Крым-2017: Кто виноват в провале — погода или жадность?

Украинские СМИ злорадно ликуют по поводу якобы неудачного курортного сезона в Тавриде

  
43370
Отдыхающие на пляже
Отдыхающие на пляже (Фото: Лев Федосеев/ТАСС)

Словосочетания «пустые пляжи Крыма» снова стало одним из самых популярных в украинских интернет-газетах и в «фейсбуках» киевских блогеров. Однако если в прошлом году в самом Крыму над разговорами о пустых пляжах лишь посмеивались, считая растущие прибыли, то в текущем тревожные голоса раздаются и из Симферополя, и даже из Москвы — от ведущих туристических экспертов России. Что же на самом деле происходит на пляжах солнечной Тавриды?

В 2016 году крымская туристическая отрасль показала рекорд российского периода — полуостров с января по декабрь посетили почти 5,6 миллиона отдыхающих. Это стало серьезным прогрессом по сравнению с 2015 годом (4,6 миллиона) и, тем более, 2014-м (4 миллиона). Таким образом, крымский туризм по количеству «курортников» почти вышел на «домайданный» уровень (5,9 миллиона туристов в 2013 году), а по финансовым показателям побил все рекорды постсоветской эпохи — в 2016 году доходы крымского бюджета (без учета поступлений из федерального центра) выросли по сравнению с 2013 годом в два раза.

Еще в марте текущего года в Симферополе делали оптимистичны прогнозы, рассуждая о перспективах преодоления 6-миллионного рубежа и необходимости развивать инфраструктуру полуострова для размещения еще большего количества отдыхающих. Сегодня в Крыму хмурят лоб, рассуждая над тем, что и где «пошло не так». Конечно, украинские страшилки о «пустых пляжах» — это не более чем фейки, однако объективно, крымский турпоток в 2017 году не только не вырос, но даже немного «просел».

Читайте также

На днях Ростуризм обнародовал данные, свидетельствующие о том, что по состоянию на 16 июня 2017 года в Крыму отдохнули 1,174 миллиона туристов. В прошлом году за тот же период крымскими красотами успели полюбоваться 1,221 миллиона отдыхающих. Таким образом, снижение турпотока составило около 3,8%.

Оценки сезона-2017 от Ассоциации туроператоров России и экспертов, представляющих отдельных агентства, — еще хуже. Согласно их расчетам, на конец мая продажи крымских путевок обвалились по сравнению с аналогичным периодом 2016-го на 30%. В комментариях к двум отличающимся друг от друга статистикам ожидаемо появились предположения о «приукрашивании данных» властью, однако министр курортов и туризма Республики Сергей Стрельбицкий, выступая 29 июня на Крымском транспортном форуме, все расставил по своим местам. По словам чиновника, посещающие Тавриды туристы стали реже покупать путевки через туроператоров и останавливаться в отелях, предпочитая снимать квартиры и домики у «частников».

Стрельбицкий уточнил, что в частном секторе сегодня останавливается порядка 36% туристов, посещающих Крым. А 48% отдыхающих не обращаются в турагентства и планируют отдых сами.

Главной причиной «проседания» турпотока крымский министр назвал плохую погоду. Впрочем, прошелся он и по жадности крымских бизнесменов: «Реалии сегодняшнего дня — это то, что турист переориентировался на частный сектор. Сегодня из-за цен, которые выставляют некоторые отельеры, они не заслуживают туристов. Турист ушел в частный сектор».

С главой министерства курортов и туризма солидарны и в крымском Госсовете. Глава комитета по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк на днях заявил журналистам, что «на сезон в самом сезоне не влияет никто, кроме погоды» и развеял слухи о том, что из-за проблемного начала сезона Стрельбицкого могут отправить в отставку.

Глава Крыма Сергей Аксенов, хотя больше и не ожидает в этом году приезда на полуостров 6 миллионов туристов, но считает, что на прошлогодние 5,6 миллиона Таврида все равно выйдет. Многие симферопольские чиновники демонстрируют уверенность в том, что после улучшения погоды положение выровняет «бархатный сезон».

Местные независимые эксперты, хоть и не считают ситуацию катастрофической, но настроены все равно менее оптимистично, чем республиканские власти. Развернутый анализ происходящего в крымском туризме сделал недавно блогер Александр Горный. Он упомянул такие проблемы, как отсутствие дешевых авиабилетов и «открытие» Турции (каждый третий турист в Анталье сегодня — россиянин), составившей Крыму серьезную конкуренцию. Также Горный указал на «неравномерность» в распределении туристов — одни отели и населенные пункты уже буквально забиты, а в других — пляжи действительно стоят пустыми. И дело здесь в конкретных чиновниках и бизнесменах, которые не работали перед началом сезона в сфере рекламы и PR, а расслабившись после прошлогоднего успеха, подняли цены, и стали ждать туристического изобилия… Из сильных сторон местных курортов Горный отметил рост экскурсионных предложений и быструю переориентацию крымского общепита под вкусы большей части отдыхающих (вместо баров открывают столовые и фаст-фуд). Перспективы падение турпотока в текущем году по сравнению с прошлым блогер оценивает примерно в 15%.

Местные жители и отдыхающие также активно обсуждают начало туристического сезона в популярных интернет-сообществах Крыма и Севастополя. Так, бурную дискуссию среди жителей полуострова вызвало размещение в сети поста с фотографией доски объявлений российского турагенства, с рекламой отдыха в трехзвездочном отеле в Гурзуфе за 43863 рубля и в трехзвездочной гостинице на итальянском курорте Форио за 33247… Прийти к общему знаменателю в оценке ситуации крымчане и туристы так и не смогли (орфография комментариев сохранена).

Светлана Васильева:

«Комментирую как турагент: действительно, Крым дорогой, даже очень дорогой. Но в данном случае вам предлагают Гурзуф с 3-х разовым питанием+лечение, а Италия только на завтраках. Но все равно это не оправдание».

Георгий Егерский:

«А давайте дальше плеваться в туристов, задирать цены, хамить и чаще им говорить „а чо сюда едите?!“»

Татьяна Фокс:

«Очень скоро к нам никто не приедет: за такой бардак платить такие деньги…»

Анна Коваль:

«Состою в АСМОК (ассоциация малых отелей Крыма), знаю их проблемы изнутри. Есть у нас шикарные отели и гостевые дома с бассейнами, чистыми пляжами, красивыми номерами и за разумные деньги. Но! 1. Дорога (переправа, авиа) + туристический сбор. 2. Продукты (на 20% выше московских) = очень высокие цены на питание. 3. Бюджетные деньги, выделяемые на благоустройство муниципальных территорий, дороги, освещение, уборка мусора и т. д., сами знаете где. Если вы думаете, что отельеры — это барыги, которые пытаются содрать максимум, ничего не вкладывая взамен, ошибаетесь! На данный момент дерут их… проверками, национализацией, налогами, транспортными расходами, которые включены в цену ВСЕГО. Я не говорю про таких мастодонтов, как Аквамарин или Ореанда — это особая каста».

Правда, есть моменты, в которых солидарны и владельцы отелей, и туристы, и обычные крымчане. Речь идет об удивительно высоких ценах на продукты питания (в частности, в Севастополе). Особенно возмущает пользователей сети стоимость крымских фруктов. По мнению людей, в южном регионе килограмм черешни не может стоить «в сезон» 200 — 300 рублей. На туристов, приезжающих на Юг и обнаруживающих там «московские» цены на фрукты и ягоды, такое открытие производит достаточно гнетущее впечатление. Сильнее всего это шокирует тех россиян, которые привыкли приезжать в Крым еще в «украинский период», наслаждаясь сочетанием «северных» или столичных зарплат и укроцен образца «до 2014 года». Впрочем, настоящих ценителей природы и исторических достопримечательностей выравнивание крымских цен с «общероссийскими» не останавливает — по многочисленным отзывам, море, горы и средневековые крепости Тавриды существенно превосходят то, что могут предложить, например, турки. А вот те, кто привык отдыхать на закрытой территории по системе «все включено» (с неограниченным джин-тоником возле бассейна) после турецкого сервиса в крымском могут действительно разочароваться.

В общем, свести все проблемы крымского туризма к одному-двум факторам просто невозможно. Ситуация на курортах — отнюдь не катастрофическая, Крым в этом году посетят миллионы отдыхающих (возможно, чуть меньше, чем в 2016-м, но явно больше, чем в 2015-ом). Свое веское слово еще предстоит сказать погоде — в конце мая текущего года даже температура воды в море возле Ялты и Севастополя была на пару градусов ниже, чем год назад. Сейчас море прогреется, и туристов явно станет больше, но…

Читайте также

Крым уже явно добрался до предела своих туристических возможностей при существующем порядке вещей. Дальше нужно будет что-то корректировать на стратегическом уровне. Для начала — определиться, нужно ли делать в Крыму ставку на активном туризме (с которым и так все достаточно неплохо), или стоит заодно развивать и «ленивый» отдых «по турецким лекалам»? Затем в любом случае — обеспечивать отдыхающих дешевыми билетами, снижать цены на продукты питания, контролировать качество оказания услуг (от общепита до такси). Если же ставка будет сделана на «пляжно-коктейльном» варианте отдыха и системе «all inclusive», то менять придется саму философию организации туристических услуг… И все это нужно будет делать очень быстро, буквально — «еще вчера». Справятся ли с этим крымчане? Будем надеяться.

А начинать крымским властям и отельерам нужно с донесения всеми доступным средствами до максимально широкой аудитории того факта, что Крым — это не только патриотизм и ялтинский пляж, но еще и чудесные каменистые берега Тарханкута, самый древний город России Керчь-Пантикапей, священный для каждого православного русского Херсонес, панорама «Оборона Севастополя», дворцы царской семьи, прекрасная Ай-Петри и львы «Тайгана». Пляжей с бесплатным джин-тоником — много, а Крым — один.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня