На китайцах зарабатывают все, кроме России

Турпоток из Поднебесной не приносит тех денег, на которые мы могли бы рассчитывать

  
5169
На китайцах зарабатывают все, кроме России
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Туристический поток из Китая в Россию ставит все новые рекорды. Гостей из Поднебесной зовет в нашу страну столетие революции. А вот что будет с наплывом туристов, когда завершится юбилейный год?

Почему «тормозят» электронные визы?

Ростуризм подсчитал, что с начала года (за первые девять месяцев) туристический поток из Китая в Россию вырос на 24% - до 840 тысяч человек. И это только те, кто приехал в рамках безвизовой программы. Напомним, что еще в 2000 году Москва и Пекин заключили соглашение о туристическом обмене, согласно которому члены туристических групп (от 5 до 50 человек) могут находиться на территории страны пребывания до 15 суток по общему групповому списку без оформления индивидуальных туристических виз.

Премьер-министр Дмитрий Медведев, который в конце октября побывал с официальным визитом в Китае, заявил, что визовые правила скоро станут более либеральными: предлагается сократить численность туристических групп с 5 до 3 человек, а срок разрешенного пребывания по групповой визе увеличить с 15 до 21 дня.

— Самое главное — сократить время от встречи предполагаемого туриста с туроператором до пересечения границы до минимальных сроков. Чтобы как только в информационной базе появилась информация о готовности принять туриста, такая же база появилась на пунктах пограничного контроля, — говорит заместитель главы Ростуризма Николай Королев.

Кроме того, с первого августа заработал закон об упрощенном въезде: отныне граждане 18 государств (среди которых, разумеется, есть и Китай), прибывающие в Россию через пункты пропуска в свободном порту Владивостока, смогут оформлять обыкновенные однократные деловые, туристические и гуманитарные визы в электронной форме.

Впрочем, судя по статистике, «цифровое» послабление несильно сказалось на географии китайского туризма. Подавляющее большинство китайских туристов — почти 300 тысяч (или на 15% больше, чем в прошлом году) — посетили Москву. Далее идут Приморский край, куда приехали 184 тысячи туристов (рост на 9%), Амурская область (93 тысячи, рост на 36%), Иркутская область (50 тысяч), Забайкальский край (34 тысячи) и Новосибирская область (23 тысячи).

Читайте также

«Китайские деньги» — мимо бюджета!

Китайский выездной туризм в последние годы показывает взрывной рост: скажем, в 2015 году китайцы совершили более 120 миллионов туристических поездок за рубеж, что в четыре раза больше, чем было еще в 2005 году. А в первой половине 2017 года, по подсчетам агентства Ctrip, китайские туристы совершили уже более 62 миллиона поездок, что на 5% больше прошлогоднего показателя. Ну а через пять лет, по оценкам Государственного управления по делам туризма Китая, показатели выездного туризма достигнут 700 млн. человек.

Естественно, это очень лакомый кусок, за который и борются российские власти. В проекте федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма» говорится, что до 2025 года именно Поднебесная продемонстрирует наибольший рост въездного турпотока в Россию.

Глава Минвостокразвития Александр Галушка заявил, что планируется увеличить количество китайских туристов только на Дальнем Востоке до 1 млн. человек в год. Помимо слов есть и действия. Галушка на встрече с китайским премьер-министром Ли Кэцяном попросил, чтобы информация об электронной визе продвигалась по линии МИД (скажем, появилась бы на сайтах китайских туроператоров).

Кроме того, с первого января по электронной визе можно будет прилетать не только в Приморский край, а во все дальневосточные регионы. Оформить визу можно на специальном интернет-портале на китайском языке, который также рассказывает о туристических возможностях Дальнего Востока.

Впрочем, вряд ли стремительный рост числа китайских туристов окажет «оживляющее» влияние на экономику Дальнего Востока. Даже в Санкт-Петербурге, где традиционно очень много туристов из Поднебесной, эффекта от их наплыва не видят. Причина в том, что благодаря теневым схемам китайских туроператоров фактически все деньги, заработанные на туристах (оплата питания, сувениров, экскурсий) окольными путями остаются в Поднебесной. Об этом недавно поведали питерские журналисты интернет-издания «Фонтанку.ru», которые провели полноценное расследование.

Турист — самый желанный гость

О перспективах российско-китайского туризма (особенно в регионах Дальнего Востока) «Свободная пресса» побеседовала с историком-китаеведом Сергеем Мстиславским, который в настоящее время возглавляет отдел пассажирских перевозок компании ATC Air Service Ltd (Гонконг).

— Туризм — это такой бизнес, который сам по себе денег приносит не так уж много. Но туризм дает возможность, во-первых, занимать работой большое количество людей. Если, конечно, они желают работать. На Дальнем Востоке занятость не очень. Так почему бы не решить эту социальную проблему за счет иностранных туристов?!

Туризм также способствует развитию смежных отраслей: строительство, легкая промышленность, транспорт, торговля и т. п. Поток покупателей — это всегда хорошо. Вопрос в том, как правильно распределить и задействовать ресурсы? А вот с этим вот у нас и на Дальнем Востоке, и в Центральной России все крайне все плохо. Поэтому время от времени звучит тема «экономической экспансии Китая».

«СП»: — Предложение Ростуризма по привлечению китайских туристов многие восприняли в штыки, дескать, они и так давно осуществляют экономическую экспансию на Дальний Восток

— Люди готовы у нас покупать товары, готовы оставлять свои деньги — что в этом плохого? Проблема зачастую в нас самих.

Если говорить о Дальнем Востоке, то тут, в первую очередь, отсутствует достаточная инфраструктура для массового туризма. Нет достаточного количества объектов показа и/или к ним затруднен доступ. То, на что именно поедут посмотреть эти миллионные массы туристов. Что кроме красивых видов мы можем предложить?

«СП»: — А ведь считается, что китайцы крайне прижимистые и экономят на всех «дополнительных» расходах в поездке?

— Китайцы, скажу вам, очень любят покупать! Это китайцы настолько раскрутили наш янтарь, что в Китае он уже признан драгоценным камнем. Тем более что наш президент Владимир Путин пользуется в Китае огромной популярностью, и его образ поможет продвинуть любую другую достойную российскую продукцию.

В других странах власти активно участвуют в формировании образа национального продукта: французы везде двигают свою вино, испанцы — вино и хамон, австралийцы — сандал… Китайцы едут в эти страны и вывозят оттуда огромное количество марочной продукции с огромной добавленной стоимостью. А что предлагаем им мы?!

Читайте также

«СП»: — Ну а как, на ваш взгляд, заработать на турпотоке обеим странам?

— На мой взгляд, чтобы был толк от китайского турпотока, нужны в первую очередь не большие, но очень точно просчитанные инвестиции в инфраструктуру и подготовку грамотных кадров в области туризма.

Даже предприниматели, работающие в сфере туризма на Дальнем Востоке, часто плохо понимают запрос своего потенциального клиента. Их нужно учить работать на китайском рынке, и этим должны заниматься реальные профессионалы. К сожалению, на китайской теме много спекуляций, и предприниматели отдают деньги просто за «обучение», не получая того уровня подготовки, который требуется. Здесь тоже надо наводить порядок.

В общем, «китайская» проблема ждет комплексного решения, а мы видим только набор полумер. Что весьма жаль, так как китайский турист не зря сейчас желанный гость в любой стране мира.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня