Путешествия

Внедорожная экспедиция в Якутию и Красноярский край

В программе: кимберлитовые трубки, тундра и северное сияние

  
2880

Как справедливо пишет в своем блоге путешественник Илья Кондрашев, автотуризм пришел в нашу страну не так давно. Дело тут не только в том, что многие российские дороги до недавнего времени представляли собой лишь «направления» — но и в том, что вдоль наших шоссе не было практически никакой инфраструктуры. Попытки изменить ситуацию, конечно, присутствовали. Например, сразу после войны товарищ Сталин, страдавший аэрофобией и любивший отдыхать на берегу Черного моря, распорядился проложить автомагистраль между Москвой и Симферополем. Шоссе с гостиницами, кафе и заправками построили достаточно быстро, но получилось все как-то скромно, и уже через десять лет пропускная способность трассы оставляла желать лучшего.

Маршрут: от Нерюнгри до Норильска

С тех пор ситуация, конечно, изменилась и продолжает меняться. Прокладываются дороги, такие, что их даже лично приезжает рекламировать премьер-министр страны. Впрочем, далеко не всем по душе гладкий асфальт и кто-то весьма сознательно выбирает едва проходимый маршрут. И действительно, если задуматься, это ведь так здорово — преодолев грязь, взяв брод и взобравшись на холм оказаться где-нибудь далеко от всех. Окинуть взглядом просторы, соединиться с природой, и запастись впечатлениями на всю жизнь.

Не исключено, что схожие мысли посещали Илью, когда он планировал свою очередную экспедицию в рамках зимней серии «В поисках края света». Ранее он уже побывал в Ненецком округе, исследовал полуостров Ямал, а теперь решил проложить путь к Северному Ледовитому океану по территории самого крупного региона России — республики Саха (Якутия).

В полном составе: три Nissan Patrol и Toyota FJ Cruiser

Проехать этим маршрутом можно только зимой, ведь дорог там, в общепринятом понимании, нет. Зато есть зимники. Их прокладывают прямо по руслам замерзших рек, по тайге и тундре. На этот раз участников экспедиции ждал полный набор географических зон Севера и великие реки Восточной Сибири — Лена, Алдан, Вилюй, Оленек, Анабар.

Забегая вперед, скажу, что финишировать удалось всем четырем экипажам. За 28 дней было пройдено 5000 км, из них 1300 км целины за полярным кругом. О том, как это было, мы решили узнать у организатора экспедиции Ильи Кондрашева.

Якутские лошади — животное, неприхотливое как автомат Калашникова

«СП»: — Илья, расскажите, как вы стали заядлым путешественником?

— В совсем недавнем времени, буквально лет 7 назад, я не интересовался путешествиями в принципе. В это трудно поверить, но это так. Даже в студенчестве никуда не тянуло, в 90-е как-то думалось только о том как заработать себе на хлеб. Собственно я и не был нигде к тому времени, может быть только Питер, да Нижний Новгород — и всё. Даже моря к 25-ти годам не видел ни разу. Но в 2004 году происходят события, которые буквально переворачивают мою жизнь — я еду в Индию. Из морозной и унылой Москвы я попал в другой мир, на другую планету. С тех пор именно это ощущения я и буду искать в своих поездках.

Потом были два года и 30 стран мира. Южная Африка, Австралия, Япония — хотелось забраться как можно дальше. Но оказалось, что самые глухие и впечатляющие места именно здесь в нашей стране, в России, особенно Север.

На речках пилят лед — так добывают питьевую воду

«СП»: — Что вас привлекает в автопутешествиях?

— Природа всегда влекла больше всего. Города, жильё — только по необходимости. Чем больше вокруг девственных пейзажей, чем больше расстояние до ближайшего человеческого поселения, тем ярче ощущение единения с природой. Пять лет назад появился первый внедорожник, горизонт сразу расширился. Потом ещё немного машину подготовил и пошло-поехало. Сначала Подмосковье, потом стандартная Карелия, Кольский и пр.

Магистральный зимник по тайге (летом здесь трава по пояс и сильно заболоченно)

«СП»: — Кто составляет вам компанию в поездках?

— За эти годы я много где был, много с кем поездил, получил некоторый опыт, так сказать. В настоящее время костяк команды — два человека. Соответственно это я и мой друг Ашот Оганесян. Ездим на одинаковых Nissan Patrol. Это значительно упрощает вопрос с запчастями, сейчас мы возим с собой порядка 60-ти наименований.

Так ровняют и чистят зимник

Могу сказать, что собрать настоящую команду — это довольное сложное дело. Ведь мы ездим не по Золотому кольцу или, скажем, вокруг Ладожского озера. Условия часто экстремальные, начиная от мороза, до полной автономки в течение нескольких недель. Психологическая совместимость, соответствующий опыт, знание техники — всё это имеет большое значение. Но самое главное — «скатанность» с остальными участниками. Важно притереться, понимать друг друга с полуслова, иметь общие цели, задачи и интересы.

Город Мирный. Карьер кимберлитовой трубки «Мир»

«СП»: — Как и долго ли вы готовитесь к каждой экспедиции?

Подготовка каждой экспедиции занимает много времени, это большая работа. От полугода до месяца. Тщательная подготовка — залог успешного прохождения задуманного маршрута. Чаще всего мы ездим в места, по которым информации либо крайне мало, либо просто нет — приходится искать, изучать всевозможные карты, созваниваться с регионами, собирать всё по крупинке: есть ли дороги, какого качества, какой рельеф, где можно заправиться (часто заправок просто нет или они ведомственные) и пр. Много приходится работать с картами, с различными людьми в администрациях, местными жителями, МЧС, пограничниками и т. д. и т. п. Иногда маршрут попадает под ведомственные территории, пограничные зоны, заповедники — приходится оформлять сложные пропуска.

«СП»: — Поговорим о вашей последней экспедиции. Какова была ее цель?

— Экспедиция стартовала из Нерюнгри, куда автомобили прибыли поездом, а экипажи самолетом. Изначально было анонсировано, что основная цель — это Юрюнг-хая, море Лаптевых и 73-й градус северной широты. И хотя 73-го градуса мы всё-таки достигли, вся многомесячная подготовка, все планы, все мысли и вся идея была в другом — пройти из Якутии на Таймыр, в Хатангу, пересечь Таймыр насквозь и выйти с востока к Норильску. На легковой технике это еще никто не делал, между редкими поселениями долган ходят только снегоходы, да Уралы примерно раз в несколько недель.

«СП»: — Как вас встречали местные жители в поселках? Что вас поразило или просто показалось любопытным в жизни местного населения?

— В Юрюнг-Хая и дальше наши автомобили вызывали дикое удивление у местных. Легковая техника в этих краях не ездит вообще, даже уазики. На нас все смотрели с открытым ртом и постоянно давали советы, где сложно, где легче. Но что любопытно, ни один из их прогнозов не сбылся.

Едем по льду Анабара — одной из самых больших рек Северной Сибири

Очень характерно, как в Якутии добывают воду. Родников нет, все замерзает, поэтому специально обученные люди пилят абсолютно прозрачный лед на реке и потом все это топится. В дальнейшем по всей Якутии мы неоднократно встречали около домов такие склады питьевой воды.

Северное сияние

Еще в Якутии у всего грузового транспорта от автобусов до тракторов выхлопная труба выведена наверх. Ибо если на сильных морозах в туман добавлять еще и выхлопы, то видимости не будет вовсе.

«СП»: — Был ли такой момент, когда опускались руки, что за время пути было для вас самым сложным и напряженным?

— Самым трудным был день, когда мы отъехали от Юрюнг-Хая в сторону Хатанги. Мы его прозвали «рубилово». В этот день мы прошли всего 20 километров. Дорожка была не простая. Дело в том, что, как таковой дороги из Юрюнг-Хая в Хатангу нет и, когда мы готовились к экспедиции, было не совсем понятно, проезжаемы эти места или нет, ездит там какой-то транспорт или нет, так это две административные единицы — Республика Саха и Красноярский край. Экономически, там нет никакой потребности в каком-либо транспортном сообщении.

Едем по колее, оставленной геологами на Уралах

Более того, в Хатанге довольно скептически относятся к якутам. Выяснилось, что в этом направлении все-таки проходят машины — раз в месяц или две недели. Едут грузовики, которые везут туши оленей. Любопытно, что в этих краях никогда не ездят в одну машину. Объясняется это просто — если с тобой что-то случится, то следующую машину придется ждать неделями.

Речки стали меньше, появились красивые и опасные наледи

Так вот в тот день, когда мы отъехали от Юрюнг-Хая и поехали буквально по снежной целине, у нас начались панические настроения, что пора бы нам возвращаться назад, потому что до Хатанги еще оставалось около 450 километров, а за день мы прошли всего 20. Солярка, конечно, оставалась, но как тут ехать. В первый день у нас ничего не получалось — как ехать, кто поедет первый. Но, впоследствии, разработали тактику, которая на следующий день уже принесла свои плоды — мы прошли, аж 50 километров. Отмечу, что по снегу-целине нужно ехать особенно. Колеса должны быть сильно сдуты, не давать газу и не делать пробуксовки, иначе машина сразу садиться. Надо ехать, выбираясь, колесами наверх — важно снег подминать под себя. На севере никогда не ездят, прорубая себе дорогу через снег — надо стараться ехать всегда поверху.

Колею заметает снег, порой ее вообще не видно

«СП»: — Были ли населенные пункты, которые произвели на вас сильно впечатление?

— Село Попигай. Это был первый населенный пункт на протяжении около 250 километров от Юринг-Хая. Между этими селами мы встречали только стоянки оленеводов. По нашему несчастью мы приехали в Попигай 8 марта вечером. Это был неудачный день. На вопрос, где у вас можно приобрести солярку — тут же стали появляться нетрезвые товарищи, которые стали предлагать обменять водку на топливо — одной бутылки у них хватает на пол-села, как у индейцев. Кроме того, нам тут сразу начали выносить бивни мамонта по грабительским ценам — 5000 рублей за кило, хотя нормальная цена — это 2500 тысячи. Попигай — абсолютно глухое место, мрак. Здесь нет ничего, никаких магистральных дорог. Жители зимой раз в месяц встречают проходящие грузовики. Вся доставка тут происходит только летом по воде — топливо, одежда, продукты. При этом у них есть своя пекарня, здесь какое-то безумное количество детей, я так понимаю, когда полярная ночь, заниматься больше нечем.

Село Попигай

«СП»: — Получается, Попигай оставило у вас скорее негативное впечатление, а были ли места, которые располагали и привлекали?

— Хатанга. Вот место, которое нас потрясло. Село, основанное аж в 1626 году, с очень крупным аэропортом, с длинной взлетно-посадочной полосой. Аэропорт здесь открыт 360 дней в году и служит запасным для всех воздушных судов, осуществляющих авиарейсы в Норильск. Все дома довольно крепкие, есть две гостиницы и один ресторан. Ресторан очень приличный и не дорогой. Гостиницы сильно разные — одна при аэропорте, с холодом в номерах, удобствами на этаже и ценой в 1500р/сутки; вторая — мини-отель с хорошими номерами, сауной и запредельной стоимостью 5000р/сутки и больше. Вообще в Хатанге все очень дорого. В первую очередь из-за стоимости авиадоставки. Небольшая закупка продуктами в местном магазине привела к довольно существенным тратам. Для примера — литр обычной воды стоит 150р.

Так заметает машины

Народ живет в основам охотой на дикого оленя. Население около 3 тысяч, но при этом есть и грабежи и изнасилования. Шиномонтаж четырех колес здесь мне обошелся в 6 тысяч рублей. При этом средняя заработная плата 35−40 тысяч рублей.

«СП»: — Ну и напоследок: что слушаете в машинах во время таких поездок?

— Чаще всего ничего не слушаем — абсолютно всё быстро надоедает. Много разговоров в рациях также способствует этому. Но особый шик — это послушать на длинных волнах какой-нибудь маяк или голоса в бескрайней арктической пустыне вечерком под завывание ветра… эхх.

Фотографии и видео предоставлены участниками экспедиции: Илья Кондрашов, Сергей Дюльдин, Ашот Оганесян.

Видеоклип о прохождении экспедиции:

Часть 1

Часть 2

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня