18+
суббота, 3 декабря
Путешествия

Кашин — «город русского сердца»

Изысканный городок находится в 3-х часах езды от Москвы

  
777

О, Кашин, Кашин городок,
Царь-града уголок!
Какие церкви там и горы!
Куда ни кинешь взоры —
Везде видишь пейзаж.
(Измайлов А.Е., 1827 г.)



Оказаться в Кашине мне помог мой отец. Частенько при выборе того места, куда отправиться, я обращаюсь к нему за советом. Он, будучи архитектором, в свои студенческие годы побывал во многих российских городах, а один из них ему так приглянулся, что он выбрал его для своей дипломной работы. Как нетрудно догадаться, диплом был о городе Кашине и о том, как умело на «городскую» природу был наложен прямоугольный градостроительный план, внедряемый повсеместно Екатериной II. Отец с удовольствием описывал, как многие улицы в перспективе упираются в холмы с храмами на вершинах, а почти неиспорченный советской застройкой центр города оказался окруженным со всех сторон рекой. «Надо ехать», — решил я.

Кашин или «город русского сердца», названный так в честь реки Кашинки, которая, петляя по городу, образует точный силуэт сердца, удивительно своеобразный и тихий городок. Но это именно тот самый случай, когда слово «своеобразный» служит искренним комплиментом. Что-то в Кашине есть своё, исконное и настоящее, какой-то внутренний дух, чудом сохранившийся до сих пор.

Стоит оказаться в исторической части города, там, где река Кашинка делает невообразимую петлю, то будто оказываешься на сказочном полуострове с древними церквями и торговыми рядами

Известная нам часть истории города начинается с неприятностей, постигших город в 1238 году. Кашин упоминается в списке покоренных монголо-татарами городов. От этого года, по принятой традиции, исчисляется возраст города, хотя, несомненно, он существовал и ранее. Местные жители даже поговаривают об основании города Юрием Долгоруким.

С 1247 г. Кашин входил в состав Тверского княжества и считался в нём одним из важнейших городов. Несмотря на зависимость от Твери, в городе чеканили собственную монету, вели летописную работу. Город постепенно превращался в крупный торговый центр, кашинские купцы вели торговлю с ближними и дальними землями. Развивалось ремесло, особенно производство красок (на гербе города изображены три ступки белил), а местные свинцовые белила вообще считались лучшими в России.

В 1485 году Кашин вместе с Тверью вошел в состав централизованного Московского государства. За свою многовековую историю Кашин не раз отражал набеги врагов, служил одним из сборных пунктов дружин народного ополчения Д. М. Пожарского, терпел тяготы разорений и пожаров, но снова отстраивался, стоял крепостью на прежнем месте.

Сегодняшний облик город начал приобретать в XVII веке с началом расцвета каменного строительства. Богатые кашинские купцы не жалели денег на украшение своих домов. Подчас их запросы перехлестывали через край. В городе до сих пор сохранился дом купца Капитонова, отправившего губернским властям прошение разрешить ему позолотить крышу своего дома. Ответ не заставил себя ждать и был на редкость лаконичным: «Дурак, сам царь живет под железной крышей. А ты чего надумал!»

К сожалению, старый Кашин легко потерять на фоне безликих жилых и промышленных построек

Возможно, купцу Капитонову просто очень хотелось, чтобы крыша его дома так же причудливо играла золотым отблеском под лучами северного солнца, как и купола тридцати соборов и церквей, насчитывавшихся в те времена в Кашине.

На шумные ярмарки в город съезжались купцы из Тверской и соседних губерний. Особую известность городу принесла торговля виноградными винами «заграничных» марок и дешевых сортов. Огромные состояния нажили на ней местные предприимчивые купцы. «Процесс приготовления кашинских вин отличался сомнительными качествами», — саркастически раскрыл эту технологию М. Е. Салтыков-Щедрин в романе «Современная идиллия». Кстати, торговля винами продолжается в городе и по сей день. И если раньше Кашин славился своими поддельными винами, то сейчас многие знают город по неплохим бальзамам и ликерам местного завода «Вереск».

К 1880-м годам население Кашина достигло почти 7,5 тысячи человек и практически оставалось на этом уровне до начала XX века. С проведением в 1890-х годах железнодорожной ветки активизировалась торговля хлебом и возрос экспорт льна — основной в уезде сельскохозяйственной культуры. Заметной вехой стало открытие в 1884 году курорта на местных минеральных водах, исстари известных своими целебными свойствами.

Колокольня Воскресенского собора (на неё можно подняться)

Главной доминантой Кашина является Воскресенский собор, который был впервые упомянут в летописи 1382 года. Когда в 1855 году к зданию собора пристроили тёплую церковь и грандиозную 70-метровую колокольню, он стал крупнейшим в Тверской епархии, внутри одновременно могло поместиться все 7-тысячное население Кашина.

Интересно, что 250 тысяч рублей на это строительство, а также на покупку на Лейпцигской ярмарке новых часов-курантов, дал местный виноторговец, купец Н.В. Терликов, как ехидно замечали горожане, «во искупление грехов».

Гордятся кашинцы историей города, сравнивая дела предков с подвигами былинных героев, чьими именами даже мосты называли — Ильинский, Добрынинский. Но особым почитанием пользуется в Кашине преподобная Анна, считавшаяся покровительницей и защитницей города.

Давайте перенесемся в далекий XIII век, когда истерзанная Русь оказалась под татаро-монгольским игом. В 1294 году ростовская княжна Анна была выдана замуж за тверского князя Михаила, который был «телом велик зело и крепок, мужествен и страшен взором», как повествует Никоновская летопись. Хотел оградить он свой народ от произвола завоевателей, а потому принял мученическую смерть в Золотой Орде. Убили его, сердце вырезали. И стал Михаил единственным тверским князем, причисленным к лику святых.

Вид с колокольни Воскресенского собора на центральную часть города

После смерти мужа вдову постигают два новых удара. Сначала там же, в Золотой Орде, был убит её старший сын Дмитрий по прозвищу Грозные Очи, а потом другой сын — Александр. После умирает третий сын — Константин. С достоинством приняла Анна тяжкие удары судьбы. Не озлобилась она на людей, а твердо решила посвятить оставшуюся жизнь защите несчастных, обездоленных, страждущих. Свое предназначение она стала свято выполнять, когда, потеряв мужа и сыновей, ушла в монастырь. В Кашине она прожила почти двадцать лет и пользовалась всеобщим почитанием и поклонением. И великая скорбь охватила горожан, когда в 1368 году она ушла в мир иной.

Купола Воскресенского собора

Шли годы, и казалось, угаснет память об Анне вместе с родом удельных кашинских князей. Но вот почти три столетия спустя об Анне вновь заговорили в связи с удивительными событиями, имевшими непосредственное отношение к Кашину. В Смутное время в период между 1606 и 1611 годами трижды подходили к городу поляки и всякий раз уходили, так и не сумев овладеть Кашиным. А тут вдруг вспыхнул пожар и также быстро прекратился. И стали задумываться кашинцы: не охраняет ли их некая чудодейственная сила?

Слухи о праведнице вскоре дошли и до Москвы. Царь Алексей Михайлович объявил, что сам прибудет в Кашин, чтобы присутствовать при перенесении мощей Анны из деревянного собора в каменный Воскресенский. Царь сам вместе с боярами поднял на плечи мощи преподобной Анны и перенёс их на новое место.

Ильинская церквь (построена в 1775—1778 гг.)

Не только при жизни, а и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю Анны Кашинской. Примерно через тридцать лет после состоявшейся в 1650 году её канонизации Великий собор во главе с Патриархом Иоакимом исключил её из сонма святых. Столь на первый взгляд странное решение объяснялось происходившими на Руси важными религиозно-политическими событиями, связанными с борьбой со старообрядчеством. Ведь все хорошо помнили, что при первом вскрытии гроба Анна Кашинская предстала с рукой, благословляющей людей. Но на руке были соединены не три, а два пальца. Так крестились раскольники. Поэтому у церковных иерархов возникли серьезные опасения, что Анна может стать символом старообрядчества. Это и предопределило её деканонизацию.

В Кашине кроме Карла Маркса и обязательной улицы Ленина, наличествуют такие названия, как улицы Красных Идей, Обновленный Труд и Смычка — именно так, в именительном падеже!

Но кашинцы продолжали почитать свою заступницу: войны, пожары и эпидемии на протяжении столетий обходили стороной этот тверской городок. Минуло более 220 лет, прежде чем стала возможной повторная канонизация Анны Кашинской. Она состоялась 25 июня 1909 года, вскоре после того как в России был принят закон о старообрядцах, предоставлявший им право свободного вероисповедания и гражданские права. В день повторной канонизации Анны в тихий Кашин, украшенный флагами и гирляндами, пришли свыше ста тысяч богомольцев.

Сейчас о благоверной напоминает и минеральная вода, на базе которой несколько десятилетий назад в городе был создан санаторий. Эта вода разливается и продается в Тверской области и за её пределами. Существует легенда, что в эту целебную воду превратились слезы Анны, которые она выплакала, молясь за Кашин и его жителей…

Добраться до Кашина из Москвы можно тремя способами: на машине, автобусе или поезде.

На авто: выезжаете по Ярославскому шоссе (М8), после Сергиева Посада сворачиваете налево на вторую бетонку (Московское бол. кольцо), после направо на трассу Р104 до Калязина и далее по указателю на Кашин. Расстояние от МКАД до пункта назначения примерно 220 км.

Автобус: отправление каждый день с Савеловского вокзала (11.30; 14.00; 18.00).

Поезд: Белорусский вокзал, поезд «602 Москва-Рыбинск», время прибытия в Кашин 02:20 ночи.

Переночевать можно в гостинице «Русь». Цена от 1000 рублей. Однако в связи с удручающим состоянием номеров, на ресепшене отеля можно получить телефон женщины, которая сдаёт квартиру по той же цене.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня