которая соответствует действительности!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня